Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.
Ставлю перед собой следующие задачи: исторический и юридический анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . ……………….22
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ………………25
3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения……......25
3.2 Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника……………29
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...……………………25
4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................25
4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 50.20 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 36с., 20 источников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, СОБСТВЕННОСТЬ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА,  ДОГОВОР,  БРАК,  СЕМЬЯ,  НАСЛЕДСТВО.

Объектом  исследования являются Законы Хаммурапи  как источник гражданского права  Древневавилонского царства, а предметом  –.

Цель работы состоит в изучении источников, принципов, институтов гражданского права Древнего Вавилона на основе Законов Хаммурапи.

При выполнении работы использованы такие методы как исторический, который  предусматривает исследование возникновения  и развития государства и права, анализ содержания исторического процесса. Диалектический метод, который играет исключительную роль в теоретическом  осмыслении объекта исследования. Юридический  метод, который позволяет выявить  признаки правовых предписаний, толковать  их содержание.

Элементом научной новизны полученных результатов является то, что изучение древних судебников, одним из которых  и является судебник Хаммурапи и  на сегодняшний день, не потеряло своей  актуальности. Судебники, являются самыми первыми законами,  а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим  сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них  можно  почерпнуть  что-нибудь  ценное,  что  неплохо  было  бы  и  перенять  нам  сегодня.  Законы  также  могут  свидетельствовать  об  уровне  развития  государства.  Чем совершеннее государство - тем  совершеннее и законы. Изучая  вавилонский  кодекс можно  прийти  к  заключению,  что Вавилон  уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал  сложными социальными  отношениями. Наконец из законов  можно узнать  также о нравах, об обычаях какого-нибудь государства  того времени. Из  всего  этого  видно,  что  изучение  древних  судебников  дело  стоящее.

Значимость данного курсового  проекта заключается в изучении одного из уникальных памятников права  – судебника царя Хаммурапи середины  XVIII в. до н. э., занявшего одно из центральных мест в социально-нормативной культуре шумеро-вавилонской цивилизации Древней Месопотамии. Изучение этого памятника права дает возможность выявить специфику социальной структуры древневавилонского общества, разобраться в особенностях государственного строя и политического режима Древнего Вавилона, познакомиться с основными принципами и институтами правовой системы Древнего Вавилона, выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

ГЛАВА 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ……….

8

ГЛАВА 2.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП  НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . . . . . ………………………...

 

22

ГЛАВА 3.

ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ…………………………………….........

 

25

 

3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения…….....................

 

25

 

3.2  Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника…………………………...

 

29

ГЛАВА 4.

ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО  ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...…………………….........

 

25

 

4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................

25

 

4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………………………...

 

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение древних судебников, одним  из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей  актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми, попытавшимися  установить некоторые социальные нормы  поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним  меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют  об уровне развития государства. Чем  совершеннее государство - тем совершеннее  и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что  Вавилон уже в те времена находился  на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными  отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства  того времени.

Время создания Законов Хаммурапи  принято относить примерно к 1958-1916 гг. до н. э. Несмотря на то, что с тех  пор прошло уже несколько десятков веков этот законник не перестают  обсуждать. Кодекс вавилонского царя сыграл большую роль в становлении более  поздних документов восточных государств.

Более плотное исследование этой темы началось в начале 20 века после находки  французскими учеными самого базальтового столба с текстом законов.  «Как памятник очень большого культурно исторического значения, кодекс Хаммурапи, естественно, вызвал неоднократные попытки перевода его на новые языки. Кроме значительного количества опытов перевода кодекса, большую услугу в деле обстоятельного ознакомления с ним оказало множество специально посвященных кодексу монографий и статей».1

Курсовое исследование написано при  использовании трудов Крашенинниковой  Н.А., Емельянова В.В., Волков И.М., Графского  В.Г., Черниловского З.М., Омельченко О.А. и др., которые в своих работах  обобщили ранее изученные материалы  более полно и точно описали  основные положения законника.

Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.

Ставлю перед собой следующие  задачи: исторический и юридический  анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового  положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ  ХАММУРАПИ.

 

Первые правители небольшого царства  Вавилона вели осторожную политику, заключая союзы с сильными соседними государствами  – Ларсой, Исином, Мари, причём точно  выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонских  царей смогла значительно расширить  свои владения, но Вавилон ещё не достиг уровня союзников.

Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлял Вавилоном  с 1792 по 1750г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем  течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного  по тем меркам государства, включавшего  в себя основную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованию  собственных войск, но используя  продуманную систему политических союзов, он мог разгромить самых  сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже. Таким образом, Вавилонский царь расправился с  царем северного государства  Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи  пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны – чтобы  его владения не распались на отдельные  области, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, с  другой стороны, Хаммурапи не мог  отбирать у крестьян земли, собирать ремесленников в царские мастерские, вновь создавать крупные царские  хозяйства. Действия такого рода привели  бы к моментальному упадку страны – люди успели привыкнуть к относительной  свободе, самостоятельности, к доходам  от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи  нашёл приёмы, позволяющие царю управлять  деятельностью подданных, став автором  самого известного на Древнем Востоке  сборника законов.

Законы  Хаммурапи  по некоторым  предположениям составлены в конце  его правления и были  найдены  французской  экспедицией  в  1901 г.  в  Сузах  (столица  Элама). Сейчас  хранятся   в  Луврском  музее в  Париже.

Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и  предзнаменований по имени Шамаш, который  считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Хаммурапи  изображен на этом же камне стоящим  перед  Шамашем в почтительной позе и дотрагивающимся до регалий  высшей власти – жезла и магического  кольца. Из-за плеч восседающего на троне  Шамаша поднимаются языки пламени, они  свидетельствуют о его  всемогуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканны, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего  переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались  уничтоженными (соскобленными). Дело в  том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирина), где по приказу  местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной  надписи о подвигах покорителя Вавилона. Впоследствии  недостающие  статьи  были  восстановлены  на  основе  фрагментов  дубликатов,  найденных  в  Сузах,  в  библиотеке  ассирийского  царя  Ашшурбанапала  (669 - около  630г.г.  до  н.э.)  в  Ниневии.

Статьи  Законника Хаммурапи  составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся  изложить норму  закона  так, чтобы, оставаясь достаточно  конкретной, она  в  то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю  совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель  мыслил себе  закон  иначе. Выросшая из судебного  решения по конкретному делу, норма  права формулировалась так же, как  формулируют  решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб  равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую  форму изложения называют "казуальной".

Источниками для составления законов Хаммурапи  послужили обычное право, предшествующее законодательство, к которому относятся  древнейшие Законы Ур-Намму, составленные при III династии Ура сына основателя этой династии Шульги (2093-2046 гг. до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Иссины, Законы царя Эшнунны (начало XX в. до н. э.) и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел2.

Как упоминалось ранее Законы Хаммурапи  состояли из Пролога, текста законов  и Эпилога.

В  первой  и  последней  части  Хаммурапи  характеризует  себя  и  свое  правление, а  также  указывает  цель  составления  законов:  чтобы  сильный не угнетал  слабого и т. д. В верхней части  лицевой стороны столба  изображен  Хаммурапи, стоящий в молитвенной  позе перед сидящим богом  солнца и правосудия Шамашем, вручающим  ему  законы. Таким  образом,  провозглашается  религиозно-правовое  основание  власти  царя  и  цель  издания  им  законов.   

Законы  Хаммурапи  представляют  собой  результат  тщательного  обобщения  и  систематизации  разновременных  писаных  и  неписаных  правовых  норм.  Они  не  содержат  исчерпывающего  свода  таких  норм  (отсутствуют,  например,  нормы  устанавливающие  наказание  за  простую  кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача,  видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались  общеизвестными и не вызывающими  разногласий. Законы Хаммурапи  рассматривают  лишь те случаи, по поводу которых действующие  нормы  права различных областей  страны  расходились между собой.

Законы  Хаммурапи  содержат  несколько  сот  правовых  норм,  относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  (а  также  и  к  процессуальному)  праву.  Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не  знает  ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если"  после чего следует изложение  возможной ситуации и вытекающих из неё  юридических последствий. При издании текста законов он был разбит на  "параграфы",  или  "статьи",  снабженные  нумерацией  (сам текст такой  нумерации не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть).  Всего  таких  параграфов или статей -  282.

Нормы  внутри  Законов  Хаммурапи  изложены без должной системы, без  отраслевой принадлежности. Но нельзя не заметить определенную внутреннюю логику в их изложении. Прежде всего, выделяются отдельные блоки норм, сходных положений, касающихся правосудия (ст. 1-5); охраны собственности различных  категорий свободного населения, храмов, царского служилого люда и др. (ст. 6-25); имущества и прежде всего  земли, выдававшейся правителем за службу (ст. 25-41); сделок с недвижимостью  и наказаний правонарушений, связанных  с ними (ст. 42-88), а также с торговлей (ст. 89-126), и т.д.

Информация о работе Законы Хаммурапи