Заключение брака на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 17:54, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России

Файлы: 1 файл

Заключение брака на Руси (1).doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Историко-правовая наука достаточно много знает о регулировании социальной, политической и экономической жизни древнерусского общества: археологические раскопки и многочисленные письменные источники дают возможность почти детально восстановить многие события, имевшие место в период средневековья. Однако вопрос правового регулирования брачно-семейных отношений остается достаточно неопределенным.

Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанных кровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной «кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составляли достояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института - полигамия, когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью, прародительницей рода. В общественном устройстве - это время материнского права - матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень - полигамная семья под властью отца-патриарха - патриархат (один отец, много матерей). И лишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец и одна мать).

Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму.

Важнейшим событием в процессе регулирования отношениями в сфере семьи и брака явилось крещение Руси. Церковь предприняла попытку монополизации права утверждения брака. Начали складываться нормы брачного права, включавшего в себя и определенные свадебные ритуалы.

Процесс институциализации русского семейного права шел, во-первых, через трансформацию древних брачно-семейных обрядов в правовой обычай и, во-вторых, через узаконение решений органов церковной власти, опиравшейся в своих действиях на византийское брачное право. Происходила рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. На Руси получил распространение Номоканон - собрание норм византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Его русский перевод с внесенными дополнениями получил название Кормчей книги.

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Заключение брака

1.1 Условия для заключения брака  и препятствия к его заключению

Древнерусское церковное право под влиянием византийских норм выработало такие понятия, как условия заключения брака и препятствия к его заключению.

Так, важным условием для вступления в венчальный брак являлся брачный возраст. Для мужчин он, как правило, составлял 15, для женщин - 12 - 14 лет. Считалось, что к этому возрасту лица достигали необходимой степени физической и психической зрелости и становились полностью дееспособными для вступления в брачное правоотношение. Вместе с тем условия, касавшиеся брачного возраста, зачастую нарушались. Эти нарушения имели место, как правило, в боярской и княжеской среде и диктовались определенными причинами, вытекавшими из складывавшейся политической и экономической конъюнктуры. Зачастую князья из экономических соображений или с целью заключения выгодных политических союзов по примеру монгольских мурз женили своих сыновей и выдавали замуж дочерей много раньше установленного церковью и светским обычаем брачного возраста. Церковь неодобрительно относилась к ранним бракам и, вынужденная идти на компромисс с князьями, нарушавшими брачно-семейные установления, рассматривала их в качестве исключения из правил.

На Руси к условиям заключения брака можно отнести и обязательное соблюдение календарных сроков церковных постов. Так, запрещалось заключать браки в Рождественский (ноябрь - декабрь), Апостольский (июнь), Успенский (первая половина августа) посты.1 Не заключались браки и в Масленую неделю. Непременным условием заключения брака являлось также наличие не менее двух свидетелей. Церковное право, помимо условий, рассматривало и препятствия к заключению брака, т.е. такие обстоятельства, при которых бракосочетание не допускалось. Эти обстоятельства являлись правопрепятствующими юридическими фактами, но их перечень не являлся исчерпывающим, как в современном семейном законодательстве. Правовое значение условий вступления в брак и препятствий в принципе было одинаковым.

Важнейшим препятствием к заключению брака являлось наличие разной веры у жениха и невесты. В данном вопросе церковь вставала в оппозицию даже к великим князьям, многие из которых выдавали своих дочерей за иностранных государей. Статья 17 Устава Ярослава за преступную связь русской женщины с иноверцем предусматривала наказание в виде пострижения в монастырь. Позже, в период феодальной раздробленности, в ряде земель, а также в Московском государстве, когда власть великого московского князя усилилась, наказание за такое правонарушение стало зависеть от судебного усмотрения, в том числе и светской власти, и могло ограничиваться штрафом.

Церковное право стремилось ограничить браки между представителями неравных социальных слоев населения. Однако в дохристианский период и во время становления христианства на Руси, когда позиции и влияние церкви были еще относительно слабы и не до конца были изжиты традиции многоженства, допускалось сожительство родовитых представителей мужского населения с крестьянками и даже холопками. В среде простого населения также допускалась возможность жениться на второй жене и стать двоеженцем.

С окончательным утверждением христианства и формированием сословной градации населения феодального государства такая практика была прекращена.2К числу ограничений относилось и достаточно четко фиксированное в праве число возможных заключений брака. Нормы христианской морали, нашедшие свое закрепление в церковных правовых установлениях, позволяли человеку при наличии исключительных обстоятельств в течение жизни заключать браки не более двух раз. В период феодальной раздробленности и формирования Московского государства в отдельных землях количество браков было увеличено до трех.

Право признания брака недействительным светская власть оставляла за церковью.

Основанием для признания брака недействительным церковь считала нарушение условий его заключения, а именно: отсутствие добровольного согласия сторон, наличие другого нерасторгнутого брака, недостижение одним из супругов брачного возраста (данное условие являлось весьма условным и часто нарушалось), принадлежность к разной вере и национальности, близкое родство супругов. Данные основания не являлись исчерпывающими и могли изменяться в каждом конкретном случае. Во всех случаях осуждался и считался недействительным фиктивный брак, который заключался без намерения создать семью. К числу препятствий ко вступлению в брак относилось и наличие у будущих супругов родства не только по крови, но и по свойству, а также возможного родства в будущем.

