Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение Законов Хаммурапи как источника гражданского права Древневавилонского царства.
Ставлю перед собой следующие задачи: исторический и юридический анализ Законов Хаммурапи, изучение по Законам Хаммурапи правового положения основных групп населения, институтов вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ………. 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. . . . . . ……………….22
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ………………25
3.1 Институт вещного права: формы собственности, способ приобретения вещей, ограничение распоряжения……......25
3.2 Обязательства, их виды. Виды договоров, условия их заключения, ответственность должника……………29
ГЛАВА 4. ИНСТИТУТЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНОГО И НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ...……………………25
4.1 Общая характеристика норм брачно-семейного права................25
4.2 Взаимоотношения родителей и детей, правила наследования детьми имущества их отца……………….…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 50.20 Кб (Скачать файл)

Переход  одного блока норм у  другому основан на принципах  ассоциации, когда то или иное понятие  или слово приобретает ведущее, ключевое значение.  Так, в блоке  статей начиная со ст. 215 рассматривается  договор о найме людей и  услугах, при этом ключевым словом в  ст. 215-225 является слово «лекарь»: он делает операции людям и животным, получает то или иное вознаграждение за свой труд или наказывается за вред, нанесенных им пациенту. Тяжесть наказания  зависит о социального положения  потерпевшего. Со ст. 228 рассматриваются  сходные ситуации, связанные с  категориями других наемных работников. В ст. 228-233 ключевой фигурой сначала  становится строителей дома, затем (ст. 234-239) лодочник, владелец судна. Содержание последующих десяти статей (ст. 241-251) концентрируется вокруг сделок, связанных с сельскохозяйственными животными (волом, быком), а также вокруг вреда, нанесенного ими человеку или человеком животному, и пр.

Таким образом, Законы Хаммурапи подвели  итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадской  языке. Формулировки закона четкие, ясные.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП  НАСЕЛЕНИЯ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

 

Социальная структура Древнего Вавилона отличалась сложностью, которая  была связана с многоукладным  характером экономики, с незавершенностью процессов образования классов, с ранним и относительно высоким  уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным  образом в царско-храмовом хозяйстве  и не затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее четкие социальные границы  проводились в праве между  рабовладельцами и рабами. Самые  первые законодательные источники (например, Законы Ур-Намму) содержат статьи о вознаграждении за возвращение "человеку" (господину) его беглого раба (2 сикли3 серебра). Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Вавилона. Он был одним из типов принудительного труда. Наряду с рабами в самую эксплуатируемую часть населения входили другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства.

Не было здесь и античных понятий "свобода" или противопоставления "свободный - раб", которое заменялось противопоставлением "господин - раб". "Господин" выступал в качестве полноправного члена вавилонского общества, обладателя подвластных ему  рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вреда которым возмещение (компенсация) полагалось лично ему. Характерно, что такие содержащиеся в самых ранних законах правонарушения, как посягательство на чужую жену и чужого раба, были тесно связаны. Существовало и такое понятие, как "отпущенный", т.е. освобожденный  от тех или иных обязанностей и  связанной с ними личной зависимостью человек.

Граница социально-экономических  различий четко проходила между  господствующей верхушкой, не принимавшей  участия в производительном труде, состоящей из высших царских и  храмовых чиновников во главе с самим  царем, купцов, ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как  правило, чужого труда. Они и составляли самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности присваивался правящей эксплуататорской верхушкой.

Имущественное расслоение общины, разорение  мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного  найма. Разорившиеся общинники-земледельцы  поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и  зависимых арендаторов.

Распространенной формой личной зависимости  была и долговая кабала, которая  при определенных условиях приводила  человека в рабство, например, в случаях, когда сын должника передавался  храму, или при продаже за границу.

Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Об этом свидетельствуют  те статьи Законов Хаммурапи, которые  ограничивают срок отработки долга  тремя годами, по их истечении должник  освобождался из дома кредитора (ст. 117). Смерть от дурного обращения, заложенного  за долги, сына должника в доме кредитора  влекла за собой смерть сына кредитора (ст. 116). Кредитор не имел права продать  в жены отданную ему в залог  девушку без разрешения ее отца, не мог подвергать телесному наказанию  заложенного человека. Лишь при неуплате долга, когда должник переходил  в собственность кредитора, он мог  безнаказанно избивать его и даже продавать в рабство.

Регулирующие, контрольные рычаги государства сдерживали развитие частнособственнических отношений, а вместе с тем и  развитие рабовладения. Стремление поддержать статус основного населения, свободного общинника нашло отражение в  Законах Хаммурапи, которые в  целях ограничения богатеющего  собственника, в стремлении не дать ему в обиду разорившегося  строго определяли цену наемного труда, размер ростовщического процента и  пр. О защите традиционных прав и  имущества свободных вавилонян, особенно когда они находились под  угрозой, свидетельствует и широко распространенная практика издания  царских указов (мишарум), например, об освобождении бедняков от долгов.

Характерно, что право здесь  оговаривает не столько бесправие  раба (это была норма для иноплеменника), сколько те или иные ограничения  его прав. Дворцовый раб или  раб мушкенума по Законам Хаммурапи  могли взять, например, в жены свободную  женщину, дети от которой признавались свободными (ст. 175). Дети, рожденные  от свободного и рабыни, были также  свободны, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана "за серебро" (ст. 171). Свободные дети раба наследовали  половину его имущества, другая шла  хозяину (ст. 176).

В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство  разделяло и свободных жителей  Вавилона. Эта система определяла не только правовой статус индивида, отмеченный, как правило, тем или иным внешним  знаком, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и  даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание. Так, по Законам  Хаммурапи жестоко карался цирюльник, сбривший с раба его знак рабства, и пр.

В праве Вавилона выделялись две  группы свободных. Первая - авилумы ("человек", "сын человека"), вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса ("падающие ниц", т.е. бившие челом", обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась, тем, что они не были потомками "своих" и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей4.

Правовые различия между этими  социальными группами особенно ярко проявились в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих  и членов их семей. В связи с  этим необходимо отметить и такую  особенность Законов Хаммурапи: вопреки более строгому наказанию  за преступления против личности авилума  по сравнению с мушкенумом, имущественные  права мушкенумов защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.). Например, кража их имущества по Законам  Хаммурапи каралась  как кража  из дворца, а их рабы, как уже говорилось, обладали некоторыми преимуществами перед  рабами частных лиц.

Необходимо также отметить, что  ко всем, даже авилумам как свободным  членам древневавилонского общества, нельзя без оговорок применить понятие  «физическое лицо», определяющее правоспособную и дееспособную личность. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью  к территориальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой  патриархальной семье.

О тесной связи правового статуса  авилума с членством в общине свидетельствует ст. 136 Законов Хаммурапи  о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который  терял свой статус («даже жена беглеца  не должна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных  обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как  свободного обладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).

В Законах Хаммурапи правовой статус авилума не совпадает с правовым положением «сына авилума», о зависимом  положении и ограниченной дееспособности которого свидетельствует ст. 7, квалифицирующая  как преступление (воровство), влекшее  смертную казнь, получение вещи покупателем  «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры  продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума ставился на одно доску  с рабом по отношению к главе  семьи – господину, распорядителю  не только семейного имущества с  правом его дарения, раздела, выделения  приданого, лишения наследства и  пр. (ст.ст. 165, 166), но и свободы своих  детей и жены, если она в брачном  договоре не оговорила отсутствие такого права у мужа.

Правовое положение «сына авилума», видимо, значительного повышалось в  результате прохождения воинской службы (ст. 98), с которой и связан целый  блок  статей, касающихся правового  статуса воина: редума и баирума5. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию.

Широкое развитие внешней торговли в Вавилоне, возросшая экономическая  мощь царско-храмового хозяйства  определили особое место и подробную  регламентацию в Законах Хаммурапи  деятельности зависимых от царской  власти тамкаров (купцов, ростовщиков) и шамаллум (их агентов).

По Законам Хаммурапи царской  властью на тамкаров накладывались  не только обязанности по отчислению в царскую казну части свои доходов, но и другие обязанности: например, выкуп пленного воина с последующим  возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом. Будучи зависимыми, тамкары между тем  пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные  торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации. Правовая практика Вавилона I тыс. до н.э. знает  торговые объединения, банковские дома, которые вели крупные денежные операции, скупали и продавали землю, кредитовали  освоение новых земель и т.д.

Зависимообязанным было и ремесленное  производство, развивающееся главным  образом в царском хозяйстве. Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ремесленное производство, но и сбыт продукции. Но представители  таких важнейших ремесел, как  кузнецы, плотники, пивовары, обладали той или иной степенью самостоятельности, создавали профессиональные объединения  и пр. По Законам Хаммурапи, например, особой защите подлежали права отца-усыновителя, обучившего приемного сына своему ремеслу (ст. 188).

Большей независимостью пользовались организации некоторых "ученых" профессий, таких, например, как специалисты  по "изгнанию духов", предсказатели  будущего, врачи, писцы. Жречество в  Вавилоне не сложилось в оформленное  сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности  жрецов продавались.

Таким образом, вавилонское общество нельзя называть ни рабовладельческим, ни феодальным, потому что отсутствовала  четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории  зависимого населения, занимающие промежуточные  позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории  свободных (от мелких землевладельцев  к господствующему слою, в частности  к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус человека в  обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим  положением. Нельзя говорить о рабах  в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности. Это связано с тем, что рабский  труд в Древнем Вавилоне, как и  в других странах Древнего Востока, не стал доминирующим в системе общественного  производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ ВЕЩНОГО ПРАВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

3.1  Институт  вещного права: формы собственности,  способ приобретения вещей, ограничение  распоряжения.

 

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства  в лице царей в крупнейшего  землевладельца и рабовладельца. Царский  земельный фонд складывался как  в результате превращения храмовых земель в государственные, так и  в результате захвата и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранение общинного строя, что было обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственником воды, организатором ирригационных систем, и община распоряжалась водой для нужд земледелия под контролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинниками; право на различные повинности в пользу государства.6

Общинники были экономически неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог  быть рабовладельцем, фактически ими  могли стать только состоятельные  люди, общинная знать, выделившаяся в  результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание  свободных крестьян-общинников и  ремесленников, вынужденных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его  служебного и социального положения, полноправным.

Закон выделяет государственную (царскую) и церковную собственность. Формировался институт частной собственности. Право  собственности на недвижимость (землю, воду, оросительные сооружения) было ограниченным.

Верховным собственником земли  являлся царь, который на правах владения предоставлял ее земледельцам-общинникам и воинам. За пользование землей община платила царю налог - ренту. За несение службы воин получал от царя "имущество илкум", в состав которого входили: земля, инвентарь, дом, рабы. Со временем данное имущество  переходило от отца к старшему из сыновей, который продолжал нести военную  службу. "Имущество илкум" было изъято из гражданского оборота и  не могло служить объектом различных  гражданско-правовых сделок.

 

3.2 Обязательства,  их виды. Виды договоров, условия  их заключения, ответственность  должника.

 

Обязательственное право было разработано  весьма основательно. Из законов Хаммурапи  следует, что обязательства возникают  из договоров и правонарушений, направленных против личности и имущества.

Информация о работе Законы Хаммурапи