Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:44, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: рассмотреть теоретические основы и предпосылки земской реформы 1864 года. Объект: земская реформа 1864 года. Предмет: предпосылки, содержание и реализация Земской реформы 1864 года. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: Определение предпосылок реформы. Анализ содержания Земской реформы 1864 года. Определение исторической значимости реформы для России.
Реформа не создала также и
низшего звена, которое могло бы замкнуть
систему земских учреждений - волостного
земства. Попытки многих земских собраний
на своих первых сессиях оставить этот
вопросы были пресечены правительством
в самом зародыше. Не решившись сделать
земства исключительно дворянскими учреждениями,
правительство законодательным путем
все же внедрило в руководство земств
представителей этого сословия: председателями
земских собраний стали предводители
губернского и уездного дворянства.
Отсутствие достаточных материальных
средств (они формировались за счет обложения
специальным налогом местного населения;
в 1866 г. было запрещено облагать торговые
и промышленные предприятия) и собственного
исполнительного аппарата усиливало зависимость
земств от правительственных органов.
Все же земствам удалось внести
значительный вклад в развитие местного
хозяйства, промышленности, средств связи,
системы здравоохранения и народного
просвещения. Земства стали своеобразной
политической школой, через которую прошли
многие представители либерального и
демократического общественных направлений.
В этом плане земскую реформу можно оценивать
как буржуазную по своему характеру.
16 июля 1870 г. было утверждено
"Городовое положение", закреплявшее
систему органов городского общественного
управления: городское избирательное
собрание и городскую думу (с
городской управой - исполнительным
органом).
Все городские избиратели в
соответствии с имущественным (податным)
цензом делились на три группы, каждая
из которых избирала треть гласных в городскую
думу.
Думу и управу возглавляло одно
лицо - городской голова, утверждаемый
в своей должности губернатором или министром
внутренних дел.
В выборах в органы городского
самоуправления принимал участие довольно
широкий круг избирателей. Предъявляемые
требования сводились к следующему: участвовали
в выборах лица, достигшие двадцатипятилетнего
возраста, владеющие недвижимостью, промышленными
или торговыми предприятиями, занимающиеся
кустарными промыслами или мелкой торговлей,
представляющие любое сословие. Не допускались
к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные
от должности, подследственные, лишенные
духовного сана. Юридические лица и женщины
участвовали в выборах через представителей.
Голосование было тайным.
В компетенцию городской думы
входили вопросы: о назначении выборных
должностных лиц, установлении городских
сборов, сложении недоимок, установлении
правил о заведовании городскими имуществами,
о приобретении городских недвижимостей,
о займах.
Дума и управа избирались на
четыре года, половина состава управы
должна была обновляться через каждые
два года. Городской голова мог приостановить
решение управы. Разногласия думы и управы
решал губернатор.
Устанавливалось предельное
число лиц нехристианского исповедания,
допускавшееся в состав управы - оно не
могло превышать одной трети. Городским
головой не могло быть лицо еврейской
национальности.
В пользу города дума могла
устанавливать следующие сборы: с недвижимых
имуществ (оценочный сбор), с документов
на право торговли и промышленности, с
трактиров, постоялых дворов и съестных
лавок, с извозного промысла, с частных
лошадей и экипажей, с квартир и жилых
помещений, с собак, аукционов. Расходы
думы складывались: из расходов по управлению,
на общественные здания и помещения, городские
займы, на учебные благотворительные заведения,
содержание воинских частей, полиции и
тюрем. Смету расходов и доходов контролировал
губернатор.
Как и земские органы, органы
городского самоуправления в значительной
степени зависели от государственных
бюрократических полицейских учреждений.
Вместе с тем, создание новых органов управления
способствовало становлению общественно-политической
и культурной жизни, помогало торгово-промышленному
развитию русских городов.
Деятельность земских органов
самоуправления строилась на самофинансировании,
бюджеты их складывались из сборов, которыми
земство облагало население. По земской
реформе 1864 года основой финансовой деятельности
земских учреждений были определены сметы
и раскладки, составленные в соответствии
с земскими росписями, учитывающими уездные
и губернские потребности и источники
их удовлетворения. Земские сметы состояли
из сметы денежных доходов и расходов.
Земские доходы по способам
их получения делились на окладные и не
окладные. Окладные доходы (от налогообложения
недвижимого имущества; промысловых свидетельств
и патентов на заведения, производящие
и реализующие спиртные напитки, заведения
трактирного промысла) составляли главную
основу земского бюджета. Неокладные доходы
(с недвижимого имущества самого земства;
судебная пошлина и сбор с бумаг; пошлины
за пользование учреждениями и услугами
земства; доходы от земских промышленных
предприятий; пособия от казны, обществ
и частных лиц, преимущественно с определенным
назначением — на медицину, стипендии
и т.п.) в земском бюджете занимали второстепенное
место, но они последовательно возрастали,
что повышало их относительную значимость.
Расходы земства делились на
необязательные (медицина, народное образование)
и обязательные (содержание местного управления
и мировых судей, различные повинности).
К земским повинностям относились:
— подводная натуральная и
подводная денежная;
— дорожная натуральная (исправление
полотна дороги почтовых трактов, охрана
стоящих на нем сооружений, колка льда,
очистка снега, исправление и уравнивание
спусков при мостах, постройка и исправление
находящихся на них сооружений, содержание
перевозов);
— дорожная денежная (содержание
и исправление дорожных сооружений на
почтовом тракте);
— постройка натуральная (предоставление
квартир для воинских команд и арестантских
партий с конвойными);
— постойная денежная (назначение
платы домохозяевам за размещение в их
домах этапных пунктов с освещением, отоплением,
охраной);
— содержание местных судебно-мировых
учреждений;
— расходы на содержание арестных
помещений;
— обеспечение населения семенными
и продовольственными средствами в период
неурожая, голода.
Земские повинности выполнялись
денежными и натуральными способами. По
Положению 1864 года земские сметы составлялись
на каждый следующий год: уездные — в августе,
губернские — в октябре текущего года.
Земский бюджет не планировался сверху
высшими и центральными государственными
учреждениями. Величина земских налогов
устанавливалась самим земством, то есть
людьми избранными — земскими гласными.
Сами эти гласные являлись такими же плательщиками
земских налогов, как и те, которые их выбирали.
Поэтому земства, повышая свои расходы
и увеличивая в связи с этим налоги, делали
это крайне осторожно, стараясь по возможности
не обременить платежных сил населения,
искали другие источники дохода.
Перед земствами сразу после
их создания встали три важных вопроса:
какие предпринять меры, с чего начинать
и как организовать дело, чтобы оно не
обмануло возлагаемых на него ожиданий.
Эти вопросы требовали от земских органов
самоуправления тщательного знакомства
с особенностями своего района, постоянного
наблюдения за происходящими в нем событиями.
Очень важен был процесс изучения экономики
хозяйств, их доходности, тщательного
учета земли и других данных об экономическом
положении населения. Практическая деятельность
земств нуждалась также в показателях
культурного уровня населения, здраво
охранения, продовольственного обеспечения,
состояния путей и средств сообщения,
страхования и т.п. Изучением всех сторон
жизни призвана была заниматься земская
статистика. Именно земства провели огромную
работу по детальному изучению всех сторон
жизни российского общества, выдвигая
новые методы исследования: анкетный и
экспедиционный. Для земской статистики
было характерно правдивое и полное отражение
социальных условий России второй половины
ХIХ —начала ХХ веков, она, наглядно демонстрируя
основные тенденции развития общества,
становилась серьезным оружием в руках
прогрессивных сил, что, с другой стороны,
приводило к запрещениям на исследования
со стороны государства. О земской статистике
крупный русский экономист и статистик
А.И. Чупров в 1888 году говорил: «Никогда
прежде наша страна и наш народ не были
предметами столь обширного и многостороннего
изучения. Эти труды... положили прочную
основу для многих будущих реформ в праве
и законодательстве, в общественном и
экономическом устройстве разных слоев
нашего населения».
Заключение
Итак, рассмотрев тему: «Земская
реформа в России и ее влияние на государственное
и муниципальное управление» можно сделать
следующие выводы:
Местное самоуправление как
самостоятельное явление общественной
жизни и институт гражданского общества
зародилось в глубокой древности. История
возникновения земства восходит еще к
временам правления Ивана Грозного. С
земством связана история первых государственных
представительных органов в России.
Земства стали одним из символов
пореформенной эпохи, заметно сблизившие
Россию с Европой.
Основной предпосылкой Земской
реформы 1864 года стала крестьянская реформа
1861 года, отменившая главное препятствие
на пути к капитализму – крепостное право.
