Западники и славянофилы: дискуссия о настоящем и будущем России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:03, реферат

Описание работы

Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением.

Содержание работы

Введение 2
1 Развитие России в 19 веке: предпосылки и условия возникновения течений западников и славянофилов 4
2 Славянофилы и западники: дискуссии о настоящем и будущем России 8
2.1 Взгляды западников 8
2.2 Взгляды славянофилов 10
2.3 Основные противоречия западничества и славянофильства 11
Заключение 13
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат Горбатюк НМ Вариант 8.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

При всем этом общественно-политические взгляды западников отличались классовой  ограниченностью, свойственной буржуазным идеологам. Западники признавали лишь реформистский путь перехода от феодального  строя к капиталистическому и решительно отмежевывались от сторонников революционной борьбы. В их среде социалистические учения вызывали постоянную критику и осуждение. Для них была характерна также идеализация буржуазного строя.

Таким образом, можно сделать вывод, что западники и славянофилы имели сходства (например, и те, и другие ратовали за отмену крепостного права в России), но еще больше отличались в своих взглядах на прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Подробнее информация представлена в таблице 1.

Вопросы для сравнительной  характеристики

Славянофилы

Западники

Кто относился к движению?

Самарин Ю.Ф.

Хомяков А.С.

А.И.Кошелев

Братья Киреевские

Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль

А. Островский, Ф.И. Тютчев 

Тургенев И.С.

Анненков П.В.

БоткинВ.П.

Грановский Т.Н.

Чаадаев П.А.

Гончаров А.И.

Корш В.Ф.

Панаев И.Н.

Какой государственный строй  нужен России?

Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций

Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили  в пример парламентский строй  Англии и Франции

Как относились к самодержавию?

Критиковали монархический  строй

Критиковали монархический  строй

Как относились к крепостному  праву?

Ратовали за отмену крепостного  права с сохранением помещичьих хозяйств

Предлагали полную и немедленную  отмену крепостничества, считая, что  оно тормозит прогресс

Как относились к капиталистическому строю?

Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться  торговля, транспорт, банковское дело

Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России

Как относились к гражданским  правам народа?

Частично признавали необходимость  гарантий гражданских прав со стороны  государства

Полностью признавали необходимость  гарантированных гражданских прав

Как относились к религии?

Считали, что православие  –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм

Критиковали православие, терпимо  относились к другим религиям

Как относились к реформам Петра 1?

Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России

Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными

Как относились к крестьянской общине?

Община, основанная на началах  равенства – это будущее России

По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития

Какой путь изменения государственного строя предлагали?

Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти  за счет реформ

Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна

Какое место отводили России в мировом историческом процессе?

Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп

Считали историю России ничем  иным, как частью общемирового исторического  процесса, исключали народную самобытность

Как относились к отмене смертной казни в России?

Выступали за отмену смертной казни в России

Мнения по этому вопросу  разделились 

Как относились требованию провозгласить свободу печати?

Положительно, требовали  свободы печати и отмены цензуры

Положительно. Также ратовали за свободу печати

Какой основной принцип провозглашали?

«Православие, самодержавие, народность!» Провозглашалидуховность и свободу личности в духовном плане

«Разум и прогресс!»

Отношение к наемному труду

Не признавали наемный  труд, предпочитая труд в общине на началах равенства

Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции

Как относились к прошлому России?

Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться  к прошлому

Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального  момента, кроме реформ Петра 1

Заслуги и значение для  дальнейшего развития России

Критика преклонения перед  Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории  и культуры своей страны. Критика  самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее  России

Беспощадная критика крепостного  строя и самодержавия. Признание  значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно - политической мысли в России.


Таблица 1 – Западники  и славянофилы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славянофилы были сторонниками самобытного пути России, считали, что  необходимо быть во всем русскими: в  устройстве государства и быта, в  организации труда, в философии, литературе и т.д. При этом они  не отрицали достижений европейской  цивилизации, но выступали против продолжения  безоглядной европеизации, начатой  Петром I, как пути, гибельного для  России. Порождением западнических  нововведений они считали крепостничество и полицейско-бюрократическое государство.

Главными основами русской  самобытности славянофилы считали  общинные формы организации жизни, земские формы правления, православие. Соборность - главный принцип православия - противостоит началам индивидуализма и в то же время обеспечивает развитие личности. Чуждое русской традиции крепостное право должно быть ликвидировано.

Славянофилы отрицали самодержавие, но были против конституции по западному  образцу, выступали за созыв совещательного Земского собора как выразителя народного  мнения перед царем. В этом они  видели возвращение к исконно  русским началам государственности, которые К.Аксаков формулировал так: "Правительству - право действия, и, следовательно, закона. Народу - сила мнения, и, следовательно, слова".

Славянофилы были представителями  либерального дворянства, дальновидно  искавшими выход из тупика, чтобы  избежать в России революционного взрыва по западному образцу. Безусловно, они  идеализировали прошлое России, но их борьба против низкопоклонства перед  Западом имела большое историческое значение.

Виднейшими представителями  западников были П.Анненков, И.Вернадский, Т.Грановский, Б.Чичерин, С.Соловьев. Они  были едины со славянофилами в  том, что Россия нуждается в глубоких переменах, связанных с ее социально-политическим строем. Однако западники критиковали  славянофилов за противопоставление России Западу. Они считали, что русская  культура - одна из европейских культур, только сильно отставшая. Задача состоит в том, чтобы продолжать движение по пути европеизации, с тем, чтобы догнать Запад, а затем и обойти его. Западники идеализировали парламентские порядки западноевропейскх стран, выступали за конституционную монархию.

Таким образом, славянофилы  и западники были едины в своем  патриотизме, в отрицании самодержавного деспотизма и крепостничества. Разногласия  заключались в выборе путей движения к цели. Объединяло их отрицание  революционных методов борьбы, установка  на проведение реформ сверху. Все это  говорит о том, что и славянофилы  и западники представляли два  течения одного идейно-политического  направления - либерализма.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском  обществе и оказали серьезное  влияние на следующие поколения  людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая  является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

 

Список  использованной литературы

 

1. Блюм Р. Н. Поиски  путей к свободе. Проблема революции  в немарксистской общественной  мысли XIX в.  / Р.Н. Блюм. - Таллинн, 1985. С. 118-120.

2. Володин А. И. Декабристские  традиции и формирование социально-философских  идей русской революционной демократии. М., 1976.

3. Восстание декабристов.  Т. 17. М., 1980. С. 68.

4. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 / Под редакцией Н.А. Смирнова - Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1959 - с.830

5.Греч Н. И. Тайное  общество и 14 декабря 1825 г. в  России. Лейпциг, 1874.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для ВУЗов / Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов. М: НОРМА, 1997. – 586 с.

7. Олейников Д. Кто такие западники и славянофилы / Д.Олейников //Родина – 1992. - №3- С.77-78

8. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988

9. Чадаев П. Сочинения. М.: Правда, 1989. – 546 с.

10. Шильдер Н. К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. Т. И. СПб., 1903. С. 18

 

 


Информация о работе Западники и славянофилы: дискуссия о настоящем и будущем России