Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконений было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя – гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно-ранним развитием товарно-денежных отношений, связанным главным образом с внешней торговлей.

Содержание работы

1 Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне 3
2 Установление конституционной монархии и развитие государственного
строя Англии в XVII-XVIII вв. 13
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_po_IGPZS_ispravlennaya.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Общая черта месопотамского законодательства – его жестокость, что было характерно и для Законов Хаммурапи. В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: «око за око, зуб за зуб».

В Законах Хаммурапи смерть предусматривалась за 30 видов, или около того, преступлений. Смертная казнь применялась не только в случае умысла преступника, но и по его неосторожности. Так, например, строитель, построивший дом, который обвалился, убив хозяина дома, подлежал смерти. Если при этом погибал сын хозяина, то убивали и сына строителя (ст. 229-230). Смертная казнь предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол. Впрочем, применялись и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу «талиона», если потерпевший и преступник были равны по социальному положению. Эти наказания соседствовали с другими: обращением в рабство, изгнанием из общины и семьи, штрафом (композицией), принудительным трудом, клеймением, битьём палками и т.п.

Если попытаться как-то систематизировать все составы преступления, закрепленные в Законах Хаммурапи, то следует, прежде всего, выделить так называемые преступления против личности. Это – умышленное или неумышленное убийство, телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.

Другую группу составляли преступления против собственности. Воры и покупатели краденого у частных лиц сурово наказывались, но особо охранялась, как уже говорилось, собственность дворца или храма. Вопреки общему правилу такой состав преступления как посягательство на собственность дворца или храма был сформулирован в статье 6 Законов Хаммурапи в абстрактной форме: «Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить; а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

Третья группа – это преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, её распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребёнка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и другое. При определении наказания за эту группу преступлений учитывалось не только социальное положение преступника и потерпевшего, но и их пол, семейный статус.  

 Различия между исполнителем  преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями) Законник Хаммурапи не знает. Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить.

Несомненно, жестокость в отношении человека, совершившего преступление, в Вавилонии была обыденностью. Законы Хаммурапи не разделяли преступления, каждая статья предусматривала наказание за конкретное деяние. Уголовное право было примитивным.

О судебном процессе Законы Хаммурапи говорят мало. Судоговорение происходило публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником, но были и судебные коллегии, составленные из «старейших и именитых людей города». В затруднительных случаях судьи прибегали, как и в других странах, к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука). Высшей судебной инстанцией был царь.

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Дела возбуждались лишь по частной инициативе потерпевшего, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Решения и приговоры были устными. Основным доказательством на суде были свидетельские показания (ст. 9-11).     

Например, ст. 9 гласит: «Если человек, у кого пропало что-либо, схватит пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках будет схвачена пропавшая вещь, скажет: «Мне, мол, продал продавец, я купил, мол, при свидетелях», а хозяин пропавшей вещи скажет: «Я, мол, представлю свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», то покупатель должен привести продавца, продавшего ему вещь и свидетелей, при ком он купил; также и хозяин пропавшей вещи должен привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь. Судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, при которых была произведена покупка, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, его должно убить; хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно; покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца».

В этой статье, как нельзя лучше, представлена важность свидетельских показаний на суде, причем если свидетелей не оказывалось по близости, то, как написано в ст. 13, суд отлагался на 6 месяцев, в течение которых человек должен был отыскать своих свидетелей, а иначе его ждала незавидная участь.

Значение законов Хаммурапи выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования древневавилонского царства. Они легли в основу вавилонского права на многие столетия.

 

 

 

2 Установление  конституционной монархии и развитие  государственного строя Англии  в XVII-XVIII вв.

 

Начиная с XVII в. в странах Западной Европы на смену абсолютным монархиям приходят новые формы правления – конституционные монархии и республики. Начало становлению конституционной монархии в Англии было

положено революцией XVII в. - первой в истории крупной буржуазной революции. Она провозгласила принципы более прогрессивного общества и установила новый социально-экономический порядок в одной из ведущих стран Западной Европы. В XVI-XVII вв. Англия была, несомненно, еще аграрной страной, однако капитализм развивался здесь быстрее, чем в большинстве других стран Европы.

В ходе революции сложились два противоборствующих лагеря: лагерь роялистов и лагерь оппозиции. Роялисты выступали за сохранение абсолютной монархии и англиканской церкви. Лагерь оппозиции оказался представлен разными политическими течениям и, представители которых выдвигали различные требования. Наиболее умеренные требования выдвигали пресвитериане, которые выступали за установление конституционной монархии с сильной королевской властью. Индепенденты добивались установления ограниченной конституционной монархии, а также признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных. Лидером индепендентов стал Оливер Кромвель. Идею народного суверенитета, всеобщего равенства и установления республики отстаивали левеллеры. Их поддерживали ремесленники и крестьяне. Наиболее радикальную часть левеллеров представляли диггеры (беднейшее крестьянство и пролетариат), которые выступали за ликвидацию частной собственности на землю.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

- конституционный этап (1640-1642 гг.);

- первая гражданская война (1642-1647 гг.);

- вторая гражданская война (1648-1649 гг.);

- индепендентская республика (1649-1953 гг.);

- протекторат Кромвеля (1653-1658 гг.);

- реставрация монархии (1660 г.).

Первый этап – конституционный – связан с законодательной  деятельностью Долгого парламента, который был созван королем (Карлом I) 3 ноября 1640 г. (и проработал до 20 апреля 1953 г.). Господствующее положение в парламенте на первом этапе революции занимали пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия). В 1641 г. в условиях обострения внутренней обстановки в стране парламент принимает ряд актов, направленных на ограничение абсолютной власти короля.

Следующие два этапа связаны с гражданскими войнами между королем и парламентом. Итогом второй гражданской войны стали казнь короля, провозглашение республики и упразднение палаты лордов. Палата общин объявила себя носителем верховной власти. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом (однопалатным).

 Установление индепендентской  республики стало кульминацией (т.е. вершиной) революции. После ее учреждения  часть индепендентов превращаются  в крупных землевладельцев (за  счет конфискации земель о  роялистов, распродажи королевских  земель и войны в Ирландии) и стремятся к прекращению революции. За продолжение революции выступали левеллеры, влияние которых усиливается (особенно в армии). В этих условиях лидеры индепендентов решились на установление военной диктатуры. В 1653 г. Кромвель разогнал парламент и установил новую форму правления, получившую название «протекторат» (которая по сути своей являлась личной диктатурой Кромвеля).

Личная власть представителя индепендентов по своей сути и форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к «законной власти». Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. Действительно, в так называемой Бредской декларации 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о содержании армии, о землях роялистов, о прощении участников революции и о вероисповедании будут поставлены на разрешение парламента. Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации просвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования5).

Политическая ситуация в стране после реставрации монархии оставалась сложной. Стремление Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию «тори». Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию «вигов». Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежеваний и переходов части их членов из одной группировки в другую.

Партии эти не были организационно оформлены, не собирались на съезды, не имели выборных органов. Более или менее заметную организацию они имели только в парламенте. В стране существовали не столько «члены» партий, сколько их сторонники. Тем не менее, их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны. Возникновение партий ториев и вигов кладет действительное начало буржуазной двухпартийной системе, а в более узком смысле - двум и ныне существующим партиям Англии - консервативной (бывшие тори) и либеральной (бывшие виги)6).

В 1679 году находившиеся в оппозиции виги, воспользовавшись выгодной ситуацией, нередко открывающейся в ходе политических интриг, добиваются закона, с помощью которого имелось в виду обезопасить противников правительственной политики от репрессий. Ему суждено было сделаться важной частью английской конституции.

Закон этот известен под названием Habeas corpus act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями).

 Habeas corpus act был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Так, любой подданный, задержанный за «уголовное или считаемое уголовным» деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ «habeas corpus», адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ «habeas corpus», шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, «habeas corpus» не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу «habeas corpus», нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с «надлежащей судебной процедурой» и по месту совершения проступка7).

Информация о работе Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне