Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа
Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности по взаимному и глубокому воздействию на отношения Востока к Западу, крестовые походы имеют значение и для истории восточноевропейских народов. Особое место в истории восточных войн европейского рыцарства занимает четвертый Крестовый поход
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XII- НАЧАЛЕ XIII ВЕКА…7
Византийская империя: взгляд с запада………………….....................7
Никита Хониат о Византии……………………………………………....10
ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИЦЕВ СОБЫТИЙ………………………………………………………………………14
Штурм и тактика крестоносцев…………………………………………14
Отношение к жителям Константинополя и разграбление города……………………………………………………………………………21
ИТОГИ ВЗЯТИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ОЧЕВИЦАМИ…………26
Реакция папы на взятие Константинополя…………………………….26
Взятие Константинополя глазами Ж. Виллардуэна и Р. Де Клари……………………………………………………………………………29
Взятие Константинополя глазами Византийских и древнерусских авторов………………………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………36
Итак, 13 апреля 1204 года один
из величайших городов тогдашнего мира
Константинополь без
Впоследствии многие хронисты старались всячески смягчить картину разгрома христианского города, выгородить крестоносцев. Робер де Клари, к примеру, стремился уверить читателя, что «когда город был так прекрасно взят и франки вошли в него, они держали себя там совершенно спокойно», никаких эксцессов якобы не происходило: ни беднякам, ни богачам франки не чинили худого.59
Ж. Виллардуэн и Р. Клари, как участники тех событий дают нам красочное описание захвата Константинополя. Взятие столицы Византии они считали как правым делом во имя гроба господня и ни у кого из рядовых участников похода не вызывало это сомнения.
3.3. Взятие Константинополя глазами Византийских и древнерусских авторов.
В 1204 г., впервые за свою девятивековую историю, Константинополь, выдержавший осады персов, аваров, славян, арабов и турок, был побежден и захвачен западными крестоносцами. Тот факт, что эти враги были латинскими христианами и после захвата города установили на Босфоре свою собственную империю и свой собственный патриархат, глубоко повлиял на отношения между латинским и византийским христианством последующих веков.
Никита Хониат, крупный чиновник константинопольского двора, великий логофет и начальник царской спальни, ставший свидетелем и хронистом этого трагического для греков события, в своей знаменитой «Истории» напишет: «Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди… Итак, прекрасный город Константина, предмет всеобщих похвал и повсюдных разговоров, был истреблен огнем, унижен, разграблен и лишен всего имущества, как общественного, так и принадлежавшего частным лицам и посвященного Богу, бродяжническими западными племенами, большею частию мелкими и безвестными, соединившимися между собою для разбойнических морских наездов и двинувшимися против нас под благовидным предлогом небольшого уклонения от предпринятого будто бы пути на помощь Исааку Ангелу и сыну, которого он, к несчастию, родил на погибель отечества и которого они привезли с собою как самого отличного и самого дорогого своего спутника. Сонливость и беспечность управлявших тогда римским государством сделали ничтожных разбойников нашими судьями и карателями. Обо всех этих событиях с царственным городом не было предсказано никаким знамением, ни небесным, ни земным, какие прежде во множестве являлись, предвещая людям бедствия и смертоносные наваждения зол. Ни кровавый дождь не шел с неба, ни солнце не обагрялось кровью, ни огненные камни не падали из воздуха, ни другого чего-либо необыкновенного в каком-нибудь отношении не было заметно. Многоногая и многорукая правда, не шевельнув пальцем, подкралась к нам совершенно беззвучными шагами и, напавши на город и на нас, как неутомимая карательница, сделала нас злосчастнейшими из людей. В тот день, когда город был взят, грабители, врываясь в обывательские дома, расхищали все, что находили в них, и затем пытали домовладетелей, не скрыто ли у них чего-нибудь еще, иной раз прибегая к побоям, нередко уговаривая ласкою и вообще всегда действуя угрозами. Но, так как жители, разумеется, одно имели, а другое показывали - одно выставляли на глаза и отдавали, как свое имение, а другое сами грабители отыскивали; так как, с другой стороны, латинские солдаты не давали поэтому пощады никому и ничего не оставляли тем, у кого что-нибудь было; так как они не хотели иметь с покоренными общения даже в пище и содержании, но держали себя в отношении к ним высокомерно, несообщительно, - не говоря o других обидах, обращали их в рабство или выгоняли из дому, то вследствие всего этого полководцы их решили предоставить городским обывателям свободу по желанию удалиться из города. Собравшись обществами, жители потянулись таким образом из города - в изорванных рубищах, изможденные, с изменившимся цветом тела, с мертвенными лицами и глазами, обливавшимися кровью, потому что в то время плакали более кровью, чем слезами. А поводом к плачу для одних была потеря имущества, другие, не принимая в расчет потерю его, как еще не великую беду, оплакивали похищение красивой дочери-невесты и растление ее или сокрушались потерею супруги, и вообще всякий, идя по дороге за город, имел довольно причин к горести».60
Далее он пишет: «ревнители христианской веры заставляли танцевать на главном престоле обнаженных уличных женщин и дополнительно осквернили храм, введя в него лошадей и мулов, чтобы вывезти награбленное добро. Не пощадили, - не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни…».61
Некоторые историки, считают, что византийский писатель неизбежно сгущал краски, рассказывая о буйстве и непотребствах рыцарей, с этим можно, согласится, частично, так как есть высказывания негреческих авторов, рисующих в самом неприглядном свете дела, которые творили воины христовы в византийский столице.62
Есть высказывания русский очевидца константинопольского погрома, написавший «Повесть о взятии Царьграда фрягами». Эта повесть, в свою очередь, вошла в Новгородскую первую летопись старшего извода (XIII-XIV века). Ее автор, был в Константинополе либо во время изображаемых событий. И если Никита Хониат, по понятным причинам, яростно негодовал по поводу сотворенного захватчиками, то древнерусский был относительно беспристрастен и объективен.63 Но и он напишет: И вступили фряги в город в двенадцатый день апреля, на праздник святого Василия Исповедника, в понедельник, и расположились на том месте, где недавно еще стоял греческий цесарь — у святого Спаса,— и тут простояли всю ночь. А наутро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре кивотных; и тябло разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними — шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды.64
Стоит отметить, что дикие бесчинства крестоносцев резко контрастировали со сравнительно сдержанным поведением мусульманских завоевателей в отношении христианских святынь на Востоке. Даже сарацины, бывали более милосердны. И в самом деле, погромы рыцарей Креста в византийской столице побили все рекорды вандализма. Католические завоеватели опустошили город, как никто. Массовое уничтожение веками накопленных культурных ценностей, совершенное в Константинополе рыцарями и церковниками, без сомнения, нанесло серьезный ущерб европейской цивилизации.
Никита Хониат очень красочно описывает действия крестоносцев в Константинополе, так же как древнерусский автор. Достоверно ли это проверить невозможно, но автор «истории византии» на мой взгляд, руководствуется личностным мотивом при описании этих событий.
Все источники, которые были рассмотрены в данной главе, имеют высокий исторический интерес. С одной стороны можно узнать, что происходило в стане крестоносцев перед штурмом, описание самого штурма и что было после взятия Константинополя. С другой стороны на свет выливаются факты бесчинства «воинов христовых». Конечно, каждый из хронистов что-то преувеличивал, другие преуменьшали, но от этого их произведения не теряют исторической ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы, было выяснено, что Византия выглядела в глазах западного мира как величественной и богатой страной, но на самом деле империя находилась в упадке, что и повлияло на исход четвертого крестового похода. При штурме Константинополя крестоносцы проявили смекалку и личную храбрость, несмотря на то, что защитники города отчаянно оборонялись. Но все же, сил защитников не хватило на оборону города, Константинополь был взят штурмом 13 апреля 1204 г. Папа Римский Иннокентий III два раза отлучал крестоносцев, но все же был ли поход санкционирован католической церковью, является спорным вопросом. Западные хронисты всячески оправдывают захват Константинополя, напротив византийский хронист Никита Хониат и автор повести «взятие Царьграда фрягами» рассказывают о бесчинствах, творившихся на улицах города.
В заключении можно отметить, что событие, которое потрясло всех, стала трагедией не только для Константинополя, но и для всей Византии. Некогда величественный город, впитавший культуру запада и востока, был обескровлен и разграблен, воинами, которые приняли крест для освобождения святой земли.
Именно, взятие Константинополя стало отправной точкой в гибели Византии. Хотя в 1261 г. Византийская империя была восстановлена, все же это была не та могущественная держава «ромеев», которую опасались соседние страны. Спустя двести лет в 1453 г. под ударами турок Константинополь вновь, стал объектом грабежа и бесчинств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСТОЧНИКИ
Опубликованные
ЛИТЕРАТУРА
1 Мурзенков Д. Н. Отечественная историография XIX – XX вв. Четвертого крестового похода: Автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.09: защищена 08.10.05/ Д.Н. Мурзенков.- СПб., 2005.- С. 4.
2 Заборов М. А. Историография крестовых походов/ М. А. Заборов.- М.: Наука, 1971.- С. 256.
3 Заборов М. А. Крестовые походы в работах русских историков нач. XX в./ М.А. Заборов// Византийский вестник.- 1964.- Т.25.- С. 125.
4 Там же.- С.131.
5Мурзенков Д. Н. Отечественная историография… - С. 11-12.
6 Там же.- С.13.
7 Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии и южных славян/ А.П. Каждан, Г.Г. Литаврин.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РФСР, 1958.- С. 214.
8 Клари Р.де. Завоевание Константинополя/ Р.де Клари.- М.: Наука, 1986 .- С. 45.
9 Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии… - С. 218.
10 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке/ М.А. Заборов.- М.: Наука, 1980.- С. 32.
11 Виллардуэн Ж.де. Завоевание Константинополя/ Ж.де Виллардуэн.- М.: Наука, 1993.- С. 145.
12 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке… - С. 44.
13 Заборов. М.А. Крестовые походы/ М.А. Заборов. – М.: Академия Наук СССР, 1956.- С. 78.
14 Куглер Б. История крестовых походов/ Б. Куглер.- Ростов - на - Дону: Феникс, 1995.- С. 438.
15 Каждан А. П., Литаврин Г. Г. Очерки истории Византии… - С. 233.
16 Там же.- С. 236.
17 Там же.- С. 237.
18 Хониат Никита. История Византии/ Никита Хониат.- СПб.: Департамент уделов, 1862.- С. 167.
19 Литаврин Г.Г. Как жили византийцы./ Г.Г. Литаврин.- М.: Наука, 1974.- С. 259.
20 Хониат Никита. История Византии… - С. 189.
21 Литаврин Г.Г. Как жили византийцы… - С. 261.
22 Хониат Никита. История Византии… - С. 196.
23 Успенский Ф. И. История Византийской империи./ Ф.И. Успенский.- М.: Высшая школа, 1948.- С. 146.
24 Там же.- С. 148.
25 Клари Р.де. Завоевание Константинополя… - С. 86.
26 Виймар П.П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны/ пер. Д.А. Журавлевский.- СПб.: Евразия, 2006. – С. 67.
27 Карпов С. П. Латинская романия / С.П. Карпов.- СПб.: Алетейя , 2000.- С. 198.
28 Васильев А.А. История Византийской империи/ А.А. Васильев.- М.: Высшая школа, 1986.- С. 234.
29 Молов В.М. Тайны крестовых походов/ В.М. Малов.- М.: Высшая школа, 2008.- С. 132.
30 Монусова Е. История Крестовых походов/ Е.Монусова.- М.: АСТ, 2010.- С. 341.
31 Заборов. М.А. Крестовые походы… - С. 132.
32 Виллардуэн Ж.де. Завоевание Константинополя… - С. 163.
33 Там же.- С. 165.
34 Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке… - С. 82.
35 Виллардуэн Ж.де. Завоевание Константинополя… - С. 187.
36 Морисон С. Крестоносцы: пер. с фр. Е. В. Морозовой / С. Морисон.- М.: Весь мир, 2003.- С. 102.
Информация о работе Взятие Константинополя крестоносцами: взгляд современников событий