Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.
Ставлю перед собой следующие задачи: исторический и юридический анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . ……………….22
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ………………25
3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения……......25
3.2 Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника……………29
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...……………………25
4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................25
4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 50.20 Кб (Скачать файл)

Договор мог быть заключен при наличии  сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был  быть действительным ее собственником  и мог гарантировать приобретателя от эквиции7. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя обо всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех - и даже шестикратном размере.

Изменить договор можно было только по обоюдному согласию сторон. Исключение из этого правила допускалось  в особых случаях, когда исполнение обязательства становилось невозможным  по независящим от той или другой стороны обстоятельствам (например, из-за стихийных бедствий).

Законодательству Хаммурапи известны договоры: купли-продажи, займа, личного  и имущественного найма, аренды, мены, товарищества, поручения, хранения. Каждая сделка имела свои особенности. Для  договора купли-продажи существенным является указание цены вещи. При этом покупатель должен был уплатить продавцу сверх номинальной цены в благодарность  за то, что именно он приобрел данную вещь.8

Законы Хаммурапи четко разграничивали договор займа и договор имущественного найма. При договоре займа вещи характеризовались  родовыми признаками (деньги, зерно, мука и т.д.), а при договоре имущественного найма – индивидуальными (рабочий  скот, рабы, инвентарь). Кроме того договор  займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору  грабительский процент - 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в  залог землю и прочее имущество  должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать  себе для работы "заложника", принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации - 3 года. Законник говорил о найме работника  на срок до 1 года, а также о других видах найма - найме домов, судов, повозок и др.

При регулировании имущественных  отношений закон во всех случаях  защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И  НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ  ХАММУРАПИ 

4.1  Общая  характеристика норм брачно-семейного  права.

 

Семейные  отношения  видимо  играли  в  Вавилоне  достаточно  большую  роль,  так как  им  в  Законах  Хаммурапи  уделяется  немало  внимания, что в свою очередь  позволяет сделать основательные  выводы относительно положения женщины, жизни общины и правового положения  детей.

Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие  в деловой жизни и заключать  договоры, занимать некоторые должности  в общественном управлении. Но это  не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт, или был  как редкое исключение. Речь могла  идти всего лишь о ее службе в  храмах.

   Брак  в  Вавилоне,  как  и  везде,  считался  законным  при  соблюдении  определенных  юридических  формальностей:  необходимо  было  заключить  брачный  контракт,  причем  при  свидетелях  (обычно  устный),  а  иначе  этот  брак  не  имел  законную  силу  (ст.  128): "Если  человек  возьмет  жену  и  не  заключит  письменного  договора,  то  эта  женщина  -  не  жена".

Неверность  со  стороны  жены  каралась  смертью  (ст. 129).  Были  установлены  подробные  правила  для  разбирания  обвинений  такого  рода  (ст. 130  - ст. 136).  При  определенных обстоятельствах  она  могла  быть,  и  оправдана,  например,  в  ст. 134  говорится:  "Если  человек  будет  уведен  в  плен, а в  его доме нет средств для  пропитания, то его  жена  может  войти  в  дом  другого;  эта женщина  не виновна". Здесь  Хаммурапи  поступил  мудро,  включив  в  судебник  такую  статью,  ибо  в  условиях  частых  войн  того  времени,  пленение,  видимо,  случалось  достаточно  часто,  а  так  как  большинство  семей  жило,  скажем  так,  ниже  среднего  уровня  и  мужчина  был  единственным  кормильцем,  то  отсутствие  подобной  статьи  могло  бы привести просто к  сильному сокращению  населения  и,  соответственно,  падению  силы  государства. При  возвращении  же  война  из  плена,  его  жена  возвращалась  к  нему,  что  сказано  в  ст.  135,  но  это  правило  не  распространялось  на  ее  детей,  рожденных от другого.  В этом  пункте  прямо  так и говорится: "дети следуют  за их отцами". Это может  свидетельствовать  о том,  что эта женщина  могла  войти в  дом  другого  человека, уже имея собственных детей, и  в случае возвращения своего мужа  из  плена  эти  дети,  конечно  же,  уходили  назад  вместе  с  ней,  но  она  не  могла  забрать  с  собой  детей  рожденных  от  человека,  который  ее  содержал  все  это  время.

Но,  если  этот  человек,  так  сказать,  дезертировал,  то  его  жена,  после  его  возвращения  назад  не  должна  была  возвращаться  к  нему  (ст.  136). "Если  человек  бросит  свою  общину  и  убежит  и  после  этого  его  жена войдет  в  дом  другого,  то  если  этот  человек  вернется  и  захочет  взять  свою  жену,  -  так  как  он  возненавидел  свою  общину  и  убежал,  жена  беглеца  не  должна  возвращаться  к  своему  мужу". Дети,  в  этом  случае  тоже,  вероятно,  не  возвращались.

Если  же  жена  в  отсутствие  мужа  могла  прокормить  себя,  но  вошла  в  дом  другого,  то  этот  случай  приравнивался  к  измене  и,  соответственно,  карался  смертью  (ст.  133).

Правда  эти  законы  о  супружеской  неверности  распространялись  только  на  женщин,  муж  же,  наоборот  мог  сожительствовать  с  рабынями  и  прижитых  с  ними  детей  признавать  своими  законными  детьми  (ст.  170).  Смертной  казнью  он  карался  лишь  в  том  случае,  если  соблазнил  жену свободного  человека,  хотя  если  муж  этой  женщины  хотел  простить  ее,  то  ему  тоже  могли  сохранить  жизнь  (ст.  128). "Если  жена  человека  будет  захвачена  лежащей  с  другим  мужчиною,  то  должно  их  связать  и  бросить  в  воду.  Если  хозяин  жены  сохранит  жизнь  своей  жене,  то  и  царь  сохранит  жизнь  своего  раба ".

Однако  законы  в  этом  случае  предусматривают,  что  если  муж  будет  изменять  ей  со  свободными,  "ходить  из  дома  в  дом",  то  жена  могла  забрать  свое  приданое  и  уйти  в  дом  своего  отца  (ст. 142).

В  определенных  обстоятельствах:  болезнь  жены  (ст. 148),  женитьба  на жрице,  которой  не  позволялось  иметь  детей  (ст. 145),  плохое  поведение жены  (ст. 141) - муж  мог  взять  вторую  жену.  Целью  этого  брака являлось рождение  детей,  которые  унаследуют  семейное  имущество, и  будут  поддерживать  культ  предков.  Весьма  интересна  в  семейных  отношениях  статья  141:   "Если  жена  человека,  которая  живет  в  доме  человека,  вознамерится  уйти  и  станет  поступать  расточительно,  станет  разорять  свой  дом,  позорить  своего  мужа,  то  ее  должно  изобличить,  и  если  ее  муж  решит  покинуть  ее,  -  он  может  покинуть  ее;  он  может  в  ее  путь  не  давать  ей  никакой  разводной  платы.  Если  ее  муж  решит  не  покидать  ее,  то  муж  ее  может  взять  замуж  другую  женщину,  а  та  женщина  должна  жить  в  доме  своего  мужа,  как  рабыня". Слова  "станет  разорять  свой  дом"  могут  свидетельствовать  о  том,  что замужние  женщины  в  древнем  Вавилоне  могли  наравне  с  мужчинами  заниматься  торговыми  делами  и  распоряжаться  средствами  семьи  по-своему усмотрению,  естественно  на  благо  семьи.  В  этом  же  случае  она  могла,  так  сказать  копить  свои  собственные  заначки  по  вполне  понятным  причинам.

Так  как  в  браке  большую  роль  играло  имущество,  то  Законы  Хаммурапи подробно рассматривают  вопрос об имущественных отношениях  между  супругами: о приданом и  брачном  выкупе  (ст. 159 - ст. 164), о  раздельной  ответственности  по  долгам,  возникшим  до  брака  (ст. 151  - ст. 152),  об  имуществе  жены  о  котором  сказано  в  ст. 150,  которая по  своему  содержанию  очень  оригинальна: "Если  человек  подарит  своей  жене  поле,  сад,  дом  или  движимое  имущество  и  выдаст  ее  документ  с  печатью,  то  после  смерти  ее  мужа  ее  дети  не  могут  требовать  от  нее  ничего  по  суду;  мать  может  отдать  то,  что  будет  после  нее  своему  сыну,  которого  любит,  брату она не должна  отдавать"9. Эта статья  говорит,  что женщина в Вавилоне  могла иметь свое  личное  имущество,  принадлежащее только  ей  и которым никто,  кроме нее,  не  мог распоряжаться.  Не  случайно  в статье  упоминается,  что муж должен  выдать  ей  документ,  который подтверждает  право ее  владения. Наследственного права на  это имущество тоже  никто не  имел.

Хотя  в  законах  есть  упоминание  о  выкупе  за  невесту,  однако   вавилонский  брак  не  был  браком-куплей,  так  как  размер  приданого  был  больше  чем  размер  выкупа.

Как  уже  упоминалось,  целью  брака  было  рождение  детей  и  поэтому  в  случае  бездетного  брака  выход  искали  в  усыновлении  чужих  детей  по  согласованию  с  их  кровными  родителями  или  найденышей  (ст. 185).

 

 

4.2 Взаимоотношения родителей и  детей, правила наследования детьми  имущества их отца.

 

Относительно порядка наследования в Законах Хаммурапи существовало много установлений. Наследование осуществляется или по завещанию, или по закону. В Вавилоне эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую формы. Наследниками являлись, прежде всего, сыновья, дочери же получали часть  наследства в виде приданого. Старшему сыну доставалась недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями  имущество делилось поровну. Жене разрешалось  только оставаться жить в доме и  пользоваться приданым. За ней сохранялись  подарки, подаренные покойным мужем. Закон  делал различие между детьми от первого  и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые  - только одну треть. Законы Хаммурапи  говорят в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети – внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми. Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу. В Законах Хаммурапи просматривается становление института завещания – прижизненное дарение «записанного в документе» (ст. 171). Отец уже вправе лишить наследства какого-либо из своих сыновей, но при условии, что тот совершил перед ним «тяжкий грех». Однако для отказа в наследстве сыну нужно было разрешение суда. Относительно порядка наследования в Законах Хаммурапи существовало много установлений. Наследование осуществляется или по завещанию, или по закону. В Вавилоне6 эпохи Хаммурапи институт наследования знал и ту и другую формы. Наследниками являлись, прежде всего, сыновья, дочери же получали часть наследства в виде приданого. Старшему сыну доставалась недвижимость (земля, домовладение). Между другими сыновьями имущество делилось поровну. Жене разрешалось только оставаться жить в доме и пользоваться приданым. За ней сохранялись подарки, подаренные покойным мужем. Закон делал различие между детьми от первого и второго законных браков. Первые делили между собой две третьи наследственной массы, а вторые  - только одну треть. Законы Хаммурапи говорят в основном о наследовании по закону. Долю умершего сына получают его дети – внуки наследодателя. Усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми. Дети, рожденные от рабыни-наложницы, наследуют в том случае, если отец признал их своими детьми. Если отец не признал их своими детьми, они получают только свободу. В Законах Хаммурапи просматривается становление института завещания – прижизненное дарение «записанного в документе» (ст. 171). Отец уже вправе лишить наследства какого-либо из своих сыновей, но при условии, что тот совершил перед ним «тяжкий грех». Однако для отказа в наследстве сыну нужно было разрешение суда.

Таким образом, брак в Вавилоне не носил ярко выраженного сословного характера. Здесь допускались смешанные  браки свободных и рабов. Эти  обстоятельства не перечеркивали широких  прав мужчины, отца и мужа в семье, который часто выступал хозяином судьбы, судьей своей жены и детей, что проявлялось и в нормах наследственного права, непосредственно  связанных с браком и семьей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Законы  Хаммурапи - сборник моральных  установлений или отчет царя перед  богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так  до сих пор думают многие историки, не придя  к  единому  мнению. Законы  эти  дают историкам широкую картину  жизни Древнего Вавилона. В   целом  же, Законы   Хаммурапи  были  направлены  на  поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям  в обществе.

«Законы» принадлежат к важнейшим  источникам по древневавилонскому и  вообще древневосточному праву, на долгое время  послужили  основой  вавилонского  права и тем самым дают возможность  восстанавливать многие стороны  социально-экономического строя  Месопотамии  II  тыс.  до  н.э.

Следует  учесть,   что   Хаммурапи,   существенно   усилив   роль государства   в   общественной   и  хозяйственной  жизни  страны (впоследствии частично утраченную),  не изменил основ этой жизни, как  они  сложились  в начале тысячелетия  и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 1 Античный мир и восточные  цивилизации / Отв. ред. Сюкияйнен. –  М., 1999. – 528 с.
  2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. – М.: Издательство Былина, 1994. – 415 с.
  3. Батыр К.И. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра. – М.: Издательство Юристъ, 2005. – 392 с.
  4. Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. – М., 1914. – 82 с.
  5. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002 – 744 с.
  6. Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства / Предисл., пер. и коммент. под ред. И.М. Дьяконова // Вестник древней истории. № 3, 1952. – с.225-303.
  7. Дьяконов И.М. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. – М.: 1983. – 534 с.
  8. Емельянов В.В. Древний Шумер. – СПб., 2001. – 353 с.
  9. Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. – М.: 1989. – 413 с.
  10. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.
  11. Крашенинникова Н.А., Лысенко О.Л. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. – М., 2003.
  12. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 320 с.
  13. Крашенинникова Н.А. История права Востока. – М., 1994.
  14. Кузищин В.И. История Древнего Востока: материал по историографии. Учебное пособие / Сот. А. А. Вигасин, С. С. Соловьева, О. В. Томашевич; Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 200 с.
  15. Кузищин В.И. История Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. – М., 1988.
  16. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. - М., 1988. – Том 1. – 523 с.
  17. Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учебное пособие / Д.Е. Тагунов. - Мн.: Издательство Книжный дом, 2005. – 400 с.
  18. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Издательство Юристъ, 2000. – 576 с.
  19. Черниловский З.М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. 3. М. Черниловского.—М.: Издательство Юридическая литература, 1984. – 472 с.
  20. Якобсон В.А. Возникновение писанного права в Древней Месопотамии / Под ред. В.А. Якобсона // Вестник древней истории. № 4, 1984. - с.145-186.

Информация о работе Законы Хаммурапи