Заключение брака на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 17:54, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Сегодня мы имеем бурно развивающуюся сферу брачно-семейных отношений. Распространяются добрачные связи, увеличивается число неполных семей, в основном - матерей с детьми. Эти явления, которые иногда рассматриваются как признак кризиса семьи, правильнее трактовать как становление нового ее типа, отвечающего как общим условиям жизни современного индустриального общества, так и специфическим условиям социально-экономического и демографического развития России

Файлы: 1 файл

Заключение брака на Руси (1).doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Заключение

Таким образом, русское средневековое брачно-семейное право, соединив в себе народные традиции и обычаи, светское и духовное законодательство, основанное на нормах византийских церковных канонов, выработало вполне определенную форму брака, а также порядок и условия его заключения. Кроме того, в XIII - XV вв. в праве сформировались основополагающие представления о сущности и содержании брака, которые характеризовали его в понятийном представлении. В это время были заложены основные нормы регулирования брачных отношений, соблюдение которых обеспечивалось принудительной силой церковной и светской власти и которые сыграли значительную роль в дальнейшем развитии русского семейного права.

Для патриархальной русской семьи характерна тесная взаимосвязь членов семьи и взаимозависимость их друг от друга, четкое распределение семейных ролей и статусов, строгое соблюдение семейной иерархии. Такая организация семьи не подавляла, а защищала индивида от вторжения в его частную жизнь других социальных институтов и способствовала социально-экономическому выживанию и развитию семьи, личности и общества в течение тысячелетия.

Из контекста работы видно, что семья претерпевает постоянные изменения. Эти изменения становятся особенно наглядны, если рассматривать значительный хронологический этап времени.

Закономерность развития семейно-родственных отношений не означает тождественное развитие этих отношений у разных народов: например, фазы развития семьи могут иметь неодинаковый временной интервал или механизм перехода от одной фазы к другой у разных народов может различаться.

У древних славян переход к моногамной семье носил в значительной степени искусственный характер и был во многом связан с принятием Православия нашими предками. Нельзя отрицать, что славяне постепенно сами подходили к такому пониманию семьи и брака (о чем свидетельствует разложение родовых отношений у восточных славян, в основе которого лежали экономические причины), но принятие христианства ускорило этот стихийный процесс. Появившись на русской земле в десятом столетии, православные нормы семейно-брачного поведения сначала носили чисто номинальный характер. На этом этапе старые нормы полностью регулировали семейно-брачные отношения. Введением определенных санкций государство постепенно ограничивает действие старых норм. На данном этапе прослеживается дуализм влияния языческих и христианских норм на поведение человека. К шестнадцатому веку, когда появился Домострой, можно говорить, что православные нормы семейно-брачного поведения адаптировались на русской почве. Отмирание языческих норм и ценностей и принятие семьей новых христианских - сложный затянувшийся процесс, который встретил жесткое сопротивление народа. В браке, в рождении детей, в быту - во всех сферах семейной жизни человека -можно найти пережитки языческой эпохи. Они проявлялись в мотивах поведения, определенных действиях, обрядовых элементах. Православные нормы не смогли до конца завоевать сердца и умы русского народа. Семья выступала как хранительница и транслятор семейных традиций. Поэтому дохристианские ценности оставили в глубине души наших предков нестираемый след, который не удалось уничтожить ни государству, ни церкви даже путем применяемых ими определенных карательных санкций. Сложилась определенная целостная система, в которой христианские нормы и ценности не противоречили языческим обрядовым действиям. Это наглядно демонстрирует сочетание православного венчания и языческой свадьбы, которые стали неотъемлемыми сторонами вступления в брак.

Изменения семейно-родственных отношений на Руси в рассматриваемый нами период носили двойственный характер. С одной стороны, они навязывались извне, поэтому встречали сопротивление. С другой стороны, изменения могли носить внутренний, естественный характер. С этой точки зрения можно говорить, что эволюция семейных отношений в России носила плавный, постепенный характер.

Изучение, анализ и понимание структуры, принципов функционирования, норм и ценностей семейной организации в контексте исторического процесса способствует научной оценке состояния не только социального института семьи, но и всего нашего общества на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Антокольская М.В. Лекции по  семейному праву. - М.: Юрист, 1995.

2. Беляева Н.В. Регулирование брачных  отношений у русских славян в семейном праве // В мире права. 2001. № 2.

3. Дементьева Т.Ю. Семейное и  наследственное право в Киевской  Руси: IX - XII вв., Казань, 2006.

4. Домострой. - Л.: Лениздат, 1992.

5. Древнерусское государство и  право / Под ред. Т.Е.Новицкой. М., 1998.

6. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юрист, 1993.

7. Кириллова Т.К. Правовое положение  женщин Древней Руси (IX-XV вв.). // История  государства и права. 2000. № 1.

8. Медведев В.Г. Условия и порядок  заключения брака по русскому  семейному праву (XIII - XV вв.)//История государства и права, № 21, 2009. С. 6-9

9. Момотов В.В. Формирование семьи  и брака в русском средневековом  праве IX-XIV вв. Ростов н/Д., 1999.

10. Нижник Н.С. Правовое регулирование  брачно-семейных отношений в контексте  эволюции государственно-правовой системы России, IX - XX вв. СПб., 2003.

11. Памятники русского права. Вып. I. Памятники права Киевского государства. М., 1952.

12. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней  Руси. М.: Мысль, 1989.

13. Развитие русского права в XV - первой половине XVI в. - М., Юрид. лит., 1988.

14. Развитие русского права второй  половины XVII-XVIII в. М.: Наука, 1992.

15. Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т. 2-4. - М.: Юрид. лит, 1985.

16. Семенова О.П. Развитие семейно-брачных  отношений в Древнерусском государстве // История государства и права. 2006. N 11.

17. Сизиков М.И. История государства  и права России с конца XVII до  начала XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998.

18. Собина И.Ю. Влияние византийского  права на развитие отечественного  семейного права: историография вопроса// Общество и право, № 4, 2009.

19. . Титов Ю.П. Хрестоматия по  истории государства и права  России. -М., 2000.

20. Цатурова М.К. Русское семейное  право XVI-XVIII вв. - М.: Юрист, 1991.

21. Чалая JI.A., Бочкова Т.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России // История государства и права. 2001., № 1.

22. Чистяков Н.О. История отечественного  государства и права. - М.: Юрист, 1996.

 

 

 

 

1 Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. - М.: Юрист, 1991.

1 Российское законодательство X-XX вв. В девяти томах. Т. 2-4. - М.: Юрид. лит, 1985.

3 Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. - М.: Юрист, 1996.

4 Медведев В.Г. Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII - XV вв.)//История государства и права, № 21, 2009. С. 6-9

5 Семенова О.П. Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве // История государства и права. 2006. N 11.

6 Дементьева Т.Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси: IX - XII вв., Казань, 2006.

7 Момотов В.В. Формирование семьи и брака в русском средневековом праве IX-XIV вв. Ростов н/Д., 1999.

8 Памятники русского права. Вып. I. Памятники права Киевского государства. М., 1952

9 Кириллова Т.К. Правовое положение женщин Древней Руси (IX-XV вв.). // История государства и права. 2000. № 1.


Информация о работе Заключение брака на Руси