Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:17, контрольная работа
В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя – гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно-ранним развитием товарно-денежных отношений, связанным главным образом с внешней торговлей.
1 Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне 3
2 Установление конституционной монархии и развитие государственного
строя Англии в XVII-XVIII вв. 13
Список использованных источников 20
Политика Стюартов, которая грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II более «удобным» монархом. Этот переворот получил название «Славная революция». Она, по существу, завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить «принципиального» характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом такого компромисса стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента, а также взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.
Акт об устроении, именуемый также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви. Дальнейшее ограничение королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах, «пока ведут себя хорошо», и отстранялись от должности только по представлению обеих палат парламента. Чтобы уменьшить влияние короны на деятельность палаты, запрещалось совмещение членства в палате общин с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи соответствующих королевских министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты8).
Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государственный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия.
Усиление промышленной буржуазии в результате промышленного переворота середины XVIII-начала XIX в. обусловило ее стремление доминировать в политическом союзе с джентри и финансовой аристократией, следствием чего была дальнейшая модернизация политической системы английского общества. Такая модернизация, однако, осуществлялась медленно и постепенно, путем новых компромиссов, и сопровождалась эволюцией конституционной монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы парламентаризма.
Список использованных источников
1) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. Т. 1: Древний мир и Средние века / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М., 2006. – С. 123-124.
2) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М., 1995. – С. 44.
3) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М., 1995. – С. 45.
4) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского. – М., 1996. – С. 18.
5) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М., 2001. – С. 8-10.
6) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Черниловский. – М., 1995. – С. 251.
7) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М., 2001. – С. 10-11.
8) История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М., 2001. – С. 11-12.
Информация о работе Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне