ВВС СССР во время Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:30, реферат

Описание работы

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому мы не просто должны помнить прошлое: мы должны глубоко анализировать пережитое, учитывать уроки войны для дальнейшего повышения боевой готовности и боеспособности ВВС.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Оценка ВВС СССР во время Великой Отечественной войны………………....5
ВВС накануне Великой Отечественной войны………………………………..12
Боевой путь 4 ГИАП…………………………………………………………….31
Жизнь-подвиг. Леонид Георгиевич Белоусов…………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Штаб ВВС Советской Армии, анализируя создавшуюся обстановку, на третий день войны доложил в Генеральный штаб свои соображения по более эффективному использованию фронтовой авиации. В докладе указывалось на серьезные недостатки в осуществлении взаимодействия авиации с сухопутными войсками, на распыленность ее действий мелкими группами без единого централизованного руководства со стороны командующего ВВС фронта. Предлагалось провести ряд массированных ударов по аэродромам противника с привлечением сил авиации фронтов и дальнебомбардировочной авиации. Смело выдвигалась идея привлечения для этой цели авиации соседних фронтов. Докладывались соображения о необходимости более четкой организации взаимодействия авиации с войсками и о необходимости выделения авиационных представителей со средствами связи в штабы общевойсковых армий Предложения ВВС Генеральным штабом были приняты и в соответствующих директивах доведены до командующих и штабов фронтов.

В первые дни войны  командование ВВС Советской Армии  по указанию Генерального штаба организовало борьбу за стратегическое господство в воздухе. Надо было во что бы то ни стало вырвать у противника инициативу в воздухе. Без этого невозможны были успешные действия сухопутных войск, нормальная работа транспорта и промышленности страны. Гитлеровцы стремились уничтожить нашу авиацию главным образом на аэродромах. Советское командование в начале войны выбрало другую форму борьбы, противопоставив массированным налетам немецких ВВС активные наступательные воздушные бои истребительной авиации, проводимые в границах каждого фронта, чередуемые с периодическими ударами по аэродромам. В воздушных боях не только уничтожались самолеты, но и гибли наиболее опытные фашистские летчики. На отдельных направлениях, где была благоприятная обстановка, советские летчики, ведя активные воздушные бои, одновременно наносили мощные удары по вражеским аэродромам. Такая обстановка сложилась в первые дни войны на северном участке советско-германского фронта, где немецко-фашистские войска перешли в наступление только 29 июня 1941 г. В целях ослабления авиационной группировки врага на, данном направлении и срыва готовившегося налета на Ленинград. Ставка приказала подготовить и провести массированные удары по аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались авиачасти 5-го воздушного флота Германии и финская авиация.

Командованием ВВС Северного  фронта (командующий — генерал  А. А. Новиков, заместитель по политической части — бригадный комиссар Ф. И. Усатый, начальник штаба — генерал А. П. Некрасов) совместно с ВВС Краснознаменного Балтийского флота (командующий — генерал В. В. Ермаченков) и ВВС Северного флота (командующий — генерал А. А. Кузнецов) был разработан и 24 июня утвержден Военным советом Северного фронта план уничтожения вражеских самолетов на аэродромах на северо-западном направлении. К участию в операции в общей сложности привлекалось 540 самолетов.

Рано утром 25 июня 236 бомбардировщиков и 224 истребителя нанесли первый массированный удар по 19 аэродромам. Враг не ожидая такого удара, был фактически застигнут врасплох и не сумел  организовать противодействия. В результате советские летчики успешно произвели бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. На аэродромах был уничтожен 41 вражеский самолет. Наша авиация потерь не имела. В последующие пять суток по этим же и вновь выявленным воздушной разведкой аэродромам было нанесено еще несколько эффективных ударов. По данным воздушного фотоконтроля, советские летчики, атаковав в общей сложности 39 аэродромов, произвели около 1000 самолето-вылетов, уничтожили и вывели из строя 130 самолетов противника. Командование немецко-фашистских войск в Финляндии и Северной Норвегии было вынуждено оттянуть свою авиацию на дальние тыловые аэродромы и отказаться на ближайшее время от налета на Ленинград. Это была первая воздушная операция Советских ВВС. Она имела важное военное значение и подтверждала сохранившуюся боеспособность советской фронтовой авиации.

8 июля 1941 г. Ставкой  был организован массированный  удар по аэродромам противника почти на всем советско-германском фронте.

7 июля в директиве Ставки в адрес командующих фронтов и Командующего ВВС Советской Армии было указано, что с утра 8 июля 1941 г. возможен налет германских ВВС по нашим аэродромам. Приказывалось боевые действия ВВС начать в 3 часа утра 8 июля ударом по аэродромам противника, в последующем перенести действия на поле боя и обеспечить разгром механизированных войск немцев.

На рассвете 8 июля соединения дальнебомбардировочной авиации нанесли удар по 14 аэродромам, а ВВС Северного, Северо-Западного и Юго-Западного фронтов — по 28 аэродромам. Всего было совершено 429 боевых самолето-вылетов. На аэродромах противника было уничтожено много самолетов, в том числе ВВС Западного фронта вывели из строя 54 немецких самолета.

За период с 22 июня по 10 июля 1941 г. советские ВВС уничтожили на аэродромах и в воздухе более тысячи самолетов врага.

Бывшие фашистские генералы и офицеры, авторы книги «Мировая война 1939—1945 гг.», вынуждены были признать большие потери немецкой авиации  в первые дни войны на советско-германском фронте: «...потери немецкой авиации не были такими незначительными, как думали некоторые. За первые 14 дней боев было потеряно самолетов даже больше, чем в любой из последующих аналогичных промежутков времени. За период с 22 июня по 5 июля 1941 г. немецкие ВВС потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 по 19 июля — 477. Эти потери говорят о том, что, несмотря на достигнутую немцами внезапность, русские сумели найти время и силы для оказания решительного противодействия».

В отличие от первых месяцев  второй мировой войны, когда немецко-фашистская авиация после завоевания господства в воздухе в действиях против Польши, Франции и других стран Европы не встречала никакого противодействия в воздухе, на советско-германском фронте она натолкнулась на упорное сопротивление.

Поддерживая сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы главные  усилия направляли на уничтожение войск  и техники противника. Быстрое  продвижение ударных группировок  противника на важнейших стратегических направлениях вынуждало командующих фронтами привлекать основные силы авиации на борьбу с немецкими мотомеханизированными колоннами и на поддержку своих обороняющихся войск. За первые 18 дней войны для отражения нападения врага и поддержки своих сухопутных войск советская авиация произвела около 45 тыс. боевых самолето-вылетов (ВВС Северного фронта — 10 тыс., Северо-Западного — более 8 тыс., ВВС Западного — около 7 тыс., ВВС Юго-Западного — более 10 тыс. и ВВС Южного фронта — более 5 тыс. и дальнебомбардировочная — более 2 тыс. самолето-вылетов).

В этих боях отличились многие авиационные части и соединения, отмеченные благодарностями военных советов общевойсковых армий и фронтов: на Северном фронте — 2-я смешанная авиационная дивизия (командир — полковник П. П. Архангельский), на Северо-Западном — 57-я смешанная авиационная дивизия (командир — полковник К. А. Катичев), на Западном фронте — 12-я, 13-я и 46-я бомбардировочные авиадивизии (командиры, полковник В. И. Аладинский, генерал Ф. П. Полынин и полковник Б. Р. Писарский), на Юго-Западном — 62-я бомбардировочная авиадивизия (командир полковник В. В. Смирнов) и на Южном фронте — 21-я смешанная авиадивизия (командир полковник Д. П. Галунов).

В ожесточенных сражениях, защищая социалистическое Отечество, погибли многие летчики, проявив невиданные мужество и героизм. 26 июня 1941 г. в белорусском небе беспримерный по мужеству и самоотверженности подвиг совершили командир авиаэскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной дивизии капитан Н. Ф. Гастелло и члены экипажа ere бомбардировщика лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин. Когда подбитый зенитным снарядом бомбардировщик загорелся в воздухе, все члены экипажа отказались от парашютов и направили пылающую машину на скопление немецких войск.

Успешно боролся с немецко-фашистской авиацией 401-й истребительный авиационный полк на самолетах МИГ-3 под командованием Героя Советского Союза подполковника С. П. Супруна. 4 июля 1941 г. в воздушной схватке с превосходящими силами фашистских самолетов С. П. Супрун погиб. За мужество и героизм он был посмертно удостоен второй медали «Золотая Звезда». Это был первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне, а первыми удостоенными в начале войны высокого звания Героя Советского Союза были летчики-истребители М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов.

 

 

Боевой путь 4 ГИАП

История полка исходит  от рождения вооруженных сил  молодой  республики Советов, когда приказом Реввоенсовета Республики 18 августа 1918 года на Балтике был сформирован 46-й отдельный авиационный отряд. В период 1918-1921 года отряд участвовал в борьбе с вооруженными силами интервентов и Белой гвардии на Мурманском и Архангельском направлениях, а затем на Северо-Двинском и Нарвских участках. Отряд принимал участие в подавлении контрреволюционных мятежей, в июле 1919 года на фронтах "Красная горка" и "Серая лошадь", а в мае 1921 года  в подавлении Кронштадского мятежа.

В апреле 1931 года отряд  за успехи был награжден "Красным  знаменем" ЦИК СССР. В 1935 году отряд был преобразован в 3-ю отдельную авиаэскадрилью, а в 1937 году она была реорганизована в 13-ый истребительный авиационный полк ВВС КБФ. В период 1937-1938 гг. лучшие летчики-коммунисты 13 ИАП в качестве добровольцев участвовали в боях против франкской реакции за свободу и независимость испанского народа. Их имена навсегда вошли в историю полка: А. А. Денисов, П. А. Гончаров, А. К. Свиридов, А. М. Никитин, А. И. Ьелов, В. В. Багров, П. И. Тактаров, В. С. Трошнен, А. Г. Шубников.

В 1939-1940 гг. после выполнения интернационального долга 13 ИАП, а именно, летчики-интернационалисты, находясь на командных должностях частей ВВС КБФ,  достойно защищали Родину в войне с белофинами.

1939 год для всей  нашей Родины был неспокойным.  Надвигались военные событи в Прибалтике и война с белофинами. В труднейших условиях суровой зимы 1939-1940 гг. летчики полка с аэродрома Котлы, а затем, овладев особенностями базирования и ведения боевых действий с подготовленного ледового аэродрома "Лавеноаяри", успешно громили противника, они смело наносили бомбоштурмовые удары по его аэродромам и войскам, движущимся по железным дорогам от города Выборга к линии фронта в направлении на Ленинград.

Война длилась три  с половиной месяца, и за это  время летчики уничтожили 25 самолетов и большое число боевой техники и живой силы противника. За проявленное мужество и героизм 70 летчиков и техников были награждены орденами и медалями Советского Союза. А трем летчикам, наиболее отличившимся в боях- командиру полка майору В. М. Романенко, капитану П. В. Кондратьеву и старшему лейтенанту В. М. Савченко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Война с белофинами закончилась  в марте 1940 года нашей победой. В  этой войне летний и технический  состав полка приобрели боевую зрелость.

Отечественную войну 13 ИАП  начал в Эстонии. С объявлением войны летний состав 3-х авиаэскадрилий взлетел с аэродрома "Керстово" и, совершив трехсоткилометровый перелет, приземлился на аэродроме "Юлимисте", а затем на "Лагеберг", расположенный вблизи эстонской столицы города Таллин. И сразу же вступили в ожесточенные бои с противником. Первыми открыли боевой счет сбитых самолетов врага летчики полка Г. Семенов, В. Дмитриев и К. Андреев. Они уже на второй день войны - 23 июня сбили вражеский самолет, защищая город Таллин. Так летчики 13 ИАП начали войну с немецко-фашистскими захватчиками. В первые дни зашиты города Таллина 20 фашистских самолетов неожиданно появились на подступах к городу, пытаясь нанести бомбовый удар по кораблям, стоящим в главной военно-морской базе - Таллин. Но одновременно поднятые по тревоге наши истребители разметали в небе Таллина бомбардировщиков противника.

Подобных вылетов до дня оставления Таллина немцы  не совершали. Но город пришлось все-таки оставить. В конце августа 1941 года с тяжелыми боями вместе со своими войсками, кораблями и авиацией Краснознаменного Балтийского флота полк отступил к рубежам родного Ленинграда.

Блестящей страницей  в историю Великой Отечественной  войны вошла героическая оборона полуострова Ханко.

Вместе с частями  гарнизона ]ханко мужественно сражались  с немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками- белофинами две эскадрильи 13 ИАП. Первая под командованием майора Леоновича и Четвертая Л. Г. Белоусова.

Летчики полка наносили бомбоштурмовые удары по батареям, аэродромам, кораблям, катерам и десантам противника, уничтожая его боевую технику и живую силу . Одновременно они прикрывали ВМБ Ханко и боевые действия своих кораблей от ударов фашистской авиации. Поддерживали десантников при высадке на острова, занятые противником. Вели воздушную разведку и корректировали огонь береговых батарей.

Близость линии фронта (5-6 километров от аэродрома Ханко) и  зоны действительного артиллерийского  огня противника очень усложняли  боевые действия наих летчиков. Бои над Ханко проходили ежедневно, и не было спокойно ни ночью, ни днем. Аэродром постоянно подвергался налету авиации и систематическому артиллерийскому обстрелу белофинов. Летчикам приходилось порой по нескольку часов находиться в самолетах в готовности к вылету, взлетать и садиться под огнем противника. А это было рискованно... Однако, в этих крайне сложных условиях, инициатива в воздухе принадлежала все же нашим истребителям.

И в небе грозовом, для  бурь открытом,

Как молния, бесстрашно, высоко-

Наперерез, вдогонку "мессершмидтам"

Опять летят Антоненко  и Бринько. (В. Азаров "Тем, кто на Ханко")

Летчики Антоненко и  Бринько первыми на Балтике удостоены  звания Героя Советского Союза.

В боях за Ханко отличились летчики Белоусов, Бискуп, Лазукин, Овсинников, Дмитриев, Цокопаев, Кузнецов, Творогов, Голубев, Бодаев, Васильев, Татаренко, Старухин, Кулашов, Белорусцев, Байсултанов, Андреев, Чернов и другие.

Фашисты своей авиацией не раз пытались сорвать подготовку и эвакуацию гарнизона Ханко, но воздушные асы Красного Гангута своевременно перехватывали и уничтожали противника. 2 декабря 1941 года, покинув Ханко, летчики возвращались на Родную землю, защищать любимый Ленинград.

За период героической  обороны ВМБ Ханко- с 22 июня по 2 декабря 1941 года летчиками полка было уничтожено 44 самолета противника, один сторожевой корабль, два торпедных и 14 катеров, 4 шхуны и несколько сот фашистских и финских солдат и офицеров.

Информация о работе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны