Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 15:44, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: рассмотреть теоретические основы и предпосылки земской реформы 1864 года. Объект: земская реформа 1864 года. Предмет: предпосылки, содержание и реализация Земской реформы 1864 года. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: Определение предпосылок реформы. Анализ содержания Земской реформы 1864 года. Определение исторической значимости реформы для России.
Формирование основ правового
государства, демократизация Российского
общества в последнее десятилетие ХХ —
в начале ХХI веков остро обозначили проблему
местного самоуправления. Это можно объяснить
тем, что именно самоуправление изначально
ориентировано на обеспечение нормальных
условий жизни и труда всех слоев населения,
на защиту их прав и равное участие в экономической,
социальной и политической жизни. Основой
для создания подлинного самоуправления
мог бы стать опыт российского земства,
который интересен не только для возрождения
традиций местного самоуправления, но
и для определения наиболее эффективных
мероприятий развития современной отечественной
демократии. Поэтому вопросы организации
земского самоуправления, его практическая
деятельность заслуживают пристального
изучения.
Государственный архив Республики
Марий Эл располагает большим комплексом
документов, отражающим деятельность
органов местного самоуправления на территории
Марийского края во второй половине XIX
— начале ХХ веков. В фондах документов
Козьмодемьянской и Царевококшайской
уездных земских управ, городских дум
и управ содержатся сведения о финансовой
деятельности земских органов самоуправления,
состоянии здравоохранения и просвещения,
благоустройстве и ремонте дорог и мостов,
выборах, назначениях и увольнениях должностных
лиц, переводе граждан из одного сословия
в другое и многое другое. Известный общественный
и государственный деятель А.И. Шингарев
в 1914 году писал: «История развития земских
учреждений... — это богатая и поучительная
страница нашей внутренней жизни, это
проявление творчества наших духовных
сил...»
В России институт земства был
введен в результате реформ, начатых правительством
Александра II в 60-70 годы ХIХ века. 1 января
1864 года император подписал Указ Правительствующему
Сенату о введении губернских и уездных
учреждений в России, а 25 мая 1864 года было
издано Высочайше утвержденное мнение
Государственного Совета «О приведении
в действие «Положения о земских учреждениях».
По этому положению «губернии и уезды
как самостоятельные хозяйственные единицы
имели свои отдельные местные интересы,
свои земские дела; дела эти должны быть
вверены местному (земскому) самоуправлению
губерний и уездов, осуществляющемуся
в земских учреждениях. Заведование земскими
делами уездов и губерний должно быть
вверено самому населению уезда и губернии
на том же основании, как хозяйство частное
предоставляется распоряжению частного
лица, хозяйство общественное — распоряжению
самого общества... Никто не может усерднее
и заботливее вести хозяйственные дела,
как тот, кому оно принадлежит; никто не
чувствует так последствий дурных распоряжений
и не несет за них такой материальной ответственности,
как сам хозяин дела. Земским учреждениям
должна быть предоставлена действительная
и самостоятельная власть в заведовании
делами местного хозяйства губерний и
уездов»
Местное управление в дореформенный
период строилось в полном соответствии
с системой крепостнического хозяйствования.
Центральной фигурой в нем оставался помещик,
сосредоточивший в своих руках экономическую,
административно-судебную и политическую
власть над своими крестьянами. Император
Павел 1 говорил: "У меня столько полицмейстеров,
сколько помещиков в государстве".
На губернском уровне главным
лицом в системе местного правления являлся
губернатор. Наказом 1837 г. губернаторы
наделялись широким кругом полномочий:
полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными
и иными функциями. Закон отводил губернатору
место непосредственного начальника вверенной
ему губернии.
Следующее по назначению место
после губернатора занимал губернский
предводитель дворянства, исполнявший
разнообразные полицейские, следственные,
попечительские и иные функции. Уездный
предводитель дворянства возглавлял аппарат
уездных чиновников.
Дореформенная система местного
управления отражала преимущественно
интересы дворянско-помещичьего класса.
Преобладающие в ее деятельности принципы
бюрократизма и централизма не учитывали
реальных нужд местного населения, местной
промышленности и местного торгового
оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью
административных, судебных и хозяйственных
правомочий, возлагавшихся на местную
администрацию.
Проведение крестьянской реформы
требовало неотложной перестройки системы
местного управления. В ходе этой реформы
правительство стремилось создать необходимые
условия для хранения власти в руках дворян-помещиков,
и все дискуссии, вязанные с преобразованием
местного управления, вращались округ
этой проблемы. Если наиболее консервативные
представители дворянства настаивали
на создании открытых и существенных привилегий
для своего класса в проектируемых земских
органах, то группы либералов, ориентирующихся
на Капиталистический путь развития России,
предлагали создать всесословные земские
организации. Только в марте 1863 г специально
созданная комиссия подготовила окончательные
проекты положения о земских учреждениях
и временных правил для них.
Круг вопросов, решение которых
предполагалось возложить на земские
органы, очерчивался исключительно пределами
местного интереса и местного хозяйства.
В предложенном комиссией проекте отмечалось:
"Земские учреждения, имея характер
местный и общественный, не могут входить
в ряд правительственных - губернских
или уездных инстанций, или иметь в своем
подчинении какие-либо из правительственных
мест". С самого начала земские учреждения
проектировались как местные и общественные,
не имевшие своих исполнительных органов
и проводившие свои решения через полицейский
и бюрократический аппарат государства.
Государство должно было осуществлять
жесткий контроль за деятельностью земств.
Этот контроль носил либо форму общего
надзора правительственной власти за
законностью, принимавшихся земскими
органами решений и постановлений, либо
форму прямого специального наблюдения
и утверждения конкретных действий земских
учреждений. Губернатор в семидневный
срок мог наложить вето на любое распоряжение
земского органа, для министерства внутренних
дел этот срок был значительно увеличен.
Сами распоряжения земских учреждений
чаще всего могли быть реализованы при
посредстве налогово-фискальных органов
государства или через полицию, власть
которой была значительно укреплена в
ходе ее реорганизации.
Создание земских учреждений
тормозилось попытками правительства
сосредоточить всю местную власть в руках
бюрократических органов. В 1859 г. полицейская
власть в уезде вручалась уездному земскому
присутствию, состоявшему из исправника,
дворянского и двух сельских заседателей.
Управление всей городской и уездной полицией
сосредотачивалось у исправника в уездном
управлении. Правительство спешило сконцентрировать
административно-полицейскую власть в
бюрократическом аппарате на местах, чтобы
оставить проектируемым земским учреждениям
только узкий круг местных хозяйственных
вопросов.
Устроители земской реформы
не решились открыто провести сословный
принцип формирования новых местных органов.
Однако неприемлемым для них было и всеобщее
избирательное право. Поэтому для выборов
земских учреждений предполагалось разделить
все уездное население на три части (курии).
в каждой из которых, как отмечала комиссия
"преобладает одно из главных исторически
сложившихся сословий".
Избирательная, система должна
комбинировать сословное начало с началом
имущественного ценза. Кроме того, куриальная
система позволяла правительству заранее
планировать число выборщиков от сословий
регулировать их соотношение в земских
учреждениях. Таким способом оно всегда
могло обеспечить в них преимущество для
представителей правящего класса. 1 января
1864 г. было утверждено "Положение о губернских
и уездных земских учреждениях". На
них возлагалось: заведование капитала-ми,
имуществами и деньгами земства, содержание
земских зданий и путей сообщения, меры
по обеспечению "народного продовольствия",
мероприятия по благотворительности,
взаимное земское страхование имуществ,
попечение о развитии местной торговли
и промышленности, санитарные меры, участие
в хозяйственных отношениях в области
здравоохранения и 5разования. Законом
предусматривалось создание трех избирательных:
1) курии уездных землевладельцев,
для участия в которой требовался
высокий имущественный ценз и
состоявшей преимущественно из
дворян-помещиков. Уездные землевладельцы
с меньшим цензом участвовали
в выборах через уполномоченных;
2) городской курии участники
которой должны были располагать
купеческим свидетельством либо
предприятием в определенном
размере;
3) сельской курии в которой не
был установлен имущественный ценз, но
была введена система трехступенчатых
выборов:
крестьяне, собравшиеся на волостной
сход, посылали своих выборщиков на собрание,
которое избирало земских гласных. Земское
собрание и земская управа (исполнительный
орган, состоящий из председателя и двух
членов) избирались на три года. Губернское
земское собрание избиралось членами
уездных собраний. Председатель уездной
управы утверждался в. должности губернатором,
председатель губернской управы - министром
внутренних дел.
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ. ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ
НА ЖИЗНЬ И ДЕЙСТВИЕ НА ДЕЛЕ.
2.1 Особенности
Земской реформы .
