Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:44, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: рассмотреть теоретические основы и предпосылки земской реформы 1864 года. Объект: земская реформа 1864 года. Предмет: предпосылки, содержание и реализация Земской реформы 1864 года. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: Определение предпосылок реформы. Анализ содержания Земской реформы 1864 года. Определение исторической значимости реформы для России.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»
ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «История государственного
управления»
«ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА»
Автор работы: студент 2 курса
группы ГиМУ-13(5,0) заочной
формы обучения Максимов
Владимир Владимирович
Подпись_________________
Руководитель работы:
преподаватель, к.п.н., доцент
Неустроева Анна Николаевна,
Оценка___________________
Подпись__________________
Якутск 2015
Оглавление
Введение
Решающее значение во второй
половине XIX века имели великие реформы
60-х годов, инициатором и организатором
которых стал император Александр II . Главной
из этих реформ стала отмена крепостного
права в России. Она означала важную веху
в многовековой истории особой российской
крепостнической системы и борьбе за ее
ликвидацию.
Специальные комитеты и редакционная
комиссия подготовили проекты основных
документов. 19 февраля 1862 года были приняты
Манифест и “ Положение об освобождении
крестьян”. Согласно этим историческим
документам крепостное право в России
отменялось навсегда , крестьяне получали
право свободных сельских обывателей.
Отмена крепостного права имела
историческое значение. Она создала объективные
предпосылки для индустриальной модернизации
России. В результате ее на путь модернизации
стали вступать помещики. Среди крестьян
стал возникать зажиточный слой, вставший
на путь товарного производства. Многочисленное
крестьянство пополнило ряды рабочих
и тем самым двигало промышленный прогресс
в России.
Падение крепостного права
явилось своеобразным этапом в замене
господства феодального способа производства
капиталистическим. Феодальные производственные
отношения в России заменялись буржуазными.
Изменения в экономической структуре
общества неизбежно должны были вызвать
соответствующие изменения и в его политической,
государственной и правовой системах.
Важное значение в повороте
России на путь индустриализационной
модели имели также и другие реформы 60-х
годов.
Главными реформами 60-70 годов
XIX века были земская, городская, судебная
и военная.
Коренным вопросом земской
реформы 1864 года современники считали
восстановление исторически прерванной
совместной деятельности сословий русского
общества. Конечная цель реформы состояла
в том, чтобы призвать все местные имущие
классы совокупно к содействию правительству
в делах хозяйственных на местах. Для этого
создавались земские - губернские и уездные
- собрания и управы. Реформа проводилась
не повсеместно и не одновременно и носила
скорее характер эксперимента.
Выборы в земские собрания проводились
по трем разрядам: уездных землевладельцев,
городских обывателей и гласных от сельских
крестьянских общин. Для первых двух разрядов
был предусмотрен строгий имущественный
ценз. Выборы от сельских общин проводились
по многоступенчатой системе крестьянских
сходов. Иначе говоря, в выборах могли
участвовать исключительно эффективные
собственники. Безответственные элементы,
такие, как рабочие и интеллигенция, избирательными
правами не обладали.
Предполагалось, что земским
учреждениям передается именно право
на управление, но только не "власть".
Монополия дворянства на власть не подвергалась
сомнению. Более того - лишний раз подтверждалась:
место председателя уездных и губернских
съездов по традиции закреплялось за местными
предводителями дворянства. К тому же
земские учреждения были поставлены под
жесткий административный контроль: уездные
- под контроль губернаторов, губернские
- под контроль министерства внутренних
дел.
Сегодня в России, по наблюдению
Президента, "местная власть по-прежнему
зависает между государством и народом".
Но точно так же между государством и народом
зависает и ответственность.
Цель
работы: рассмотреть теоретические
основы и предпосылки земской реформы
1864 года.
Объект: земская реформа 1864 года.
Предмет: предпосылки, содержание и
реализация Земской реформы 1864 года.
В соответствии с поставленной
целью были выдвинуты следующие задачи:
Определение предпосылок реформы.
Анализ содержания Земской
реформы 1864 года.
Определение исторической значимости
реформы для России.
3. Научные труды отечественных
авторов (Исаев И. А., Головатенко А., Платонов
С. Ф., Титов Ю.П.)
Структура
исследования.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения. Списка
использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1.
ПРЕДПОСЫЛКИ, ОРГАНИЗАТОРЫ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЦЕЛИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ
1.1 Либеральные
реформы 60х-70х годов 19 века: организаторы,
участники, основные положения реформ
В исторической науке традиционно
50 - 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией,
под которой понимают совокупность признаков,
независимых от воли отдельных групп,
классов или партий, делающих социальную
революцию вполне возможной. В.И. Ленин
в работе "Крах II Интернационала"
выделил три признака революционной ситуации:
невозможность правящего класса сохранять
в неизменном виде свою власть – "кризис
верхов", обострение выше обычного нужды
и бедствий народных масс – "кризис
низов", повышение выше обычного политической
активности народных масс. Как известно,
не всякая революционная ситуация перерастает
в революцию. Для мощного социального
взрыва, кроме трех объективных признаков,
необходим еще и революционный класс,
способный сместить существующее правительство.
Российская революционная ситуация 50-60-х
гг. XIX в. имела свои особенности:
• кризис феодально-крепостнической
системы – этап разложения феодализма,
когда крепостнические производственные
отношения вошли в тупик и стали оковами
в развитии капитализма;
• необычайная острота аграрного
(крестьянского) вопроса – вопроса об
отношениях по поводу земельной собственности
и связанной с этим социально-политической
борьбой (по статистике, к середине XIX в.
в России на 110 тыс. помещиков приходилось
22 млн. крепостных крестьян);
• тяжелейшая национальная
катастрофа – поражение в Крымской войне
(1853 – 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856)
Россия потеряла Южную Бессарабию и устье
Дуная; ей запретили не только иметь на
Черном море флот, крепости и арсеналы
(т. н. принцип нейтрализации моря), но и
участвовать в борьбе славянских народов
Балкан против турецкого владычества.
Кроме того, война выявила техническое
и военное отставание России от передовых
европейских стран – Англии и Франции.
Таким образом, реформы были
жизненной необходимостью, иначе революционная
ситуация грозила перерасти в революцию,
результат которой, учитывая особенности
и специфику России, предугадать было
невозможно. Неудачи в Крымской войне
вызвали волну общественного недовольства.
Общественное движение заметно усилилось
после смерти Николая I в феврале 1855 г.
Как всегда, в России особые надежды возлагали
на нового императора. Наступала т.н. "эра
гласности". Действия правительства
были ускорены развернувшимся после войны
общественно-политическим движением за
отмену крепостного права, поскольку эта
проблема была первостепенной важности.
В 1855 – 1857 гг. литераторами, публицистами,
учеными, государственными чиновниками
императору было подано 63 записки с вариантами
решения этого вопроса. Подход к проблеме
и программа практических действий были
разными, однако всех объединяло понимание
необходимости коренных перемен. В общественном
движении четко выделялись три главных
направления.
Леворадикальное направление
группировалось вокруг журнала "Современник"
и зарубежных изданий А.И.Герцена. Сторонники
этого течения подвергали критике весь
общественно-политический строй России.
На самом крайнем фланге находились Н.Г.Чернышевский
и Н.А.Добролюбов, отвергавшие всевозможные
компромиссы и проекты освобождения крестьян
сверху, действиями правительства. Наиболее
желательным они считали массовое движение
крестьян и ликвидацию крепостного права
снизу, поскольку были приверженцами социалистических
идей и мечтали о новом социальном устройстве
общества на базе равенства, справедливости
и всеобщего вдохновенного труда.
Умеренно-либеральное течение
было наиболее влиятельным и включало
цвет тогдашней российской интеллигенции.
По составу оно было разнородным и включало
славянофилов (Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев),
западников (Б.Н. Чичерин, К.Д.Кавелин, А.М.Унковский),
а также многих крупных чиновников различных
министерств и ведомств царского правительства.
Программа либерального лагеря была изложена
К.Д.Кавелиным в "Записке об освобождении
крестьян в России", предназначенной
царю, но получившей широкую огласку. В
документе резко критиковались крепостнические
отношения, являвшиеся "бомбой замедленного
действия", которая через несколько
десятков лет "взорвет на воздух все
государство". Поэтому правительству
необходимо в короткие сроки уничтожить
крепостное право, наделить крестьян землей
по добровольному соглашению с помещиками
и за выкуп, оказать финансовую поддержку
крестьянам. Либеральная программа после
некоторых колебаний стала основой правительственной
политики по крестьянскому вопросу.
Консервативное направление
поддерживалось большинством дворянства.
Понимая необходимость перемен, оно считало,
что это нужно делать постепенно, не ломая
основы помещичьего земллевладения. Конкретное
воплощение консервативная программа
получила в записках 1855 – 1856 гг. Александру
II, составленных полтавским помещиком
М.П.Позеном: крестьяне получают за выкуп
личную свободу; выкуп земли проводится
только с согласия помещика; правительство
должно для этого предоставить крестьянам
кредиты.
Таким образом, последователи
всех общественных течений сходились
в необходимости перемен. Боязнь взрыва
крестьянского недовольства, "новой
пугачевщины", объединяла либералов
и консерваторов. Различия были в глубине,
путях и темпах неизбежных реформ. Ликвидация
крепостного строя исторически созрела
не только в ходе объективного развития
страны, но и в умах людей. При существовавшем
в России политическом строе реформы могли
быть проведены по воле императора. Бытующее
в исторической литературе мнение о возможности
освобождения крестьян "снизу", путем
всеобщего бунта нереально и привело бы
лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок
всеобщего крестьянского восстания в
то время не было.
Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. связаны
с именем императора Александра II (1855 –
1881). В условиях российского самодержавного
строя государь играл решающую роль. Есть
разные мнения о характере и личных качествах
Александра II. Он не был выдающейся личностью,
подобной Петру I. Воспитанник известного
поэта В.А.Жуковского, царь не обладал
широким кругозором и не был убежденным
реформатором, но реально воспринимал
происходящие события и обладал достаточной
решимостью, чтобы проводить коренные
преобразования для упрочения и сохранения
существующего самодержавного строя.
Наследник российского престола, воспитанный
в духе европейского гуманизма первой
половины XIX в., умел подбирать себе талантливых
помощников, способных проводить в жизнь
его идеи, а также прислушиваться к общественному
мнению и менять при необходимости свои
позиции.
Подготовка главнейшей реформы
царствования Александра II – крестьянской
– началась с робких попыток улучшения
крепостного строя и прошла несколько
этапов от создания секретного комитета
(1857) до подписания Манифеста и Положений
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости (19 февраля 1861 г.). По этим документам
крепостное право в России отменялось,
крестьяне становились свободными сельскими
обывателями и получали ряд личных и имущественных
прав. Наделение крестьян землей обставлялось
рядом условий. По закону помещик сохранял
право собственности на землю, но должен
был предоставить крестьянину надел за
выкуп. В соответствии с законодательными
документами об отмене крепостного права
Россия условно была поделена на три полосы
– черноземную, нечерноземную и степную,
в каждой из которых устанавливался размер
крестьянского земельного надела: минимальный
(тот, меньше которого помещик не должен
был предлагать крестьянину) и максимальный
(тот, больше которого крестьянин не должен
был требовать у помещика). В каждом конкретном
случае размер надела определялся соглашением
помещика и крестьянина, оформленным в
виде уставной грамоты. В целом крестьяне
получили на 10 – 40 % меньше земли, чем то
ее количество, которым они пользовались
до реформы. Отторгнутые у крестьян участки
земли – "отрезки" – переходили к
помещику. Впоследствии "отрезки"
стали источником социальной напряженности
и острых конфликтов в деревне. Усадебная
земля была выкуплена в короткие сроки,
а переход к выкупу наделов затянулся
на 20 лет. До завершения выкупной сделки
крестьяне оставались на положении временнообязанных.
Лично они были свободны, но обязаны были
отбывать регламентированные законом
повинности – барщину или оброк, размеры
которых определялись в зависимости от
величины надела. Смешанная форма эксплуатации,
самая тяжелая для крестьян, была отменена.
Для контроля за выполнением
сформулированных в уставной грамоте
условий выкупной сделки, а также для решения
возможных споров учреждалась должность
мировых посредников, на которую назначались
местные дворяне. Крестьяне получили землю
не в собственность, а в бессрочное, безвозмездное
пользование. Правительство заботилось
в первую очередь о сохранении крестьянства
как податного сословия, способного исправно
выполнять государственную повинность.
Этим объясняются сохранение и упрочение
после реформы патриархальных форм устройства
крестьянского быта и управления.
Крушение крепостного строя
влекло за собой коренной поворот в образе
жизни, в быте миллионов людей. Освобождение
крестьян привело к появлению свободных
рабочих рук и увеличению наемного труда
в промышленности, что дало толчок экономическому
развитию страны. В деревне в качестве
пережитка сохранились помещичье землевладение
и малоземелье крестьян. Это противоречие
отражало незавершенность крестьянской
реформы и выводило аграрный вопрос в
разряд первоочередных проблем российской
действительности. Отмена крепостного
права изменила социальную структуру
общества, однако сословное деление сохранялось,
являясь пережитком феодальных отношений
и вступая в противоречия с реальным соотношением
социальных сил в обществе. В пореформенной
России сложилось четыре класса: помещики,
крестьяне, буржуазия, рабочие. Не все
дворяне были помещиками. Часть дворян
не имела поместий и получала средства
к существованию на государственной службе.
Это, как правило, были или разорившиеся
дворяне – помещики, или чиновники, получившие
дворянство по выслуге. Крестьяне, хотя
и были сословно равны, объединялись в
общину, однако их имущественное положение
было различным. Во второй половине XIX
в. ускоряется процесс расслоения крестьянства
на бедняков, середняков и кулаков. Община
сдерживала этот процесс, но была не в
состоянии его остановить. Буржуазия и
пролетариат – это новые классы развивающегося
капиталистического общества. Их появление
не было предусмотрено сословной иерархией,
поэтому состав этих классов пополнялся
представителями разных сословий: буржуазии
– дворянами, купцами, крестьянами, почетными
гражданами и мещанами (имели капитал
и вкладывали его в торговое или промышленное
дело); рабочих – крестьянами и мещанами.
За весь период своего существования российская
буржуазия была политически слаба и зависела
от правительства.
Отмена крепостного права коренным
образом изменила структуру общественных
отношений. Изменившаяся система требовала
принятия новых законов, введения новых
институтов управления. Эту задачу в определенной
мере выполнили реформы 60 - 70-х гг. XIX в.