Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:53, курсовая работа
Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.
Ставлю перед собой следующие задачи: исторический и юридический анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . ……………….22
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ………………25
3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения……......25
3.2 Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника……………29
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...……………………25
4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................25
4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Договор мог быть заключен при наличии
сторон, объекта сделки, свидетелей.
При этом хозяин вещи должен был
быть действительным ее собственником
и мог гарантировать
Изменить договор можно было
только по обоюдному согласию сторон.
Исключение из этого правила допускалось
в особых случаях, когда исполнение
обязательства становилось
Законодательству Хаммурапи
Законы Хаммурапи четко
При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.
Таким образом,
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ
4.1 Общая
характеристика норм брачно-
Семейные отношения видимо
играли в Вавилоне достаточно
большую роль, так как им
в Законах Хаммурапи уделяется
немало внимания, что в свою очередь
позволяет сделать
Женщина в Вавилоне не была бесправной. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало ее равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для нее закрыт, или был как редкое исключение. Речь могла идти всего лишь о ее службе в храмах.
Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (ст. 128): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена".
Неверность со стороны жены каралась смертью (ст. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (ст. 130 - ст. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть, и оправдана, например, в ст. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в ст. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.
Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (ст. 136). "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу". Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.
Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (ст. 133).
Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (ст. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (ст. 128). "Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба ".
Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, "ходить из дома в дом", то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (ст. 142).
В определенных обстоятельствах: болезнь жены (ст. 148), женитьба на жрице, которой не позволялось иметь детей (ст. 145), плохое поведение жены (ст. 141) - муж мог взять вторую жену. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Весьма интересна в семейных отношениях статья 141: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Слова "станет разорять свой дом" могут свидетельствовать о том, что замужние женщины в древнем Вавилоне могли наравне с мужчинами заниматься торговыми делами и распоряжаться средствами семьи по-своему усмотрению, естественно на благо семьи. В этом же случае она могла, так сказать копить свои собственные заначки по вполне понятным причинам.
Так как в браке большую роль играло имущество, то Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (ст. 159 - ст. 164), о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (ст. 151 - ст. 152), об имуществе жены о котором сказано в ст. 150, которая по своему содержанию очень оригинальна: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать"9. Эта статья говорит, что женщина в Вавилоне могла иметь свое личное имущество, принадлежащее только ей и которым никто, кроме нее, не мог распоряжаться. Не случайно в статье упоминается, что муж должен выдать ей документ, который подтверждает право ее владения. Наследственного права на это имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (ст. 185).
4.2 Взаимоотношения родителей и
детей, правила наследования
Относительно порядка
Таким образом, брак в Вавилоне не носил ярко выраженного сословного характера. Здесь допускались смешанные браки свободных и рабов. Эти обстоятельства не перечеркивали широких прав мужчины, отца и мужа в семье, который часто выступал хозяином судьбы, судьей своей жены и детей, что проявлялось и в нормах наследственного права, непосредственно связанных с браком и семьей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.
«Законы» принадлежат к
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: