Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя – гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно-ранним развитием товарно-денежных отношений, связанным главным образом с внешней торговлей.

Содержание работы

1 Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне 3
2 Установление конституционной монархии и развитие государственного
строя Англии в XVII-XVIII вв. 13
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_po_IGPZS_ispravlennaya.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне                                                      3

2 Установление  конституционной монархии и развитие  государственного      

строя Англии в XVII-XVIII вв.                                                                                 13

Список использованных источников                                                                       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Законы царя Хаммурапи в  Древнем Вавилоне

 

В государствах  Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя – гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно-ранним развитием товарно-денежных отношений, связанным главным образом с внешней торговлей. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в Древнем мире.

Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова.

 Такими действующими законодательными актами были, дошедшие до нас, но не в полном объеме древнейшие Законы Шульги (прежнее название – Законы Ур-Намму, сына основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липит-Иштара, правителя I династии царства Исины, Законы Билаламы, царя Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии - Законы Хаммурапи, царя Вавилона - крупнейшего государства Двуречья II тысячелетия до н.э.1)

Законы Хаммурапи - первый в истории человечества чисто законодательный памятник, т. е. начало писаного права.

Сборник законов шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) был найден в 1901 году французской археологической экспедицией при раскопках на месте, где в древности находились Сузы - столица Эламского царства, восточного соседа Вавилонии.

Законы были вырезаны на большом базальтовом столбе (стеле). На верхней части столба изображён сам царь Хаммурапи, стоящий перед троном, на котором восседает бог Солнца вавилонян - Шамаш. В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю самим богом. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увёз этот памятник в качестве трофея в Сузы.

Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках. Некоторые таблички дошли до нашего времени, что дало возможность восстановить несколько статей законов из числа, выскобленных на столбе.

    Законник Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы родственные по содержанию статьи закона. Однако он всё же ещё не может быть признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных юридических решений, так как статьи Законов Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Сейчас норма закона излагается так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб». Такую форму изложения называют «казуальной»2).

Основной текст Законов Хаммурапи состоит из 282 статей, из числа которых несколько статей до сих пор еще не восстановлены. Авторы законов стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось. Все же следует отметить, что сборник законов Хаммурапи имеет свою внутреннюю логику изложения правого материала.

Текст сборника состоит из трех частей:

- пролог, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

-  282 статьи законов;

-  эпилог.

Система Законов Хаммурапи представлена в таком виде:

1. Принципы  правосудия (ст.ст.1-5);

2. Собственность (ст.ст.6-124);

3. Брак  и семья (ст.ст.126-195);

4. Преступления  против личности (ст.ст.196-214);

5. Договоры  найма (ст.ст.215-282). 

 Следует отметить, что Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.

Источниками при составлении сборника послужили:

  • обычное право;
  • законы предшествующих правителей;
  • собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения

судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

Необходимость принятия Законов Хаммурапи диктовалась объединением под властью Вавилона народов с различным уровнем развития и культуры. С помощью этих законов Хаммурапи стремился смягчить произвол и устранить коррупцию, царившие в государственном аппарате.

Субъектом права в Древнем Вавилоне в рассматриваемый период являлся, как правило, свободный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог быть либо свободным общинником (главой патриархальной семьи - авилум, «человек»), либо царским служащим (мушкенум – «падающий ниц», т. е. «бивший челом», имеется в виду - царю с просьбой о принятии на службу).

Свободные люди были привилегированнее, и нанесенное им членовредительство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения («око за око, зуб за зуб»).

Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде всего, если она - жрица. В отношении имущественных прав жрицы почти ничем не отличались от мужчин.

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами. После смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не признавал, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (ст. 170 и 171 Законов Хаммурапи).

Весьма интересно и важно, что в этот период некоторые остатки правоспособности сохраняют также и рабы. Так, «если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо». Таким же образом карался раб, оспаривающий свое рабское положение 
(ст. 282 Законов Хаммурапи). Интересно, что в обоих случаях наказание назначается по суду (вместо непосредственной внесудебной расправы со стороны хозяина) и, будучи мучительным и позорным, вместе с тем не снижает ценности раба как рабочей силы.

Субъектами права могли быть по современной терминологии, не только физические лица, но и лица юридические - храм и дворец (т. е. государство). И в этом отношении Законы Хаммурапи далеко опередили не только свою, но и дальнейшие эпохи. Правда, практика была здесь не всегда вполне последовательная.

Следует отметить, что Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа - денежного и натурального - все это подробным образом регламентируется в кодексе.

Для наиболее распространенных сделок, например купли-продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота; чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину; чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету3).

Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент - 20 годовых по денежным займам и 33 - для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право принимать землю и прочее имущество должника.

Кроме того, Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также других видах найма (найме домов, судов, повозок и др.). Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника.

Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор», то есть размягчить глину, на которой он был написан, стереть все ненужное, вписать нужное.

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т. к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить письменный договор, а иначе этот брак не имел законную силу (ст. 128).

Неверность со стороны жены каралась смертью (ст. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (ст. 130-135). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в ст. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна».

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (ст. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если «изнасиловал жену человека, не познавшую мужчину и живущую в доме своего отца» (ст. 128).

Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (ст. 159-164), об имуществе жены, о котором сказано в ст. 150, которая по своему содержанию очень оригинальна: «Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать»4).  
Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения.

Наследству также уделялась большая роль. Законник Хаммурапи говорит, главным образом, о законном наследовании. Завещательная свобода находится еще в зародыше. Лишение наследства допускалось только в исключительных случаях, а именно если сын дважды совершил тяжкий грех против отца (ст. 168-169).     

 Первоначально право  завещания было не столько  выражением свободы усмотрения  наследодателя, сколько ограничением  этой свободы. Законодатель раньше  всего хочет обеспечить детей. Долю умершего получают его дети. Усыновленные наследуют на равных основаниях с «законными» детьми. В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Это - важная особенность семитических законодательств. Ничего подобного нет ни в одном старом афинском, ни в старом римском праве.

Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве общинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, соучастие, покушение и т. д.

Информация о работе Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне