Земский собор - институт сословно-представительной монархии - и его место в государственном строе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы мы ставим анализ Земского собора как института сословно-представительной монархии и выявление его места в государственном строе России.
Для достижения данной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
- раскрыть значение Земских соборов для государственного строя России;
- провести анализ полномочий Земских соборов;
- систематизировать и классифицировать все созывы Земских соборов;
- определить причины возникновения и установить периодизацию Земских соборов;
- охарактеризовать порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов;
- осуществить сравнение Земских соборов с зарубежными сословно-представительными органами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сословно-представительного монархия как форма правления и место Земских соборов в ней……………………………………………..……..………6
1.1. Причины возникновения Земских соборов…………...……………..7
1.2. Виды Земских соборов……………………………………………….12
1.3.Основные этапы деятельности Земских соборов …...……………...13

2. Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов….…...21
2.1. Порядок формирования Земских соборов………………………….21
2.2. Организация работы Земских соборов……………………………..25
2.3. Место Земских соборов в государственном строе России………..28

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая земский собор.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

Когда соборы только возникли, по существующим тем временем понятиям, такое собрание было все-таки народным представительством, имеющим власть решать судьбу народа, но если смотреть в общем, то соборы в период своего возникновения не удовлетворяли требования ни сословного, ни представительного учреждения. Так или иначе, Земский собор скорее был создан с целью расширения центрального правительства, более ужесточенной централизации государства. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что Земские соборы были созданы, чтобы не ограничивать власть, а чтобы ее укрепить, что подтверждается инициативой его создания «сверху», а не «снизу».

 

1.2. Виды Земских соборов

 

Наиболее обобщенная классификация земских соборов  приводится в работе Л. В. Черепнина «Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв.», где все земские соборы условно разделены на четыре основные группы:

- соборы, которые  созывал царь по своей инициативе (большинство созванных соборов);

- соборы, которые  созывал царь, но по инициативе сословий (например, собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий);

- соборы, созванные  сословиями или по их инициативе  в отсутствие царя либо направленные  против него (например, в 1611 - 1613 гг., когда у власти находился польский королевич);

- соборы, избирающие  на царство (соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей)15.

Профессор Восточноевропейского Института в Свободном университете Х.-Й. Торхе – специалист истории средневековой России – классифицирует Земские соборы в три группы следующим образом:

- выборные и  аккламационные;

- соборы в  период Смуты;

- другие («обычные»)16.

Для деления земских  соборов на виды более подходящими  критериями выступают их предметы ведения, функции и продолжительность.

Таким образом, в зависимости  от предметов ведения земские соборы делятся на:

- соборы, избиравшие царя; 

- соборы, ведавшие внешней  политикой;

- соборы, ведавшие внутренней  политикой;

- соборы, ведавшие внутренним  законодательством;

- соборы, ведавшие экономическими  вопросами;

- другие.

В зависимости от функций – на:

- учредительные, 

- законодательные, 

- совещательные.

В зависимости от продолжительности  – на:

- кратковременные, 

- долговременные.

Подводя итог, можно сказать что, мы видим разнородность соборов  на конкретных классификациях, и это  связано, в первую очередь, с различными составами (созывами) соборов в период различных сессий, к ведению которых относились различные предметы ведения, функции, продолжительность.

 

1.3. Основные этапы деятельности Земских соборов

 

1 период - XVI век. Литература называет первым Земским собором, собор 1550г., который по словам В.О. Ключевского «был созван в пору крайнего правительственного возбуждения царя».17 Этот собор оставил мало информации о себе, за исключением небольшого сказания. Иван IV произнес на площади речь с Лобного места, прося народ забыть неправды бояр и обещаясь впредь «сам» быть судьей и обороной. Вероятно, это было только актом открытия собора, который потом занимался обсуждением внутренних дел государства. Следует обратить внимание на то, что в период с 1550 по 1552 года, последовал ряд больших реформ и законодательных актов. Во всяком случае, собрание на площади показывает на тесную связь первых соборов с вечевой формой18. Интересный факт – в работе Л. В. Черепнина «Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв.» в заключении дата данного собора относится к 27-28 февраля 1549 года. Далее он указывает на Церковно-земский собор 1551 года, в результате работы которого появился Стоглавый собор. Вопрос: «Относится ли данный собор к земским?», - не нашел однозначного ответа. По мнению Е. В. Беляковой, участие Царя в работе церковного собора в первую очередь повышало статус самого собора, придавая ему значение «вселенского», потому что именно Царь своей властью утверждал решение вселенских, то есть Земских соборов19.

После говорится о соборе 1565 года «О посланиях Ивана Грозного из Александровой  слободы в Москву с извещением, что вследствие «измененных дел» он «оставил свое государство»20.

О соборе 1566 года сохранился приговорный  список, в котором были помещены поименные перечни членов этих соборов. В 1566 году во время войны с польским королем Сигизмундом-Августом, когда начались неудачи, предстояло решить вопрос о том, принять ли (невыгодные) условия мира, предложенные Польшей. Царь созвал собор из духовенства (32 человека), боярской думы, дворян, помещиков Торопецких и Луцких, как жителей пограничной спорной полосы, дьяков и приказных, московских гостей и купцов; к ним присоединены смольняне, опять как знатоки местности, служившей театром и предметом борьбы между Москвой и Литвой. собор, очевидно, неполный: в нем участвовали только лица, бывшие в Москве. Все статьи собора единогласно высказывались против уступок Польше, и следовательно, за продолжение войны21. В данный период также прошли соборы в 1584 и в 1598 годах22. В 1584 году созван был собор избирательный для решения вопроса о преемстве после Грозного, так как многие хотели отстранить Федора, который и сам не очень желал царствовать. Он состоял из духовенства, бояр и дворян «от всех градов Московского государства». В 1598 году (с 17 февраля) заседал собор, избравший Бориса Годунова. Количество членов собора является спорным по счету Владимирского-Буданова М. Ф. их было 41723, по счету В. О. Ключевского – 51224.

Земские соборы XVI в. – это правительство с участием людей из высших классов земли или общества. Изучая земские соборы XVI в., видим только то, что собор не был постоянным учреждением, не имея ни обязательного для власти авторитета, ни определенной законом компетенции и потому они не обеспечивали прав и интересов ни всего народа, ни отдельных его классов. Но нельзя и говорить, соборы данного периода не прошли бесследно. Земские соборы XVI в. – это правительство с участием людей из высших классов земли или общества. Соборы рассматриваемого периода не смогли закрепиться в государственном механизме, но, несмотря на это, сыграли важную роль для законодательства и управления того времени. К тому же соборы дали толчок в политическом сознании русского общества.

2 период - XVII век. Начало XVII века сложилось так, что это время, когда государство переживало гражданскую войну и иностранную интервенцию, произошел кризис самодержавия. соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил – польские интервенты видели в Земском соборе орудие управления государством. Земский собор фигурирует как институт сословно-представительной монархии в проектах государственного устройства во главе с польским королевичем Владиславом.

При окончании смутного времени правительство пригласило в ноябре 1612 года выборных от всех частей государства. Они съехались в начале 1613 года. 7 февраля после долгих прений, состоялось избрание Михаила Федоровича Романова. «Избрание царя Земским собором трактовалось при этом не как проявление людских желаний, а как действия, выражавшего волю Бога. В «Утвержденной грамоте Великого Московского Земско-Поместного собора», принятой 21 февраля 1613 г., царь Михаил Федорович Романов назывался поэтому «избранником Божиим»25. Причем после избрания собор не был распущен и продолжал заседать и участвовать во всех важнейших государственных актах. собор этот по всей справедливости может быть назван «великим» по его полноте, важности совершенных деяний и долговременности заседаний. В нем участвовали и представители «уездных людей», то есть крестьян. Всего городов, представленных выборными, было 39, по крайней мере, судя по подписям на избирательной грамоте царя, где содержится 255 подписей, но многие подписались и за других26. Но и здесь источники расходятся в количестве участников собора: Л.Е. Морозова  пишет, что на избирательном соборе 1613 г. "могло быть и до 500 человек"27. Это связано, по всей видимости, с тем, что каждая территориальная единица и каждый класс, включая черносошное крестьянство, были представлены на соборе. В 1616 году был созван новый собор, который также заседал несколько лет, занимаясь как внутренними делами, так и внешними. В нем, кроме бояр, дворян и духовенства участвовали выборные от посадских людей «всех городов».

В 1619 году находим новый  собор, участвовавший в избрании патриархом Филарета Никитича и сделавший  весьма важное распоряжение о новой  описи государства и о прикреплении посадских людей. Е. Д. Станишевский пишет, что в период с 1613 года и до 1619 соборы терпят постепенный упадок28.

В 1620 году этот собор занимался  делами текущего законодательства (об утайке поместий, о справке их за женихами вдов и девиц), а в 1621 году решил вопрос внешней политики о заключении союза со шведами, турками и татарами против Польши. Другой вопрос касался внешней политики – распоряжение о разборе служилых людей. В исполнение этих решений были посланы от собора грамоты в провинции для всенародного оповещения29.

В целом Земские соборы превращаются в постоянное учреждение и в продолжении многих лет  без перерыва функционирует рядом  и вместе с правительством, трудясь  над общим делом умиротворения  государства и урегулирования всей его жизни, всех его отправлений, приведенных в расстройство анархией смутного времени. Представители всех чинов Московского государства, можно сказать, не выезжают из Москвы, а если выезжают, то сменяются другими. Начиная с 1613 года и вплоть до 1622, Московское правительство не делает ни шагу без земского собора, в особенности, в первое время после избрания царя, когда центр управления государством сосредоточивался в соборе, имевшем даже свою собственную печать30.

Сведения о проведении соборов с 1622 по 1632 года составляют пробел в соборной деятельности. По мнению Л. В. Черепнина, этот перерыв является показателем развития государства в направлении от сословно-представительной монархии к абсолютизму31.

В 1632 году, после смерти короля Сигизмунда III, Московское правительство начало войну с Польшей. В 1633 и 1634 годах собор производил вотирование экстраординарных налогов на войну, вследствие усиленных просьб правительства об этом.

17 декабря 1636 года  были посланы в города грамоты  о призыве дворян и детей боярских по 6 человек от уезда «для государева и земского дела», впоследствии на этом соборе участвовали также и «гости и торговые всякие жилецкие люди. В декабре 1637 года собор решил вопрос о защите от крымского хана и назначении средств для этой войны. М. Ф. Владимирский-Буданов относит к этому же собору «мнение духовенства о мщении крымцам за оскорбление московских послов», которое также поддерживало начало военных действий32.  Однако, как показывает история, никакой войны не произошло.

Собор 1645 года решал ситуацию с захваченным казаками Азовом, и начинать ли войну с турками. Все члены собора высказывались за войну, но все в то же время заявили о крайнем истощении государства. В итоге, правительство поступило по истинному смыслу соборного решения, то есть решил отказаться от войны. При этом члены собора, каждый по своей части, представили вниманию Царя множество внутренних неурядиц и средств исправления их.

После смерти Михаила  Федоровича в 1645 году, был созван собор  для избрания преемника, по два человека от города дворян и посадских людей. В 1646-1647 годах члены собора предложили привести законы государства в  общий кодекс и дополнить их. Для этого летом 1648 года царь и дума решили созвать особую комиссию для обсуждения проекта Уложения. На подлиннике Уложения подписалось 315 человек, но некоторые члены, по крайней мере – 25, не стали этого делать. Выборные представители были собраны из 119 городов33. В. М. Грибовский же приводит другие числа – 315 членов Земского собора, принадлежавших к различным сословиям и представлявшими 116 городов России34. Общие заседания начинались с 3 октября и продолжались 1649 году до весны. собор рассмотрел и утвердил проект Уложения и дополнил его новыми узаконениями, преимущественно касавшимися прав духовенства и быта посадских людей.  Этот кодекс, как известно, получил наименование соборное Уложения. Причем некоторые члены собора сами принимали участие и в деятельности комиссии, которая курировала  составление Уложения. Быстрота, с какой велось дело, началось 16 июля 1648 г., окончено 29 января 1649 г., указывает, что роль комиссии, составлявшей Уложение, была значительно облегчена подготовленным ранее материалом, например, такими как приказные книги35.

В 1650 году был проведен собор, касавшийся вопроса усмирении бунта в Пскове.

В 1651 году в городах  были созваны выборные от дворян и  посадских людей к соборному  воскресенью по вопросу об отношениях к Польше, а также о восстании  Богдана Хмельницкого. По тому же вопросу  заседал собор 1653 года, из деятельности которого сохранилось только торжественное решение о принятии Малороссии.

Этап упадка и прекращения  созыва Земских соборов начинается после 1653 года. Алексей Михайлович до своей смерти в 1676 года не созывал соборов. Причины ослабления соборной деятельности в половине XVII в. заключаются в том, что издание Уложения надолго успокоило новые законодательные запросы, и в том, что с 1654 года начался ряд беспрерывных войн за Малороссию с Польшей и Швецией. При царе Федоре Алексеевиче в 1681-1682 годах был созван полный и весьма важный собор, разделенный на две палаты: служилых и тяглых людей. Он был посвящен вопросам о полной реорганизации этих двух классов. Результатом деятельности собора было уничтожение местничества. 27 апреля 1682 года состоялся собор об избрании на царство Петра Алексеевича, а 23, 26, 29 мая 1682 года – об избрании на царство Ивана V и Петра Алексеевича.

Если в XVI веке они созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения для обсуждения важнейших дел внутреннего государственного строения и внешней политики, то в XVII веке перемена произошла, по словам В. О. Ключевского, не в компетенции собора, а в составе и характере соборного представительства. А именно, правительству приходилось иметь дело не со своими должностными агентами, а с выборными ходатаями о нуждах и недостатках их избирателей36. Следует отметить, что соборы в период  Смуты и в период с 1613 года до 1622 года сыграли важную роль в централизации государства и укреплении новой династии. Но сами соборы не смогли стать постоянным и высшим органом. Во-первых, это было связано с тем, что, служа сначала опорой новой династии и вспомогательным органом управления, потребность в Земских соборах падала по мере упрочнения династии и роста правительственных средств, особенно приказного чиновничества. Во-вторых, общество разъединялось сословными повинностями и классовой рознью при общем нежелании превратить собор в постоянное законодательное учреждение. 

Информация о работе Земский собор - институт сословно-представительной монархии - и его место в государственном строе России