Япония в 16-18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало сохранить свою национальную самобытность. Поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей.
В связи с выбором такого пути развития Японии так не похожа на другие страны в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привела к совершенно своеобразному развитию и течению событий.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
1. Средневековая Япония……………………………………………..7
1.1 Административное деление и управление средневековой Японии.
Сословное деление общества………………………………………….….7
1.2 Проникновение европейцев и самоизоляция Японии……………...13
1.3 Нобунага Ода и объединение страны. Падение сёгуната Асикага..15
2 Япония в период сегуната Токугава…………………………………..17
2.1 Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая
половина XVI – первая половина XVII вв.)…………………………….17
2.2 Установление сегуната Иэясу Токугава…………………………….19
2.3 Конфуцианство — идеология сёгуната……………………………..22
2.4 Идеологическая оппозиция сёгунату………………………………..23
2.5 Расцвет городов и городской культуры……………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………28
Приложение

Файлы: 1 файл

япония 16-18. сашина.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

К этому периоду относится также деятельность выдающегося ученого и философа-материалиста, атеиста  и демократа Сёэки Андо, работы которого («Истинно действующие законы природы» и др.) стали широко известны и изучаются только в новейшее время. Андо сурово осуждал порядки, существовавшие в токугавской Японии, в частности ее изоляцию. Близкий по своим воззрениям к социалистам-утопистам, он мечтал об обществе, где не будет эксплуатации, где все будут работать и жить плодами своего труда.

 

2.5 Расцвет городов и городской культуры.

 

Рост внутренней торговли, развитие сети коммуникаций содействовали созданию крупных городов — центров политической и экономической жизни. Таких городов в токугавской Японии насчитывалось 17. Главными центрами торговой буржуазии были Эдо, Осака, Киото, Сакаи, Нагасаки. В сёгунской столице Эдо крупные купеческие фирмы были зависимы в своей деятельности от интересов представителей верховной власти в стране,

Феодальные княжества все больше теряли свой замкнутый характер. Производство на рынок приводит уже в XVII в. к тому, что в разных частях страны сложились районы, специализирующиеся на определенном виде продукции.

Усилившийся процесс общественного  разделения труда активизировал формирование внутреннего общенационального рынка, несмотря на то что этому препятствовало незавершившееся объединение страны (сохранялись сепаратистские позиции южных княжеств).

Торговый капитал, содействуя укреплению связей между отдельными районами, начинает постепенно вмешиваться в ремесленное производство. Купец-скупщик снабжал ремесленников сырьем, скупал готовые изделия. Выступая посредником между ремесленником и рынком, он диктовал вид, качество, количество

В XVII в. в отдельных отраслях японского  производства возникли первые мануфактуры, зарождались начальные формы капиталистического предпринимательства.

Однако количество мануфактур в  это время было очень невелико. Преобладающей формой производства оставалась работа на дому.

Торговый капитал завоевывал все  более прочные позиции в жизни  города. Особенно большим влиянием пользовались гильдии оптовых торговцев каким-либо одним видом товаров или монополизировавших торговые операции в определенной части страны [19, с. 112] .

Регламентации токугавского правительства, объявлявшие «борьбу с роскошью»  и распространявшиеся на купечество, как и на других горожан, запрещали ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений, строительство просторных домов. В действительности купечество сосредоточивало в своих руках значительные капиталы и редкостные предметы роскоши.

Правительство, получая от купечества кредиты, в очень редких случаях пыталось препятствовать концентрации богатств в его руках. Иногда законодательные ограничения вступали в силу, обнаруживая баснословный уровень обогащения купеческих фамилий.

Положение ремесленников отличалось более строгими, чем для купечества, регламентациями и контролем. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и наследственность занятия ремеслом. Правительство предоставляло цехам определенные привилегии и защищало их монополию.

В число горожан входила складывающаяся интеллигенция — выходцы из различных сословий: самураев, купечества и ремесленников. Учителя, художники, врачи испытывали постоянное и разнообразное воздействие токугавского режима, стремившегося ограничить возможности развития этого слоя. Поэтому очень часто представители интеллигенции являлись выразителями недовольства горожан и даже нередко руководили выступлениями.

В конце XVIII в. возросло количество восстаний городского населения, к которым иногда присоединялись и крестьяне. Чаще всего вспыхивали «рисовые бунты», когда поводом к выступлениям было повышение цен на рис, спекуляция купцов, скупавших, а потом продававших его по высоким ценам. Для предотвращения народных выступлений сёгунат периодически пытался приостановить спекуляцию рисом с помощью регулирования рисовых цен. Однако реальных результатов это не давало. Крупные феодалы, поставщики риса на рынок,  были заинтересованы в высоких ценах на рис [19, с. 33] .

Наряду с этим шла многовековая, кровопролитная борьба за правовой статус города как социального организма. По правовому положению города Японии делились на три категории: принадлежавшие сёгунату, владельческие (княжеские) и «вольные». Фактически все они правовой стабильности не имели.

В Японии было всего несколько независимых  от феодальных властей, самоуправляющихся  городов. К ним относились Сакаи, Хаката, выросшие и разбогатевшие  на внешней торговле еще в XVI в., Нагасаки — торговый центр, державший всю торговлю с иностранцами, и Осака — «кухня страны». Однако «вольница» даже этих японских городов ограничивалась действиями чиновников бакуфу. Сёгунат был заинтересован в получении значительной доли овеществленного городским ремеслом прибавочного продукта земледелия, а также высокой торговой прибыли.

Нестабильность правового положения  отличала фактически все городские слои. Юридические и фактические преимущества самурайства не спасали даже самые высшие его слои от репрессивных мер сёгуната. Общее кризисное состояние высшего сословия привело к активному размыванию его нижнего уровня — служилого самурайства, пополнявшего теперь ряды деклассированных элементов и нового слоя лиц «свободных профессий».

Городское население составляли высшие слои военно-феодального дворянства, самураи-землевладельцы, живущие в городе, служилое самурайство, торговцы, ремесленники, монахи многочисленных буддийских монастырей и синтоистских храмов, родины и прочие деклассированные элементы, крестьяне, поселившиеся на городских окраинах.

В связи с развитием городов  совершенствовалась культура.

Культура Японии эпохи развитых феодальных отношений объединила в себе разнородные, фактически трудно совместимые явления — элементы культур придворной хэйанской аристократии и военно-феодального дворянства. За время, прошедшее с завоевания государственной власти военным сословием, нравственные и эстетические идеалы самурайства претерпели существенное изменение.

Культ мужественной силы и подвига, продолжал существовать, но аскетизм и суровая простота быта, характерная для периода становления системы сёгуната, уже не соответствовали представлениям и требованиям добившегося безраздельного господства в стране военного дворянства. Все отчетливее обнаруживается тяга к роскоши, к изощренной, утонченной эстетике жизни, бывшей раньше предметом осуждения и даже презрения.

Немалое влияние на формирование эстетических принципов этой эпохи оказало  дзэнское монашество, буддийские монастыри, многие из которых были тогда культурными, просветительскими центрами[18, с.62].

 Если ранее главным в восприятии  человека была подавляющая его  бескрайность мироздания, в котором он ощущал себя песчинкой, то новое видение мира давало ему более конкретно-осязаемые, приближенные к каждодневной жизненной практике ориентиры. Это выражалось в стремлении отразить богатство, красоту и неисчерпаемое разнообразие мира в созидательной, творческой деятельности человека — архитектуре жилища, сада, прикладном искусстве и т. д.

Важной чертой нового эстетического  идеала стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю и броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, согласно этим представлениям, внутреннюю сущность предметов.

Этот новый этап в развитии японской культуры средневековья характеризовался участием более широких, чем ранее, социальных слоев, не только аристократии и самурайства, но и дзэнского монашества, своего рода интеллигенции, духовной верхушки военного дворянства, а также горожан и крестьянства. Именно последние внесли в эстетическую систему Муромати живительную струю демократического начала, открывшего возвышенность и одухотворенность в простой житейской деятельности человека [23, с. 67]. Однообразие и устойчивость общих принципов сделали возможным как синтез разнообразных искусств, так и их стилевое единство.

Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения проявились в архитектуре и искусстве конструирования садов.

Таким образом, все, это свидетельствовало  об открытости города и высоком уровне мобильности населения и  интенсивном развитии культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Япония мощная как в политическом, так и в экономическом плане  страна, прошла своеобразный путь развития.

С XII века  в Японии возвысился Камакурский сегунат, для которого было характерно двоевластие. В этот период произошло укрепление общины, развивались товарно-денежные отношения. Феодалы эксплуатировали крестьян, что приводило к волнениям. Камакурский сегунат был низложен.

В 1333 году было создано правительство  Кэмму под властью Годайго. В этот период провозглашается политическая формула нового режима: «Единение придворных аристократов и самураев».

В 1336 году  к власти приходит дом  Асикага, который стал именоваться  сегунатом Муромати. Это период усиления феодалов и укрепления их влияния на политику страны. Во время сегуната Муромати стали активно развиваться крестьянские выступления, которые в сочетании с междоусобными войнами, создали угрозу существования феодалов. Все это привело к необходимости объединения страны. Несколько влиятельных династий пытались объединить под своей властью страну, но лишь одной из них это удалось. Это династия Токугава, которая надолго закрепила свое положение в стране. Именно в этот период было проведено большое количество реформ. Цель сегунов Токугава создание и сохранение стабильного и социального порядка, основанного на господстве военно-дворянского сословия. В это же время произошло открытие города, и интенсивное развитие культуры.

Но Токугавское правительство  упорно сохраняло режим изоляции страны от других стран. Любое новшество рассматривалось им как угроза стабильности существующего феодального порядка. Что в дальнейшем привело к политическому кризису системы сегуната Токугавы, и в дальнейшем могло привести к краху сегуната.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература

 

1. Васильев Л.С. История Востока. -  М.: «Высшая школа», 2000. 789 с.

2. Власов В. В. Япония. - М.: «Наука», 1991. 378 с.

3. Выборнова В.Я. Япония. Региональная  структура экономики. - М.:«Наука», 2001. 671 с.

4. Гальперин А. Л. Англо-японский союз.- М.:«Владос», 1996. 231 с.

5. Родригес А.М. Новая история  стран Азии и Африки.- М.: «Владос»  2001. 567 с.

6. Горегляд В. Н, Дневники и  эссе в японской литературе XIII вв. - М.: 
«Наука», 1999.345 с.

7. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М.: «Школьная 
Пресса», 1995. 234 с.

8. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры: 
конец XVI - начало XX вв.- М.: 2002. 409 с.

9. Громковская Л. Л. Внутренняя и внешняя полтика Японии в XV-XIX вв. М.:«Интерпракс», 1998. 301 с.

10. «Документы по истории японской деревни», ч. I, «Конец XVII— первая половина XVIII в », М.: 1966. 50 с.

11. Жуков Е. М. История Японии. Краткий очерк.- М.:«Профиздат», 2004. 245 с.

12. Жуков Е.М. История Японии. В 2-х томах. – М.:Институт востоковедения РАН, 1998. 703 с.

13. Жуков Е. М. Полтика Хидэёси в отношении крестьянства // АН СССР. Серия «История философии». - М.: «Статистика», 1996. 209 с.

14. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии.- М.: «Наука», 1993. 345 с.

15. Кин. Д. Японцы открывают Европу. 1720-1830.- М.: «Мысль», 1998. 456 с.

16. Конрад Н.И. Японская литература и театр.- Л.: «Проспект», 2003. 265 с.

17. Кузнецов     Ю.Д.   Социально-классовая   структура   Японии. -  М.: 
«Владос», 2002. 389 с.

18. Кузнецов Ю.Д., Новицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. -М.:«Высшая школа», 1999. 237 с.

19. Искендеров А.А. Феодальный город Японии. - М.: «Нота Бэн», 1987. 340 с.

20. Маркс К., Энгельс Ф.   Капитал, — Сочинения, изд. 2, т. 23. - М.: 1967. 729 с.

21. Попов К.М. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии. -М.: «Прогресс», 1993. 360 с.

22. Никитина М.И. Художественная культура Японии в ХУИ-ХУШ 
столетиях. М.: «Владос», 2002. 505 с.

23. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк. М.: "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1968. 223 с.

 

 

Приложение 1

Тезаурис

 

Сёгун –  титул верховного военного правителя страны.

Сёгунат – высшая форма правления в Японии имеющая структуру военной диктатуры и характерная для XII XIX вв.

Самурай – член военно – феодального сословия, а также его светской верхушки.

Сеэн – крупное частно – феодальное землевладение.

Дзито - сегунский администратор - «земельный глава.

Хатамото – вассалы сегуна и удельных князей.

«Провинциалы» - феодалы, живущие в провинциях и являющиеся вассалами военных губернаторов.

Икко – буддийская секта, которая придерживалась мнения, что для спасения души не обязательно отрекаться от мирских благ.

Нэнгу - рисовая рента, выступающая основной формой повинностей при аренде земли.

Информация о работе Япония в 16-18 века