Подъем революционно-демократического
движения в стране также показывал необходимость
реформы самоуправления, однако правительство
не торопилось с внесением изменений в
государственное управление и отказалось
от своего намерения допустить представителей
населения к участию в законодательстве,
отстаивая интересы дворян. Опасаясь влияния
земских учреждений, правительство ограничило
их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных
дел, из пределов которых земства не имели
права выходить. Земские учреждения не
имели своих исполнительных органов, не
обладали принудительной властью; были
поставлены под строгую опеку и контроль
губернатора и министра внутренних дел,
которые могли приостановить любое постановление
земских собраний.
Несмотря на ограниченность
деятельности земских учреждений, Земская
реформа 1864 года имела огромное историческое
значение. В пореформенное десятилетие
начался бурный экономический рост; отсталая
крестьянская Россия, сбросившая с себя
пережитки феодализма, в короткие сроки
превращалась в современную индустриальную
державу.
Земские служащие создавали
необходимые условия для развития народной
культуры, здравоохранения, просвещения
и экономики самых отдалённых территорий.
Деятельность земских учреждений
нашла отражение и в политической жизни
страны. В рамках земства в России возникло
в пореформенный период оппозиционное
самодержавию политическое течение, получившее
в исторической литературе название земского
либерального движения. Таким образом,
земства, хотя и ограниченные в правах,
показали свою жизнеспособность, приспособленность
к местным условиям и требованиям жизни.
Вопреки законодательным запретам земства
превратились в очаги общественной деятельности
либерального дворянства.
Бескорыстное служение народу,
отечеству – вот стержень земской деятельности,
ее суть, столь понятная историкам.
Использованная
литература
1.Барабашев Г.В. Самоуправление
в начале пути // Народный депутат.
– М., 1990. – №4. – С. 6–11.
2.Безобразов В.П. Земские
учреждения и самоуправление. М.,
1874.С. 13.
3.Васильчиков А. О самоуправлении.
Т.1. Изд. 3-е. СПб. 1872. С.XLII.
4.Великие реформы в
России 1856–1874 Под ред. Л.Г. Захаровой:
М., Изд-во МГУ, 2002.
5.Георгиев В.А. История
России 19 – начала 20 века. – М., Академия,
2004.
6.Герасименко Г.А. Земское
управление в России. – М., Наука,
1990.
7.Гильченко Л.В. Новый
этап реформы местного самоуправления
// Власть. М., 1997. – №3. – С. 19–22.
8.Дементьев А. О системе
Советов и земских учреждениях
в России: возможные исторические
параллели // Государство и право.
– М., 1965. – №8. – С. 112–120.
9.Ефремова Н.Н., Лаптева
Л.Е. История земств и перспективы
развития местного самоуправления
// Государство и право. – М., 1993.
– №11. – С. 150–153.
10.История Государства
и права России: Учебник для
вузов Под ред. С.А. Чибиряева. –
М., 2001.
11.Коробейников В., док. фил.
наук, профессор. Земство как форма
управления делами общества и
государства. Муниципальная власть.
№6 2002.
12.Писарькова Л.Ф. Развитие
местного самоуправления в России
до великих реформ: обычай, повинность,
право. Отечественная история. 2001. №2.
С. 3 27.
13.Постовой Н.В. Муниципальное
право России. – М., Новый Юрист,
2004.
14.Рощин К. Земские учреждения
и Сенат // Юбилейный земский сборник.
СПб. 1914. С. 223.
15.Юшков С.В. История государства
и права России (IX–XIX вв.)/ Серия
Учебники, учебные пособия. – Ростов
н/Д: Феникс, 2003.
16.Яковлев А.И. Александр
II и его эпоха. М., Знание, 1992.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ
ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 января 1864 г.
Ознаменовало осуществление
земской реформы - введение выборного
местного самоуправления. Реформа явилась
частью преобразований во внутренней
жизни страны, вызванных отменой крепостного
права в 1861 г. По оценкам современников
и историков, реформа имела ограниченный
характер.
Публикуется с сокращениями
1. Для заведывания делами,
относящимися к местным хозяйственным
пользам и нуждам каждой губернии
и каждого уезда, образуются губернские
и уездные земские учреждения,
состав и порядок действия
коих определяются настоящим
положением.
7. Земские учреждения
в постановлениях и распоряжениях
своих не могут выходить из
круга указанных им дел; посему
они не вмешиваются в дела,
принадлежащие кругу действий
правительственных, сословных и
общественных властей и учреждений.
Всякое определение их, в противность
сему постановленное признается
не действительным.