Взятие Константинополя крестоносцами: взгляд современников событий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности по взаимному и глубокому воздействию на отношения Востока к Западу, крестовые походы имеют значение и для истории восточноевропейских народов. Особое место в истории восточных войн европейского рыцарства занимает четвертый Крестовый поход

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XII- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА…7
Византийская империя: взгляд с запада………………….....................7
Никита Хониат о Византии……………………………………………....10
ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИЦЕВ СОБЫТИЙ………………………………………………………………………14
Штурм и тактика крестоносцев…………………………………………14
Отношение к жителям Константинополя и разграбление города……………………………………………………………………………21
ИТОГИ ВЗЯТИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ОЧЕВИЦАМИ…………26
Реакция папы на взятие Константинополя…………………………….26
Взятие Константинополя глазами Ж. Виллардуэна и Р. Де Клари……………………………………………………………………………29
Взятие Константинополя глазами Византийских и древнерусских авторов………………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………36

Файлы: 1 файл

123.docx

— 88.65 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет имени Н. Ф. Катанова»

Институт истории и  права

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

Взятие Константинополя  крестоносцами:

 взгляд современников  событий

(Курсовая работа)

 

 

Выполнил: студент 2 курса, группы БИ-101

Чанков Д.А.

Научный руководитель: ст. преподаватель

Мансурова В.В.

 

 

Дата сдачи:

Дата защиты:

Оценка:

 

Абакан - 2012

  ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XII- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА…7
    1. Византийская империя: взгляд с запада………………….....................7
    2. Никита Хониат о Византии……………………………………………....10
  2. ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ  ГЛАЗАМИ ОЧЕВИЦЕВ СОБЫТИЙ………………………………………………………………………14
    1. Штурм и тактика крестоносцев…………………………………………14
    2. Отношение к жителям Константинополя и разграбление города……………………………………………………………………………21
  3. ИТОГИ ВЗЯТИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ОЧЕВИЦАМИ…………26
    1. Реакция папы на взятие Константинополя…………………………….26
    2. Взятие Константинополя глазами Ж. Виллардуэна и Р. Де Клари……………………………………………………………………………29
    3. Взятие Константинополя глазами Византийских и древнерусских авторов………………………………………………………………………….31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Крестовые походы имеют  не только общеисторический интерес, как  выражение идей и настроения умов в известный период средневековой  истории. По своим мотивам, а равно  по ближайшим последствиям, в особенности  по взаимному и глубокому воздействию  на отношения Востока к Западу, крестовые походы имеют значение и для истории восточноевропейских  народов. Особое место в истории восточных войн европейского рыцарства занимает четвертый Крестовый поход (1199-1204). Кое-кто из западных ученых считает его неким историческим недоразумением, своего рода парадоксом, и такое суждение имеет под собой определенные формальные основания: ведь поход этот, преследуя целью освобождение «святых мест» от мусульманского владычества, обернулся в конечном счете разгромом Византии и образованием на ее месте Латинской империи - государства крестоносцев, еще одного в ряду созданных ими на востоке ранее.

Однако, по существу, ничего парадоксального в подобном исходе не было: напротив, именно четвертый Крестовый поход исключительно рельефно продемонстрировал как раз те, далеко не всегда лежавшие на поверхности, устремления феодалов и католической церкви, которые с самого начала составляли главную и общую движущую пружину предприятий, осуществлявшихся под знаком креста. Религиозная оболочка - а церковь неизменно заключала в нее грабительские по своей основе войны рыцарей на Востоке - оказалась в этом предприятии полностью разорванной. Вместо того чтобы добиваться отвоевания Иерусалима у «неверных», крестоносцы, двинувшиеся было против мусульманского Египта, захватили христианское государство - Византийскую империю, разорили дотла ее столицу, да этим и удовольствовались, словно проблемы освобождения Святой земли и не было.

Актуальность данной работы в XXI веке очень высока особенно для нашей страны. Проблема взаимоотношения востока и запада заложенный в период крестовых походов до сих про не решена.

Объектом данного исследования является – Византийская империя  в конце XII -  в начале XIII вв. Предметом является взятие Константинополя крестоносцами.

Цель: Рассмотреть взятие Константинополя глазами очевидцев этого события.

Задачи выделены следующие:

  1. Рассмотреть западное мнение о состояния Византийской империи XII – в начале XIII века
  2. Изучить мнение Никиты Хониата о Византии
  3. Рассмотреть штурм Константинополя и тактику крестоносцев
  4. Исследовать отношение крестоносцев к жителям и разграбление Константинополя.
  5. Охарактеризовать реакцию папы на взятие Константинополя
  6. Проанализировать взятие Константинополя глазами западных хронистов
  7. Изучить оценку византийских и древнерусских авторов на взятие Константинополя 

Хронологические рамки: конец  XII века – 1204 год. Географические рамки охватывают территорию Византийской империи.

 Ученые собрали и обработали колоссальный фактический материал источников на латинском, греческом, старофранцузском, армянском, русском и других языках, уточнили массу деталей, касающихся конкретных событий Крестового похода. Удалось заполнить много белых пятен в его истории. Тем не менее, и до настоящего времени еще не достигнуто полное согласие по всем спорным вопросам, дискуссия продолжается. Положение осложняется в особенности вследствие того, что за сугубо научной, казалось бы, полемикой всегда просматриваются осознанные или неосознанные идеологические и политические позиции историков.

По этой проблеме существует много научных работ, но я собираюсь  рассмотреть лишь наиболее, по- моему  мнению, объективные. Эти работы очень  разнообразные по своему составу  и делятся на 2 категории: хроники  участников похода и исследования современных  ученых - историков.

Первый труд по Крестовым походам, принадлежавший отечественной историографии, появился в 1835 г. Это была книга известного автора исторических компиляций, литератора и учёного-самоучки И. Д. Ертова (1777-1842 гг.) «История Крестовых походов для освобождения Иерусалима и Святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории». В 1837 г. И. Д. Ертов издал ещё один труд: «Историю Восточно-Римской или Константинопольской империи».1

Вновь история крестоносного  движения оказалась в поле зрения отечественных исследователей только со второй трети XIX в. Обусловлено это  было стойкой популярностью данной темы в Европе, в первую очередь  во Франции, с которой у России были тесные научные и культурные связи. На протяжении первой половины XIX в. в России обнаруживается постепенное  нарастание интереса к истории Крестовых  походов, выражавшееся, главным образом, в подготовке переводов трудов зарубежных авторов.2

Исследования Ф.И. Успенского были опубликованы в начале 20 века. Одно из опубликованных исследований - «История Крестовых походов» очень  четко отражает причины и истинную суть походов. Его работы отличаются научностью и объективностью. Например, он пытается выявить истинные причины  завоевания Константинополя.3

Труд А.А. Васильева «История Византийской империи» был издан в 1923г., а второе полное издание было написано уже в эмиграции. Вполне может быть, что именно это повлияло на его объективность. Например, он рассматривает четвертый крестовый поход и как духовный порыв крестоносцев, и как погоню за наживой. Но все - же автор отмечает преобладание материальных интересов над духовно-религиозными мотивами. Васильев очень красочно описывает крестовый поход, но в то же время весьма скрупулезно отражает факты и события.4

Что касается советской историографии - здесь видным авторитетом является М.А. Заборов, чьи работы отличает несколько  предвзятый взгляд на походы, но, тем  не менее, как отметил Е. Гуринов, они не утратили своего значения и  по сей день. Научные работы М.А. Заборова проводились в 60 годы 20-го столетия. В работах М. А. Заборова главный упор делался на выявлении отношения историка к Крестовым походам как к явлению средневековой жизни, их предпосылкам и причинам. Немаловажным являлось и анализ М. А. Заборовым причин научного интереса отечественных авторов XIX - XX вв. к исследованию крестоносной экспансии на Восток. К сожалению, на исследования Заборова большое оказала марксистско-ленинская идеология, что в свою очередь отразилось недостаточной объективностью, которая просто необходима при изучении этой проблемы.5

Истории крестоносцев в Византии посвящена интересная монография д.и.н. С.П. Карпова «Латинская Романия», обобщающая опыт отечественных и зарубежных медиевистов, изучающих последствия  Четвертого Крестового похода.6

 

 

 

1. ВИЗАНТИЯ В КОНЦЕ XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА

 

 

 

1.1. Византийская империя: взгляд с запада

 

 

 

На первую половину XII в. приходится новый и, пожалуй, последний период экономического и внешнеполитического  подъема Византийской империи. Провинциальные города процветали; золотая монета, которую чеканили императоры династии Комнинов, пользовалась признанием и  в Закавказье, и в странах Западной Европы. Но этот подъем оказался непродолжительным: уже в правление Мануила I Комнина (1143-1180 гг.), умного дипломата и блестящего рыцаря, грозовые тучи стали собираться над Константинополем. А четверть века спустя после смерти Мануила византийская столица, разграбленная и полусожженная, лежала у ног венецианских купцов и французских баронов7.

Международное положение  империи на протяжении всей истории  было достаточно сложным: в глазах многих государств, в том числе и западноевропейских, Византия была богатой добычей. Давно уже разные политические деятели запада твердили, что Константинополь - отнюдь не та неприступная твердыня, какой его считают испокон веков.