Несмотря на известную строгость церковного семейного закона, он тем не менее довольно благосклонно относился к вопросам сохранения невинности невесты до брака и не рассматривал сохранение девственности женщины в качестве обязательного условия для заключения брачных уз.

Любовная связь незамужней девушки с мужчиной или женатого человека с другой замужней женщиной называлась "блудом" и олицетворялась с грехом. Для девушки факт "блуда" не влек за собой никаких юридических последствий, такая связь могла пройти безнаказанно, за исключением общественного порицания и церковного покаяния. Замужняя же блудница, если ее обвинение в супружеской измене было доказано, подвергалась наказанию кнутом. Виновную на несколько дней отправляли в монастырь, где она, питаясь только хлебом и водой, должна была замаливать свой плотский грех. После этого ее отсылали домой, где она вторично подвергалась порке кнутом со стороны мужа или более старшего хозяина дома за запущенную за время отсутствия работу3

 

1.2 Порядок заключения брака

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. моногамной семьи и полигамии. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом.

Источники свидетельствуют о существовании в это время различных способов заключения брака, среди которых похищение невесты женихом, покупка невесты у ее родственников, приведение невесты ее родственниками в дом к жениху.

Один из наиболее древних способов заключения брака - похищение невесты женихом. Оно могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Обряд похищения - «умыкания невесты у воды» - совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады. Этот языческий обряд не исчез, и после принятия христианства: его следы можно обнаружить в свидетельствах о жизни зависимого населения вплоть до XV в.

При покупке невесты у ее родственников продажа совершалась отцом, матерью девушки, а также главой рода или родового союза. Видимо, плата за невесту была связана с процедурой ее похищения и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп.

Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным. В процедуре предварительного договора (запродажной сделки) выделялись этапы: 1) сватовства - осмотра предмета сделки (невесты) через посторонних; 2) рукобитья - заключения сделки родителями жениха или самим женихом, с одной стороны, и родителями невесты - с другой. Содержание сделки - величина выкупа и срок совершение брака. Формы совершения сделки обычно словесная и символическая («рукобитье», «заручение»). Впоследствии они были дополнены религиозными формами, среди которых богомолье, литки, или пропоины (языческая жертва через возлияние). В плате за невесту различали действительную плату - вывод, или кладки, получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами.

Самой распространенной формой заключения брака у полян являлось приведение невесты ее родственниками в дом к жениху. В этом случае брак заключался в результате соглашения между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась особым обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она разувала его. На следующий день после свадьбы родственники невесты приносили ее приданое. В более поздние периоды в летописях и актовых материалах свидетельств бытования обряда разувания женой мужа не обнаружено.

К рубежу XIII - XIV вв. брачный процесс на Руси в основном сложился и приобрел определенную форму, обусловленную нормами церковного права. Помимо помолвки и предварительного сговора, в него вошли еще такие элементы, как составление письменного брачного договора («ряда»), в котором фиксировалось официальное согласие сторон на брак, и обручение. Заключение брачного «ряда» и обручение, по существу, являлись юридическими фактами, т.е. действиями, направленными на возникновение семейных прав и обязанностей. Составление брачного договора следовало сразу после помолвки и предварительного сговора. Им занимались родственники жениха и невесты и сваты. Впервые элементы института брачного сговора стали формироваться в княжеской и боярской среде, что было отмечено еще в XI в. в Уставе Ярослава Владимировича в статьях о «свадебном» и «сгородном». Однако в широкую юридическую практику он вошел лишь к концу XIII в. Заключительной частью брачного сговора в XIV - XV вв. являлось церковное обручение, которое прочно вошло в последующий юридический быт в сфере регулирования брачно-семейных отношений. Обручение явилось закрепленным церковным законом и христианской моралью обязательством мужчины жениться на избранной девушке.

Несмотря на влияние церкви на формирование брачно-семейных отношений и стремление освятить их христианским благословением, порядок и форма предсвадебного ритуала со всей очевидностью говорят о том, что брак по своей сущности являлся в целом гражданским актом, потому что способ его заключения через брачный сговор или "ряд" представлял собой не что иное, как особый вид гражданского договора. В этом договоре фиксировались имущественные и личные неимущественные отношения между вступающими в брак молодыми людьми и их родственниками, которые влекли за собой появление определенных семейных прав и обязанностей со стороны супругов. При этом со времен языческой славянской родоплеменной общины такой договор по обычаю требовал в первую очередь общественного, а не церковного признания, что выражалось в организации родственниками жениха и невесты традиционного пиршества и присутствия приглашенных гостей.

Церковная форма обручения и брака в целом утверждалась с трудом. Сначала ее стали применять представители высших слоев феодального общества, в последующем она распространилась и на все свободное и зависимое население страны. Это объяснялось тем, что древнерусское право периода Киевской Руси, феодальной раздробленности и Московского государства как такового понятия брака не знало. Однако общие черты, характеризовавшие данный институт, в светском и церковном установлениях проступали достаточно четко. Согласно принятым правилам, брак определялся как пожизненный союз мужчины и женщины, при этом церковное право требовало, чтобы этот союз хотя бы формально выражал добрую волю обеих сторон. Брак должен был быть направлен на создание семьи и рождение детей, так как феодальное государство было в этом кровно заинтересовано. Процесс заключения брачного союза был подчинен определенным, установленным церковью канонам, иначе он не влек за собой никаких юридических последствий. Наконец, это был союз, который с необходимостью порождал определенные супружеские права и обязанности.

Информация о работе Заключение брака на Руси