Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:30, реферат
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле, поэтому мы не просто должны помнить прошлое: мы должны глубоко анализировать пережитое, учитывать уроки войны для дальнейшего повышения боевой готовности и боеспособности ВВС.
Введение…………………………………………………………………………..3
Оценка ВВС СССР во время Великой Отечественной войны………………....5
ВВС накануне Великой Отечественной войны………………………………..12
Боевой путь 4 ГИАП…………………………………………………………….31
Жизнь-подвиг. Леонид Георгиевич Белоусов…………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49
В небе Ленинграда и Кронштадта завязывались жесточайшие бои, в которых участвовали не только летчики 13 ИАП, но и летчики 21, 71 и других истребительных частей.ёВ конце сентября 1941 года противник совершил несколько массированных налетов на корабли ВМБ Кронштадта. При отражении одного из них шестерка истребителей с ведущим Н. М. Никитиным вступили в бой с 40 фашистскими самолетами и одержала победу.
В конце сентября враг ежедневное в боях на земле и в воздухе нес большие потери. Однако, не считаясь с этим, фашисты рвались к Ленинграду.
А в августе 1941 года немецко-фашистские войска перехватили все железные и шоссейные дороги, связывающие Ленинград со страной. 8 сентября они захватили город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость) и вышли на южный берег Ладожского озера. С этого дня практически и началась бокада Ленинграда.
В истории боевой деятельности 13-го ИАП значительное место занимает прикрытие с воздуха водной и ледовой трасс "Дороги Жизни" в период 1941-1941 гг.. от работы которых в основном зависели работоспособность Ленинграда и жизнь ее защитников. Фашисты понимали важность этой связи города с Большой Землей и стремились нарушить ее ударами своей авиации по средствам перевозок и уничтожением перевалочных баз на побережье Ладожского озера. Сложность всей обстановки личный состав полка хорошо понимал и делал все, чтобы эту задачу выполнить, как можно лучше.
За боевые успехи 18 января 1942 года Приказом Народного Комиссара ВМФ СССР "За проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 13 ИАП в числе первых гвардейских полков на Балтике был преобразован в 4-ый гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КБФ". 21 февраля в морозный день на границе фронтового аэродрома у деревни Выстав командующий КБФ вице-адмирал В. Ф. Трибуц с членами Военного Совета вручил авиаполку Гвардейское знамя.
И вот пришла высокая награда
За боевые славные дела:
Страна защитникам родного Ленинграда
Знамя гварии полку дала (Ветераны 4-го ГИАП "Знамя полка")
Полк был выстроен поэскадрильно в направлении противника, чтобы тот все слышал. В торжественной обстаовке, приняв от командующего КБФ развернутое Гвардейское Знамя, командир Б. И. Мижайлов и комиссар С. Г. Хакилев преклонили колено, из примеру последовали летчики, техники, мотористы,командиры и политработники. Затем вслед за командиром личный состав авиаполка в один голос повторил слова Священной Клятвы.
В начале апреля ледовая трасса "Дороги Жизни" перестала функционировать. Это было началом навигации 1942 года.
С наступлением весны 1942 года летчикам 4 ГИАП пришлось драться с врагом с еще большей отвагой и мужеством, так как фашистское командование в целях ослабления обороноспособности Ленинграда решило сорвать перевозки из города в город. Для этого в период март-май месяцы были предприняты вражеские налеты авиации на порты, склады и железнодорожные станции Ладожского озера.
Базируясь на аэродроме "Выстав" помимо основной задачи по охране "Дороги Жизни" полк обеспечивал боевые действия флота и войск Ленинградского фронта.
28 сентября полк перелетел на аэродром "Приютино", с которого активно участвовал в Синявинской операции, имевший целью прорвать блокаду города.
30 сентября в воздушном
бою фашисты впервые
1941-1941 годы были самыми напряженными и трудными не только для летчиков, но и для личного состава полка за всю Отечественную войну.
18 января 1943 года войсками Ленинградского и Волховского фронтов и при поддержке артиллерии и авиации КБФ было прорвано кольцо 900-дневной блокады.
В операции по прорыву блокады 4-ый ГИАП принимал самое активное участие. С первого и ло последнего дня прорыва наши истребители удерживали превосходство в воздухе. Воздушные бои носили ожесточенный характер. Наши летчики дрались отважно и смело, отдавая все для победы, не жалея своих сли и жизни.
С весны и до конца 1943 года полк продолжал успешно выполнять задачи по прикрытию Ленинграда, ВМБ Кронштадта, войск фронта и обеспечивая боевые действия ударной авиации флота в Финском заливе.
С 14 по 27 января 1944 года был период долгожданного разгрома фашистов под Ленинградом. Участвуя в этих боях за полное снятие блокады города, летчики полка вместе с летчиками других полков своей 1-й гвардейской дивизии надежно прикрывали войска 2-й ударной армии, объекты флота, и обеспечивали сокрушительные удары наших бомбардировщиков и штурмовиков по наземному противнику. С конца 1944 года по май 1945 года полк продолжал вести бои за освобождение Латвии, Литвы и части Восточной Пруссии с городами Пиллау, Кенигсберг и другие.
Окончательную победу над Германией личный состав полка завершил в Восточной Пруссии вблизи города Кенигсберга, базируясь на аэродроме "Мюльзен". Здесь 15 мая 1945 года был торжественно отмечен деь Победы советского народа над фашистской Германией. Родина высоко оценила подвиги личного состава полка, вручив им 310 орденов, 229 медалей, а 11 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза. В мае 1945 года полк был награжден орденом Адмирала Ушакова 2 степени.
4 ГИОУАП ВВС КБФ вошел в состав авиации ВМФ СССР, как один из лучших гвардейских полков, покрывших себя немеркнущей славой в борьбе с врагом Родины. Его личный состав с честью выполнил свою гвардейскую клятву, данную Родине и народу по разгрому немецко-фашистских захватчиков.
Не все гвардейцы дожили до светлого дня Победы. Они в ожесточенных боях с фашизмом отдали свои молодые жизни за свободу и независимость нашей Родины, за счастье ныне живущих. Память о них навсегда сохранится в сердцах народа. Мужество, героизм и отвага гвардейского полка, проявленные в борьбе с врагом Родины, всегда будут служить достойным примером для наших поколений, не видевших и не испытавших всех тягот и ужасов Великой Отечественной Войны.
В 1960 году приказом Министра Вооруженных Сил СССР 4-й ГИОУАП был расформирован. Большинство личного состава ушло на учебу в институты и работать в народное хозяйство страны. Так закончился яркий содержательный боевой путь прославленного гвардейского истребительного авиаполка авиации ВМФ СССР.
Жизнь-подвиг. Леонид Георгиевич Белоусов
Леонид Георгиевич родился 3 марта 1909 года в Одессе (Украина), в семье рабочего. Образование получил начальное, работал слесарем.
С 1930 года - в Красной Армии. В 1933 году окончил Одесское военное пехотное училище, но вскоре его потянуло в небо. В 1935 году, закончив Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, он получил назначение в одну из авиационных частей…
В один из дней февраля 1938 года на перехват иностранного самолета, вторгшегося в наше воздушное пространство, подняли истребитель летчика-балтийца старшего лейтенанта Белоусова. Погода стояла отвратительная: низкая облачность, метель. Пробив облака, Белоусов перехватил нарушителя и «завернул» его обратно, после чего трижды пытался совершить посадку на своем аэродроме. Но усилившаяся метель окончательно стерла линию горизонта. Леонид Белоусов не захотел покидать самолет с парашютом и еще раз начал строить заход на посадку. Эта попытка стала роковой: истребитель врезался в землю и загорелся.
Товарищи вытащили пилота из полыхавших обломков. Потом начались госпитальные месяцы, пронизанные адскими болями в обгоревшем теле. Хотя самым страшным для летчика Белоусова была не боль, а перспектива остаться слепым и лишиться неба навсегда.
Однажды он не выдержал и сорвал повязку с глаз. Больничную палату сотряс крик. Прикованный к постели обезображенный человек кричал от радости… Он видел, а значит, мог когда-то вернуться в авиацию! Леонид Белоусов улыбался, когда врачи повязками погрузили его в темноту обратно.
Ленинградские хирурги практически заново сделали лицо морскому летчику. Стиснув зубы, пилот перенес 32 пластические операции: пересаживая кожу с других участков, врачи постепенно вылепили ему новые веки, нос, губы.
Леонид Георгиевич Белоусов не долечился до конца. Началась Финская война, и он сбежал на фронт. В студеной Карелии, прикрыв марлевые повязки на лице защитной маской, он водил свою маленькую «Чайку» на разведку и штурмовку.
За участие в той
войне Родина наградила летчика
Белоусова орденом Боевого
Великую Отечественную капитан Белоусов встретил плечом к плечу с однополчанами на отрезанной от «большой земли» базе Балтфлота Ханко. Защитники полуострова Ханко навсегда вписали свои имена в героические страницы военной истории России. Храбро дрался и Леонид Белоусов. Его наградили вторым орденом Красного Знамени. Но судьба уже приготовила ему гораздо более тяжелые испытания.
Летом-осенью 1941 года у этого мужественного человека опять открылись старые раны, начала беспокоить нога. Опасаясь отстранения от полетов, Белоусов не обращался к врачам, но с ногой становилось все хуже. Как-то после очередного вылета техникам пришлось вытаскивать его из кабины. Тут уж врач был неумолим. Белоусов улетел в Кронштадт на истребителе, требующем капремонта.
В тот момент немцы уже сжали кольцо вокруг Ленинграда и начали душить голодом его защитников и жителей. Белоусову каким-то образом удалось уговорить врачей не отправлять его в тыл. Он продолжил летать, прикрывая с воздуха Дорогу жизни.
Как-то в декабре капитана Белоусова опять вытащили из самолета на руках. В санчасти осматривавший его врач побледнел. На правой ноге пилота были все признаки спонтанной гангрены…
Ли-2 увез летчика в глубокий тыл. На прощание он твердо сказал боевым товарищам: «Я вернусь!»
В алма-атинском госпитале капитан попал в руки одного из самых известных советских хирургов – профессора Сызганова. Врачи и их пациент сделали все возможное, чтобы сохранить ногу, но гангрена поднималась все выше. Наступил момент, когда оттягивать ампутацию было уже невозможно. Леонид Белоусов смерти не боялся, но возможность летать и бить врага была для него дороже всего на свете. Капитан Белоусов был уверен, что даже безногим вернется в небо.
Правую ногу отняли выше средней части бедра. Все время, пока он лежал, а потом заново учился ходить, Леонид Белоусов мысленно прорабатывал возможности полета с протезом. Это поддерживало его и помогало не сломаться. Через месяц к нему приехала семья. Жена и дочь застали отнюдь не калеку. Перед ними был полный моральных сил и надежд человек.
Но когда Леонид Георгиевич уже привык к протезу, похожая ситуация началась и с левой ногой: сначала почувствовалась боль, потом исчез пульс, и, наконец, появилась характерная язва. На этот раз Белоусов сам сказал врачу: «Режьте, пока не поздно».
И этот последний, издевательский, самый тяжелый удар судьбы вынес русский летчик. Когда в его фантастическую идею полетов без обеих ног уже не верил никто, он только ушел в себя, собрал воедино все, что знал об авиации, и оттачивал в голове свою единственную Систему. Он научился ходить сначала на костылях, а потом с одной палочкой. Врачи сделали ему лучшие на то время протезы. Настало время испытать Систему на практике.
Хотя Леонид Белоусов пролежал на больничной койке полтора года, флот не забыл своего пилота-истребителя: в госпитале летчик получил звание майора, его помнили старые боевые товарищи.
В 1944 году майор Белоусов приехал в 4-й гвардейский истребительный авиаполк (ГИАП) КБФ. Командир полка известный ас-балтиец Василий Голубев знал Леонида Белоусова еще по боям на Ханко. Он направил безногого летчика, желавшего вернуться в строй, во флотский учебный авиаполк. Там с ним долго и кропотливо занимался заместитель командира полка подполковник Борисов. Голубев и Борисов дали шанс свершиться Подвигу. Ведь дело было не только в стремлении конкретного человека опять подняться в небо и послужить Отечеству, ради чего он жил и боролся. Дело было еще и в подвиге человеческой воли, силы духа, преданности делу. Этот подвиг должен был служить ориентиром на много поколений вперед.
Летные навыки возвращались к майору Белоусову с огромным трудом. Ноги для истребителя важны, как ни для какого другого пилота. Помимо взлета и посадки он активно работает педалями на многих фигурах пилотажа, при прицеливании и т.д. У Белоусова не было обеих ног, причем одной – выше колена, поэтому педалей он не чувствовал совершенно. В управлении самолетом он полагался только на левый протез и ограниченную помощь тела, накрепко фиксированного в сиденье. Задача архисложная! Только огромный опыт, врожденное чутье летчика и тренировки до изнеможения теоретически могли помочь совладать с современным истребителем. На практике до Леонида Белоусова таких экспериментов не проводил никто.
Кропотливые тренировки до седьмого пота сначала на «кукурузнике» У-2, потом на сравнительно простом в управлении истребителе Як-7, а затем на строгом мощном Ла-5 принесли свои плоды. Безногий летчик, практически полностью утративший навыки, снова успешно выполнял в небе все эволюции, которые требовались в воздушном бою. Даже влившись в состав 4-го ГИАП, майор Белоусов продолжал гонять своего «лавочкина» над аэродромом, оттачивая возвращающееся мастерство. В это трудно поверить, но Леонид Георгиевич Белоусов стал заместителем командира полка… по летной подготовке! По-моему, такой издевательский ответ (в виде национальной русской конфигурации пальцев) судьба-злодейка могла получить только от советских летчиков.
Информация о работе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны