Япония в 16-18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало сохранить свою национальную самобытность. Поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей.
В связи с выбором такого пути развития Японии так не похожа на другие страны в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привела к совершенно своеобразному развитию и течению событий.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
1. Средневековая Япония……………………………………………..7
1.1 Административное деление и управление средневековой Японии.
Сословное деление общества………………………………………….….7
1.2 Проникновение европейцев и самоизоляция Японии……………...13
1.3 Нобунага Ода и объединение страны. Падение сёгуната Асикага..15
2 Япония в период сегуната Токугава…………………………………..17
2.1 Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая
половина XVI – первая половина XVII вв.)…………………………….17
2.2 Установление сегуната Иэясу Токугава…………………………….19
2.3 Конфуцианство — идеология сёгуната……………………………..22
2.4 Идеологическая оппозиция сёгунату………………………………..23
2.5 Расцвет городов и городской культуры……………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………28
Приложение

Файлы: 1 файл

япония 16-18. сашина.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Еще ниже считались купцы. Как и в отношении ремесленников, их жизнь и деятельность были строго регламентированы. Однако это была скорее формальная, нежели фактическая  регламентация, ибо их растущее богатство давало им значительное влияние. Уже среди ближайших экономических советников Иэясу Токугава было несколько богатых купцов, в том числе Содзабуро Гото и Сосицу Симаи Особенно много богатых купцов было в Осака, ставшем всеяпонским торговым центром. Здесь были крупные склады хлопка, растительных масел, сахара, чая, красок, текстиля, бумаги, леса и других товаров. Владельцы этих складов — оптовые торговцы (тоя, или тонья), равно как купцы, занимавшиеся транспортировкой этих товаров, пользовались в Осака и других городах большим влиянием. Очень влиятельны были и так называемые курамото, являвшиеся финансовыми агентами даймё по продаже риса в Осака — центре рисовой торговли. В Эдо находились главным образом так называемые фудасаси («комиссионеры»), снабжавшие самураев деньгами в счет их рисовых пайков.

Среди осакских курамото выделялся  Коноикэ, бывший одновременно финансовым агентом (какэя) бакуфу. По рождению он был самураем, но предпочел заняться производством и продажей рисовой водки (сакэ), ростовщичеством и другими финансовыми операциями.

Купеческое сословие имело  свои организации — гильдии (кабунакама) Богатые купцы часто возводились  в ранг самурая, некоторые, оставаясь  в купеческом сословии, получали право  ношения одного меча, т. е. приближались к самурайскому рангу. Не только рядовые самураи и хатамото, но и даймё попадали в зависимость от купцов и ростовщиков. Они часто оказывались в таком тяжелом материальном положении, что бакуфу приходилось их спасать с помощью чрезвычайных мер. Так, в 1705 г. бакуфу конфисковало все имущество богатейшего осакского купца Тацугоро Иодоя под предлогом того, что последний вел неподобающий для купца широкий образ жизни. Действительная же причина заключалась в том, что многие даймё и хатамото задолжали ему крупные суммы и не могли или не хотели уплатить долги.

 

1.2 Проникновение европейцев и самоизоляция Японии.

 

В 1542 г. в Японию (на остров Танэгасима, южнее Кюсю) попали после  кораблекрушения несколько португальцев. Вслед за ними, в 1543 г., на Кюсю появились португальские купцы, а затем и миссионеры-иезуиты. В 1584 г. в Японию прибыли испанские купцы с монахами других орденов. Началась торговля японцев с Португалией, а затем с Испанией. Португальцы ввозили на Кюсю огнестрельное оружие, а вывозили золото, серебро, медь, невольников.

Отдельные даймё, как, например, крупный  феодал в провинции Бунго (Северное Кюсю) Отомо, стремясь монополизировать торговлю с португальцами, переходили со своими вассалами и крестьянами в католицизм. При этом немалую роль играло их стремление под флагом католической церкви овладеть богатствами буддийских монастырей.

Знакомство с огнестрельным  оружием вскоре вызвало изменения  в военной тактике. Наряду с конницей, вооруженной копьями и стрелами, появляется пехота, вооруженная ружьями. Если раньше конница представляла основной вид войск, а пехотинцы (асигару) играли только вспомогательную роль, то теперь самурайская конница постепенно сходит на нет, а ее место занимает пехота, состоящая преимущественно из крестьян. Положение с внешней торговлей, однако, вскоре изменилось, отчасти в связи с христианской проблемой. Еще в 1611 — 1614 гг. Иэясу издал несколько указов о запрещении христианской религии и об изгнании из Японии иезуитов и других миссионеров. Преследования и казни христиан особенно усилились после смерти Иэясу. В 1624 г. был, запрещен въезд и проживание в Японии испанцев, а в 1638 г были изгнаны португальцы. В 1633-1бЗб гг. были изданы указы о запрещении японцам, покидать страну, а японцам, живущим за ее пределами, было запрещено под страхом смертной казни возвращаться в Японию. В 1636 г, было приказано всем иностранцам, жившим в Японии, перебраться на о-в Дэсима (в районе Нагасаки). В 1639 г. португальским судам было запрещено приближаться к японским берегам и окончательно запрещено исповедание христианства в Японии. Единственный порт, где было разрешено вести небольшую торговлю китайским и голландским судам, был Нагасаки, находившийся во владении сёгуна. Таким путем Япония изолировала себя от остального мира. Однако изоляция Японии не была полной, ибо страна все же имела кое-какие контакты с внешним миром через протестантскую Голландию, а также через Китай и Корею, с которыми велась помимо легальной также и контрабандная торговля.

Основная причина изоляции страны заключалась в стремлении токугавских властей оградить страну от иностранного влияния. Самоизоляция Японии имела также целью оградить себя таким путем от захватнических стремлении европейских государств, в первую очередь Португалии и особенно Испании, которая незадолго до этого захватила Филиппины и превратила их в свою колонию. Известную роль сыграло также стремление японцев защитить свою национальную культуру. Но ближайшей непосредственной причиной закрытия страны была боязнь бакуфу, что тодзама-даймё в Западной и Юго-Западной Японии, среди которых было много христиан, ведших обширную и выгодную торговлю с португальцами и испанцами, станут настолько сильными, что смогут вступить в борьбу с сёгуном, опираясь на материальную и военную помощь христианских государств.

Изоляция Японии несомненно способствовала более длительному  существованию феодального периода  в истории Японии, но не смогла остановить хода исторического развития, неуклонного  роста в недрах феодального общества капиталистических элементов

Поводом к изоляции Японии, к полному и окончательному запрещению в ней христианства послужило Симабарское восстание, поднятое, крестьянами на Кюсю против феодальной эксплуатации. Помимо крестьян в восстании участвовали ронины, среди которых было много христиан, и солдаты генералов исповедовавших христианство. Около 20 тыс. восставших (по некоторым данным, около 37 тыс.) укрепилось в Симабарской крепости и в течение нескольких недель выдерживали осаду стотысячного сёгунского войска. Восстание было потоплено в крови.

 

1.3 Нобунага Ода и объединение страны. Падение сёгуната Асикага

 

В середине XVI в. Япония оставалась раздробленной феодальной страной, в которой центральная власть существовала лишь номинально. Сегуны из дома Асикага и их заместители (канрё) не имели никакой реальной силы, не говоря уже об императоре, за которым сохранилась только обязанность выполнять общенациональные ритуальные обряды. В стране было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, правивших своими владениями фактически самостоятельно. Феодальная раздробленность страны препятствовала росту производительных сил, мешала развитию ремесла, внутренней и внешней торговле. На границах княжеств продолжали существовать таможенные заставы, что задерживало создание единого национального рынка. Во весь рост встала проблема политического объединения страны.

В этом были заинтересованы не только ремесленники и купцы, но и средние и мелкие феодалы, которым в ходе бесконечных междоусобных войн грозил захват их владений крупными даймё. Но в первую очередь объединение страны и создание централизованного государства были необходимы феодалам для подавления борьбы крестьян.

Дело объединения страны выпало на долю феодала средней руки Нобунага Ода. Он был вначале заместителем сюго, а затем сюго в провинции Овари. В 1560 г. 27-летний Нобунага с небольшим отрядом разбил войска сюго провинции Суруга, Имагава, который шел на Киото, чтобы там захватить власть, и по дороге решил занять Овари, лежавшую на его пути. Одним из командиров Имагава был его вассал Мотоясу Мацудайра, в дальнейшем (с 1566 г.) известный как Иэясу Токугава. Он перешел на сторону победителя и стал одним из ближайших помощников Нобунага.

Вслед за этим Ода занял провинции Мино и Оми, лежащие по дороге в Киото, и провинцию Исэ. При осаде одного из феодальных замков в провинции Мино прославился один из младших командиров Ода, Токициро Киносита, известный в дальнейшем как Хидэёси.

В 1568 г. Ода вошел в Киото, откуда бежали войска Хатакэяма, Хосокава и других крупных феодалов. Сёгуном он поставил Иосиаки Асикага, брата сегуна Иоситэру, убитого в 1565 г. одним из вассалов Хосокава. В 1573 г. Иосиаки, оказавший неповиновение Ода, был им свергнут. Этот сегун был пятнадцатым и последним сегуном из дома Асикага. До 1603 г., когда сегуном стал Иэясу Токугава, в Японии не было сегунов.

Нобунага Ода одолел ряд крупных  феодалов, в том числе одного из наиболее могущественных, Сингэн Такэда, земли которых он роздал своим военачальникам. Так, Иэясу Токугава получил провинцию Суруга, а Хидэёси провинции Оми и Этцидзэн, став крупным дай-мё. Сам Ода к концу жизни владел двадцатью провинциями.

Ода пришлось вести ожесточенную борьбу против буддийских монастырей, в особенности против секты икко, имевшей огромные богатства и многочисленные вооруженные силы. В 1571 г. он разрушил монастырь Энрякудзи на горе Хиэйдзан, а в 1580 г.— монастырь Хонгандзи в Осака, оплот секты икко. Борясь против буддийских монастырей, Ода терпимо и даже покровительственно относился к миссионерской деятельности иезуитов, которым уже удалось обратить в католицизм ряд даймё — Хосакава, Отомо, Арима, Омура, Мори и др.

Экономическая политика, которую Ода  проводил в своих владениях, отвечала и его интересам, как крупного военного феодала, и интересам торгового капитала. Он снял таможенные барьеры; упорядочил финансовую систему, заменив рис как единицу обмена металлическими деньгами; ограничил и затем даже запретил существование торговых монополий (дза), объявив свободу торговли; снизил пошлины и налоги; сооружал дороги и мосты; боролся с разбоем на дорогах. Но вместе с тем Ода в 1569 г. лишил самостоятельности вольный город Сакаи, подчинив его непосредственно своей власти.

В июне 1582 г. один из приближенных к Ода военачальников, Мицухидэ Акэти, неожиданно изменил ему. Акэти осадил монастырь, в котором Ода остановился по дороге в Киото, поджег и разграбил его. Ода покончил жизнь самоубийством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Япония в период сегуната Токугава

 

    1. Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая половина XVI – первая половина XVII вв.)

 

В результате борьбы феодалов между  собой честолюбивый Ода сумел  одолеть нескольких дайме и в 1573 году свергнуть последнего сегуна из дома Асикага.

Ода Нобуна  происходил их семьи мелкого феодала в провинции Овари (совр. префектура Айти). Он был вторым сыном. Отец построил ему небольшой замок в Нагоя и поселил отдельно от семьи. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Ода стал захватывать чужие земли самыми вероломными методами, не щадившими ни ближайших родственников, ни свойственников, ни соседей. Вооружение дружины огнестрельным оружием способствовало его военным успехам.

Для обеспечения войск продовольствием  Ода ввел специальный налог рисом, сохранившийся до конца феодального периода.

Ода подчинил около половины территории страны и в завоеванных районах упразднил заставы, отменил таможенные поборы, которые взимались феодалами за право провоза товаров и являлись существенным источником их доходов.

Ода стремился изъять дза из-под контроля придворных и церкви и использовать доход от них для вознаграждения своих вассалов. Он стимулировал развитие торговли путем постройки дорог, наказания за разбой, создавал «свободные рынки», однако последние были территориально ограничены призамковыми городами, а в прочих местах продолжала господствовать монополия дза [3, с. 142].

Ода устанавливает обменный курс, запрещает использование  риса в  качестве средства обмена, поощряет применение золота и серебра при импорте пряжи, шелка, лекарств, чайной посуды. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для налаживания массового производства денег.

Ода придавал большое значение городам. Когда сёгун предложил пожаловать ему почетные титулы, он отказался наотрез, попросив взамен предоставить ему право разместить своих представителей в городах Оцу (юг озера Бива), Кусацу (к востоку от Ому) и в Сакаи.

Ода жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. В о1582г.  он, окруженный в киотоском храме  войсками противника, покончил жизнь самоубийством. Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси – помощник Ода, выходец из крестьян.

Особый  интерес  представляет  аграрная  политика   Хидэёси, сутью которой была реставрация  крепостнической системы, укрепление феодальной социальной структуры.

Хидэёси впервые в масштабе всей страны провел перепись, где крестьяне  были подразделены на две группы: податные «основные крестьяне», к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и середняков с целью увеличения численности податного населения; безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи» [23, с.182]. Они не были прикреплены к земле, им разрешалось передвижение.

Перепись Хидэёси свидетельствовала  о решительном упразднении вотчин, о существовании сильной сельской общины и наличии разных вассальных отношений.

Хидэёси жесточайшим образом подавлял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «Охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие.

Спустя три года после «охоты за мечами» издается указ о закреплении  социальных различий, который знаменовал отделение воинов и торговцев от крестьян. Население Японии, насчитывавшее в XVI в. 16,64 млн. человек, подразделялось на три сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые в то время еще не были дифференцированы.

Информация о работе Япония в 16-18 века