Р. Клари пишет: «Дож Венеции хорошо видел, что крестоносцы находятся в стесненном положении; и вот он обратился к ним и сказал: «Сеньоры, в Греции имеется весьма богатая и полная всякого добра земля; если бы нам подвернулся какой-нибудь подходящий повод отправиться туда и запастись в той земле съестным и всем прочим, пока мы не восстановили бы хорошенько наши силы, то это казалось бы мне неплохим выходом, и в таком случае мы сумели бы двинуться за море»8. К концу XII – началу XIII вв. на политической арене запада Византийская империя воспринималась, как страна второстепенной роли или же, как сочный пирог, который должен им принадлежать.9

Особенно враждебно были настроены против христианской Византийской империи венецианцы. Попытки императоров ограничить их привилегии и потеснить показали венецианцам, что их позиции в Византии не являются незыблемыми. Но не только желание утвердить свое положение в империи двигало венецианцами в стремлении направить крестоносцев против Византии. Они были хорошо осведомлены об истинном положении дел в империи и стремились к полному и безраздельному господству в торговле Константинополя, расположенного на пересечении торговых путей Запада и Востока10.

Мечты о богатствах империи  давно уже лишили спокойного сна  и многих венценосцев Европы и  их, буйных и алчных вассалов. Ж. Виллардуэн пишет: «Так вот, вы можете узнать, что они долго разглядывали Константинополь, те, кто его никогда не видел, ибо они не могли и представить себе, что на свете может существовать такой богатый город, когда увидели эти высокие стены, и эти могучие башни, которыми он весь кругом был огражден, и эти богатые дворцы, и эти высокие церкви, которых там было столько, что никто не мог бы поверить, если бы не видел своими глазами, и длину, и ширину города, который превосходил все другие города. И знайте, что не было такого храбреца, который не содрогнулся бы, да это и вовсе не было удивительно; ибо с тех пор, как сотворен мир, никогда столь великое дело не предпринималось таким числом людей».11

Особенно большие надежды  на овладение землями империи  питали германские императоры. Завладев государством сицилийских норманнов, германский император предъявил  свои претензии на территорию Византии между Драчем и Солунью как  наследник Роберта Гвискара и  Боэмунда Тарентского, дважды захватывавших  эти земли в течение истекшего  столетия.12Испуганный Алексей III поспешил задобрить германского императора крупной суммой денег, выплатить которую оказалось, однако, очень трудно. Отношения с германцами не улучшились и после прихода к власти в Германии в 1197 г. Филиппа Швабского. Напротив, они стали еще более напряженными. Особенно опасным было то, что некоторые бывшие византийские земли уже находились в вассальной зависимости от германской короны: Кипр уже признал верховенство германского императора.13 Только феодальные смуты помешали Филиппу Швабскому пойти войной против Византии, едва он получил престол. Также король Франции и другие крупные феодалы Западной Европы мечтали поживиться за счет земель на Востоке, а также пограбить владения Византии и самый Константинополь.14

Таким образом, Византия выглядела в глазах западного мира как, «богатая и добрая земля». Торговцы, путешественники рассказывали о богатствах империи. А ее столица Константинополь казалось настолько величественной, что прибывшие к стенам города крестоносцы были в сомнении в том, что они смогут взять его штурмом.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Никита Хониат о Византии

 

 

 

Как уже отмечалось, Византийская империя находилась в глубоком упадке. Экономический упадок Константинополя тяжело отразился на положении населения столицы и чрезвычайно обострил социальную борьбу в городе. У византийского историка Никиты Хониата мы встретим немало рассказов о том, как ремесленники - он именует их часто «чернью» или «смутьянами» — поднимали восстания в Константинополе, нападали на дома знати, на латинских купцов, на ненавистных императорских чиновников.15

Все более возрастали на протяжении XII в. привилегии иностранных купцов. Положение венецианских торговцев уже тогда оказалось более выгодным, нежели самих византийских купцов, выплачивавших в казну крупные суммы из своих доходов. Постепенно венецианцы оттеснили местных торговцев на задний план - большая часть прибылей от торговли столицы перешла в руки венецианцев и генуэзцев. Постоянно прибегая к кредиту венецианских банкиров, империя стала неоплатным должником республики св. Марка, и привилегии венецианцев росли еще быстрее. Уже целые пристани и причалы в столице империи перешли в их полную собственность. Постепенно венецианские торговцы добились полного изъятия из ведения византийской таможенной администрации и полной экстерриториальности: даже в случаях тяжбы венецианца с византийцем спор должен был решать венецианский судья.16

Информация о работе Взятие Константинополя крестоносцами: взгляд современников событий