Закат карьеры и итоги реформаторской деятельности М.М Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать влияние идейно-политических взглядов Сперанского на его реформаторские планы, проследить их развитие и причины неудач. Рассматривается период с 1809-1812 года.
В процессе работы будут решаться следующие задачи:
- изучить личность М.М.Сперанского;
- выявить основные аспекты реформаторской деятельности Сперанского в ее различных направлениях — преобразовании аппарата государственного управления, финансового дела, народного образования;
- сформулировать причины неудач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава1:Подготовка проектов государственного преобразования Российской Империи в начале XIX в.
М.М. Сперанский и Александр I : деятельность негласного комитета….5
Основные цели государственного преобразования………………………..8
Глава 2 : Закат карьеры и итоги реформаторской деятельности М.М Сперанского.
2.1 Причины неудач планов М.М Сперанского ………………………………22
2.2 М.М Сперанский и его деятельность по кодификации законов Российской империи…………………………………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..29

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ISTORIYa_gotovaya.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава1:Подготовка проектов государственного преобразования Российской Империи в начале XIX в.

    1. М.М. Сперанский и Александр I : деятельность негласного комитета….5
    2. Основные цели государственного преобразования………………………..8

Глава 2 : Закат карьеры и итоги реформаторской деятельности М.М Сперанского.

2.1 Причины неудач планов М.М Сперанского ………………………………22 
2.2 М.М Сперанский и его деятельность по кодификации законов Российской империи…………………………………………………………………………..25

Заключение ………………………………………………………………………28

Список использованных источников и литературы…………………………..29

 

 

 

Введение.

Проявившаяся на рубеже XVIII и XIX веков тенденция разложения феодально-крепостнической системы  хозяйства и формирования капиталистических  отношений привела к изменениям в социальной структуре общества и экономике страны. Необходимость  государственных преобразований осознавалась всеми социальными группами населения. В первую очередь требовался пересмотр  аграрно-крестьянского законодательства, ограничение произвола верховной  власти, изменение сословных взаимоотношений, реорганизация суда.Изменениями этими было поручено заняться М.М.Сперанскому.Труды Сперанского были значимыдля государственного и правового строительства уже в наши дни, в период слома советской системы и поиска новых подходов к решению проблем правового государства и устройства государственной власти.Его планы оказали сильное влияние на всю последующую реформаторскую деятельность в России. Они во многом послужили отправной точкой для реформ 60-х гг. и начала XX в. и являются важными на сегодняшний день, так как это наша история. История реформаторства начала XIX в. актуальна и для современной России, находящейся в процессе осуществления кардинальных политических и социально-экономических реформ. Исследование создания и осуществления реформ имеет большое значение для будущегои современности. Изучение этого опыта политической и государственной деятельности М. М. Сперанского поможет процессу дальнейшего накопления знаний о причинах и механизме возникновения реформаторских идей в русском обществе, удачах или провалах в деятельности выдающихся реформаторов.Конечно жебез использования исторического опыта современные реформаторы справиться с задачами просто не в состоянии.

Объектом изучения является государственная и политическая деятельность М. М. Сперанского. Предметом являются идеи и проекты, предлагаемые М. М. Сперанским реформаторских преобразований.

Цель данной работы – показать влияние идейно-политических взглядов Сперанского на его реформаторские планы, проследить их развитие и причины неудач. Рассматривается период с 1809-1812 года.

В процессе работы будут решаться следующие задачи:

- изучить личность М.М.Сперанского;

- выявить основные аспекты реформаторской деятельности Сперанского в ее различных направлениях — преобразовании аппарата государственного управления, финансового дела, народного образования;

- сформулировать причины неудач.

Методами  изучения данного вопроса при написании  работы были систематизация и  отбор изучаемого материала, сравнительного анализа документов.

При написании данной курсовой были использованы работы В.О.Ключевского, а именно его сочинения1, статья Николая Троицкого в научно-просветительском журнале Скепсис, которая называется – под скипетром Александра I: Проекты М.М. Сперанского2, статья Илларии Бочило – наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России3.

В статье Илларии Бочило – наследие М.М. Сперанского в законотворчестве современной России, автор показывает значимость М.М. Сперанского для России и раскрывает его главные проекты и планы, которые он хотел реализовать.

Структура данной работы состоит из введения, 2 глав, разделенных  на параграфы, заключения, списка источников и использованной литературы.  
Глава 1 : Государственное преобразование Российской Империи М.М.Сперанским.

1.1 М.М. Сперанский – видный деятель.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) занимал особое место  в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации. 
Он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны. «Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII в. необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать (48 часов в сутки), и отличное умение говорить и писать. По всему этому, разумеется, он был настоящей находкой для канцелярского мира. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно-академического образования. По характеру этого образования он был идеолог, как тогда говорили, или теоретик, как назвали бы его в настоящее время. Ум его вырос в упорной работе над отвлеченными понятиями и привык с пренебрежением относиться к простым житейским явлениям, или, говоря философским жаргоном, к конкретным, эмпирическим фактам жизни. Философия XVIII в., как известно, народила много таких умов; русская духовная академия всегда изготовляла их достаточно… Но Сперанский имел не только философский, но еще и необыкновенно крепкий ум, каких всегда бывает мало, а в тот философский век было меньше, чем когда-либо. Упорная работа над отвлеченностями сообщила необыкновенную энергию и гибкость мышлению Сперанского; ему легко давались самые трудные и причудливые комбинации идей. Благодаря такому мышлению Сперанский стал воплощенной системой, но именно это усиленное развитие отвлеченного мышления составляло важный недостаток в его практической деятельности. Продолжительным и упорным трудом Сперанский заготовил себе обширный запас разнообразных знаний и идей. В этом запасе было много роскоши, удовлетворявшей изысканным требованиям умственного комфорта. Было, может быть, даже много лишнего и слишком мало того, что было нужно для низменных нужд человека, понимания действительности (у него больше политических схем, чем идей); в этом он походил на Александра, и на этом они сошлись друг с другом. Но Сперанский отличался от государя тем, что у первого вся умственная роскошь была прибрана и стройно расставлена по местам»4.

Привести в порядок  веками накопленный массив законодательства и сделать его работающим –  это был поистине гигантский труд. Сперанский, по словам Карамзина, находился на высоте великого государственного человека. И при этом, оценивая состояние политической среды в эпоху Александра, он сказал: «История Сперанского есть для нас тайна, публика ничего не знает»5.

В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий»6. Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился. Судьба Сперанского с ее взлетами и падениями любопытна и показательна для крепостнической действительности. Сперанский обладал исключительными способностями. Он блестяще окончил духовную академию, в совершенстве знал математику и философию, владел шестью иностранными языками, был первоклассным стилистом и оратором. И как я уже сказал самым ценным качеством Сперанского был его глубокий и в то же время необычайно подвижный и гибкий, истинно государственный ум. По слухам, Наполеон в дни его свиданий с Александром I поговорил в Тильзите со Сперанским и подвел его к царю со словами: «Не угодно ли вам, государь, обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Не случайно всемогущий Аракчеев сказал однажды: «Если бы у меня была треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!»7. И все-таки, будь Сперанский даже семи пядей во лбу, он вполне мог затеряться где-нибудь на задворках крепостной России, как потерялись там, вероятно, десятки и сотни талантливых, если не гениальных простолюдинов.

Дело в том, что  Александр I, замышляя с 1801 г. свои реформы, очень нуждался в людях с государственным  складом ума и не находил их при дворе. Когда понадобилось вновь заняться реформами, царь вспомнил о Сперанском, призвал и возвысил его. Сперанский был назначен государственным секретарем и больше двух лет (с осени 1809 до весны 1812 г.) являлся первым и единственным министром империи. Как пишет в своей книге М.Савина Сперанский – это «Административный гений, он определяет структуру учреждаемых министерств, составляет первый план разделения власти и выборного представительства вплоть до Государственной думы. И предлагает высший совещательно-распорядительный  орган –Государственный Совет»8.

 

    1. Планы и проекты государственного преобразования

 

В обстановке, когда  все слои населения по разным мотивам  и разными способами выражали недовольство правительством было решено попытаться успокоить недовольных  и отвлечь их внимание от внешних  неудач и внутренних трудностей проектами  новых реформ. Александр дал понять, что намерен провести реформы  по самым насущным общественно-политическим проблемам. Получив задание царя составить проект преобразований «того, что целесообразно преобразовать», Сперанский уже к концу 1809 г. подготовил знаменитое «Введение к уложению государственных законов» (План всеобщего государственного преобразования),т.е. план преобразования Российской Империи из цитадели феодального бесправия в правовое буржуазное государство. «Введение сие содержит в себе отделения. В первом излагается план и распределение предметов, входящих в состав государственного уложения; во втором представляются начала и разум, в коем оно составлено…»9. Таким образом, уложение Сперанского открывается серьёзным теоретическим исследованием «свойств и предметов государственных, коренных и органических законов». Бумаги Михаила Сперанского были полностью опубликованы только в 1961 году. Проект реформ, представленный императору, состоял из двух основных частей: критики государственной системы России и плана исправления недостатков. Михаил Сперанский обращает внимание на основное. Он начинает с определения: «Если права государственной власти неограниченны, если силы государственные соединены в державной власти, настолько соединены внутри государственной власти, что никаких прав не оставляют подданным, такое государство живет в рабстве, а правление его деспотическое»10.. По мнению Сперанского, подобное рабство может принимать две формы. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая, более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной личности и к имуществу. Следовательно, подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой-то степени есть свобода. Но она не достаточно гарантирована, поэтому — объясняет Сперанский - необходимо предохранять её - посредством создания и укрепления основного закона, то есть Политической конституции. Гражданские права должны быть перечислены в ней в виде первоначальных гражданских последствий, возникающих из прав политических, а гражданам должны быть даны политические права, при помощи которых они будут в состоянии защищать  
свои права и свою гражданскую свободу. Итак, по убеждению Сперанского,  
гражданские права и свободы недостаточно обеспечены законами и правом. Без конституционных гарантий они сами по себе бессильны, поэтому именно требование укрепления гражданского строя легло в основу всего плана государственных реформ Сперанского. Идея состоит в том, что государственную власть надо построить на постоянных началах, а правительство должно стоять на прочной конституционно — правовой. Эта идея вытекает из склонности находить в основных законах государства прочный фундамент для гражданских прав и свобод. Она несет стремление обеспечить связь гражданского строя с основными законами и крепко поставить его, именно опираясь на эти законы.

Осуществление проекта  могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. План преобразования предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка.  Сперанский расчленяет общество на основании различия прав. Все население представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным, хотя, устанавливая «гражданскую свободу для крестьян помещичьих», Сперанский одновременно продолжает их называть «крепостными людьми». За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы.  Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Грандиозные планы  Сперанского начали претворяться в жизнь.

Ещё весной 1809 г  император утвердил разработанное Сперанским «Положение о составе и управлении комиссии составления  
законов», где на долгие годы (вплоть до нового царствования) были определены основные направления её деятельности: Труды Комиссии имеют следующие главные предметы: 1. Уложение Гражданское. 2. Уложение Уголовное. 3. Уложение Коммерческое. 4. Разные части к Государственной Экономии и к публичному праву принадлежащие. 5. Свод законов провинциальных для губерний Остзейских. 6. Свод законов таковых для губерний Малороссийских и Польских присоединенных11. Сперанский говорит о необходимости создания правового государства, которое в конечном итоге должно быть государством конституционным. «В основе системы: конституционный монарх, ограниченный основным законом; монархическая аристократия, наблюдающая за действиями законов и власти; свободный народ, связанный с аристократией единством интересов. Аристократия, которую Сперанский предлагал создать, включив в нее первые три или четыре чина дворянской служилой иерархии, получала полномочия от народа»12. Он объясняет, что безопасность человека и имущества — это первое неотъемлемое достояние всякого общества, поскольку неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод, которые имеют два вида: свобод личных и свобод вещественных. Содержание личных свобод: 1. Без суда никто не может быть наказан; 2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону. Содержание свобод вещественных: 1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону; 2. Никто не обязан ни платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу. Таким образом, мы видим, что Сперанский повсюду воспринимает закон, как метод защиты безопасности и свободы. Однако он видит, что необходимы гарантии и от произвола законодателя. Реформатор подходит к требованию конституционно — правового ограничения власти, чтобы оно принимало во внимание существующее право. Это придало бы ей большую стабильность. Опираясь на труды Аристотеля, Гроция, Пуфендорфа, Монтескье, Беккариа (их называет сам автор), Сперанский проповедует в своих записках новаторские, глубоко передовые для своей эпохи идеи: разделение властей, торжество закона, подчинение ему всех государственных структур (включая императорскую особу), установление „правильной монархической системы“, участие в законотворческой деятельности „избранных из всех состояний людей“ (элементы народного представительства)13. Таким образом, он считает необходимым наличие системы разделение власти. Здесь он полностью принимает идеи, господствовавшие тогда в Западной Европе, и пишет в своей работе, что: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его». Поэтому Сперанский видит разумное устройство государственной власти в её делении на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при сохранении самодержавной формы.  Как сказал Ключевский : «Во главе этого здания стояли три учреждения: законодательное – Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное – министерства, ответственные перед Думой; и судебное – Сенат»14. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

Поскольку обсуждение законопроектов предполагает участие  большого количества людей, то необходимо создать специальные органы, представляющие законодательную власть — Думы. Сперанский предлагает привлечь народонаселение (лично свободное, включая государственных  крестьян, при наличии имущественного ценза) к прямому участию в  законодательной, исполнительной и  судебной власти на основе системы  четырёхступенчатых выборов (волостная  — окружная — губернская — Государственная  дума). Если бы этот замысел получил  реальное воплощение, судьбы России сложились  бы иначе, увы, история не знает сослагательного  наклонения. Право избирать их не может  принадлежать одинаково всем. Сперанский оговаривает, что чем больше у  человека имущества, тем больше он заинтересован  в защите прав собственности. А те, кто не имеют ни недвижимого имущества, ни капитала, исключаются из процесса выборов. Таким образом, мы видим, что  демократический принцип всеобщих и тайных выборов чужд Сперанскому, а в противовес этому он выдвигает  и придает большее значение либеральному принципу разделения власти. При этом Сперанский рекомендует широкую  децентрализацию, то есть наряду с центральной  Государственной Думой должны создаваться  также местные думы: волостные, уездные  и губернские. Дума призвана решать вопросы местного характера. Без  согласия Государственной думы самодержец не имел права издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь шла о спасении отечества. Однако в противовес император всегда мог распустить депутатов и назначить новые выборы. Следовательно, Государственная дума своим существованием как бы была призвана давать лишь представление о нуждах народа и осуществлять контроль над исполнительной властью.

Исполнительная  власть представлена правлениями, а  на высшем уровне — министерствами, которые формировал сам император. Причем министры, должны были нести  ответственность перед Государственной  Думой, которая наделялась правом просить  об отмене незаконных актов. В этом и заключается принципиально  новый подход Сперанского, выраженный в стремлениях поставить чиновников, как в центре, так и на местах под контроль общественного мнения.

Судебная ветвь  власти была представлена областными, уездными и губернскими судами, состоящими из выборных судей и действующих  с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию составлял Сенат, члены которого избирались пожизненно Государственной Думой и утверждались лично императором. Единство государственной власти, согласно проекту Сперанского, воплощалось бы лишь в личности монарха. Эта децентрализация законодательства, суда и администрации должна была дать самой центральной власти возможность решить с должным вниманием те важнейшие государственные дела, которые сосредотачивались бы в её органах и которые не были бы заслоняемы массой текущих мелких дел местного интереса. Эта идея децентрализации была тем замечательнее, что вовсе не стояла ещё на очереди у западноевропейских политических мыслителей, которые больше занимались разработкой вопросов о центральном управлении. Монарх, оставался единственным представителем всех ветвей власти, возглавляя их. Поэтому Сперанский считал, что нужно создать учреждение, которое будет заботиться о плановом сотрудничестве между отдельными органами власти и будет являться как бы конкретным выражением принципиального воплощения государственного единства в личности монарха. По его замыслу, таким учреждением должен был стать Государственный Совет.

Информация о работе Закат карьеры и итоги реформаторской деятельности М.М Сперанского