Земская реформа была проведена
на основе Положения о губернских и уездных
земских учреждениях 1864 г. По закону роль
распорядительных органов выполняли губернские
и уездные земские собрания, члены которых
избирались по трем избирательным группам,
называемым куриями. Прежде всего избирались
уездные земские собрания. К первой избирательной
курии относились уездные помещики, владевшие
землей определенных размеров, которые
устанавливались в зависимости от местности.
Нормы колебались от 200 до 800 деся¬тин.
В первую курию входили не только помещики,
но также круп¬ные торговцы и промышленники,
имевшие в уезде предприятия стои¬мостью
не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не
менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия
получала доступ в первую курию.
Второй была городская курия.
В ней получали избирательное право городские
жители, имевшие купеческие свидетельства,
владельцы торгово-промышленных предприятий
в черте города с оборотом не менее 6 тыс.
руб., а также владельцы недвижимого имущества
стоимостью от 500 до 3 тыс руб. в зависимости
от величины города. Избирательные права
по первым двум куриям имело, таким образом,
лишь незначительное меньшинство населения.
В крестьянской курии (третьей)
избирательным правом пользовались все
крестьяне-домохозяева, но не непосредственно.
Вначале на волостных сходах избирались
выборщики данного уезда, которые затем
выбирали гласных уездного земского собрания.
Поскольку от каждой курии избиралось
примерно равное число гласных, то крестьяне
всегда оказывались в меньшинстве. На
первых же выборах в 29 губерниях гласных
уездных земских собраний из дворян было
42%, из крестьян — 38% Выборы в губернские
земские собрания проводились гласными
уездных земских собрании. Распределение
количества гласных по куриям здесь оказалось
еще больше в пользу имущих классов. По
тем же 29 губерниям дворяне получили 74%
гласных, крестьяне — 11%.
Избирательный механизм работал
в соответствии с интересами помещиков,
которые, получив преимущество в земствах,
имели возможность проводить там соответствующую
политику. В исполнительных органах земских
учреждений (губернских и уездных земских
управах) также преобладали помещики.
Компетенция земских учреждений
ограничивалась местными хо-зяйственными
и некоторыми культурными вопросами. Они
заботились о состоянии путей сообщения
(ремонт дорог и мостов местного значения),
занимались организацией медицинского
обслуживания населения, строительством
и материальным обеспечением школ.
Земства действовали под строгим
контролем правительственных органов
в лице губернатора и местной полиции.
Губернатор мог приостановить любое постановление
земства по мотивам нарушения законов
либо по соображениям противоречия государственным
интересам, что могло истолковываться
как угодно. Сенат принял специальные
постановления, запрещавшие сношения
земств друг с другом. Царизм боялся объединенных,
согласованных действий земств, они были
возможны только через государственные
органы.
Земствам запрещалось публиковать
свои постановления и отчеты без разрешения
губернатора. Правительство опасалось
земств, так как, несмотря на все ухищрения
избирательной системы, в них концентрировались
оппозиционные царизму либеральные слои
общества. Именно через них буржуазия
наиболее эффективно вела борьбу за свои
интересы. В высшие звенья государственного
аппарата буржуазия пока не получила доступа.
Борьба земств за расширение
своих прав, а царских властей против этого
закончилась победой последних. В 1890 г.
была проведена контрреформа, изменившая
порядок выборов в земства. Сохранились
три курии, но в первой курии вводился
сословный принцип: могли избирать и быть
избранными только помещики-дворяне (потомственные
и личные). Тем самым уменьшилось представительство
буржуазии в земствах. Существенные изменения
произошли в крестьянской курии. Отныне
крестьяне выбирали только кандидатов
в уездные земские собрания. Далее все
зависело от губернатора. Из числа избранных
кандидатов он назначал гласных. Усилился
надзор за составом и деятельностью земств
со стороны администрации. Все же контрреформа
1890 г. не превратила земства в дворянские
учреждения. Следует также отметить, что
в земствах большую роль играли обуржуазившиеся
дворяне.
2.2 Действие
на деле и итог Земской реформы
Нужно отметить, что земская
реформа не сформировала стройной и централизованной
системы. В ходе ее реализации не было
создано органа, возглавляющего и координирующего
работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское
губернское земское собрание поставило
вопрос об образовании такого органа,
но было попросту закрыто правительством.
Существование земских учреждений допускалось
только на губернском и уездном уровнях.