Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы мы ставим анализ Земского собора как института сословно-представительной монархии и выявление его места в государственном строе России.
Для достижения данной цели необходимо последовательное решение ряда задач:
- раскрыть значение Земских соборов для государственного строя России;
- провести анализ полномочий Земских соборов;
- систематизировать и классифицировать все созывы Земских соборов;
- определить причины возникновения и установить периодизацию Земских соборов;
- охарактеризовать порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов;
- осуществить сравнение Земских соборов с зарубежными сословно-представительными органами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сословно-представительного монархия как форма правления и место Земских соборов в ней……………………………………………..……..………6
1.1. Причины возникновения Земских соборов…………...……………..7
1.2. Виды Земских соборов……………………………………………….12
1.3.Основные этапы деятельности Земских соборов …...……………...13
2. Организационно-правовые основы деятельности Земских соборов….…...21
2.1. Порядок формирования Земских соборов………………………….21
2.2. Организация работы Земских соборов……………………………..25
2.3. Место Земских соборов в государственном строе России………..28
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников……
В Российском государстве представления о высшем сословно-представительном органе не сформировалось. Население разъедала борьба, связанная с классовыми противоречиями, что воспроизводилось в заседаниях соборов. Тем не менее, сильное сословное представительство могло обеспечить в политическом плане все сословия и органически связать их с государственным порядком.
По словам М. Ф. Владимирского-Буданова нет сомнений, что в избирательных соборах решение принадлежало Царю и Боярской Думе53.
Нет также сомнений и в том, что некоторые соборы выступали поддержкой самодержавию и его эволюции. Такими соборами были соборы 1549 и 1648-49 годов. А место соборов периода Смуты вообще сложно переоценить. Широкое народно-освободительное движение против польских интервентов, развернувшееся в стране, усилило значение самих Земских соборов, подняв их роль в общественной жизни, что являлось немаловажным фактором в высоком статусе соборов при правлении Михаила Федоровича.
По мнению Хане-Йоахима Торхе, Земский собор не может оправдывать своего определения, в частности считаться высшим сословно-представительным органом. Он указывает на то, что в сословно-представительных органах должно быть представлено такое количество представителей от сословия, которое соответствует его общему количеству. Крестьянство представляющее 90% всего населения не участвовало в заседаниях земских соборов (за возможным исключением выше представленного примеров – 1613, 1682 года). Также, в отличие от Западной Европы, дворянство в русском государстве не могло развить настоящего сословного сознания не только из-за отсутствия исторических предпосылок, но и еще и потому, что оно было обязано служить, то есть до 1762 года дворянство не было свободно по отношению к государству54. Следует также привести слова В. О. Ключевского по поводу отсутствия крестьянского представительства и нестабильность представления на соборах других сословий: «Десятая часть населения, приносит к престолу мысль лишь немногих классов, таким образом, Земские соборы не могли привлечь к себе ни должного внимания сверху, ни широкого доверяя снизу55». Вопрос о представлении сословий, не только крестьянства, вообще вызывает множество споров. Отмечая тот факт, что в соборах "принимало также участие изрядное количество лиц, призывавшихся поголовно, благодаря своему социальному положению", В. Н. Латкин делал из него вывод о том, что "соборы не были исключительно представительными учреждениями"56. При этом он отмечал, что и сословность русских земских соборов отличалась по своему характеру от сословности западноевропейских представительных учреждений. По его словам, "в России, где сословия были созданы преимущественно искусственным путем самим государством, главным образом, в интересах фиска и, следовательно, не могли пустить глубоких корней в общество, само по себе демократическое и знавшее только фактическое разграничение своих членов по роду занятий и службе, собор, хотя, и принял сословный характер, но далеко не в такой степени, как западноевропейские собрания. Вот почему деление на сословные палаты было у нас немыслимо и, если встречалось известное деление, то на чины, или статьи, являвшиеся подразделениями сословий. Таким образом, сословных палат, проникнутых строго корпоративным духом, у нас не было, группировка же по чинам, хотя и имела сословный характер, отличалась большой случайностью, и уж ни о каком корпоративном духе не могло быть и речи. Иначе было на Западе, где сословность была гораздо более развита, чем у нас (за исключением Англии) и где она не являлась искусственным продуктом государства, а образовалась совершенно естественно, непосредственно от государства. Это сказалось и на представительных собраниях Европы. Все они были строго сословными и разделялись на палаты, в состав которых входили члены только одного сословия. Исключение составляла Англия, где сословий в европейском смысле слова не было"57.
Большинство зарубежных исследователей, а также часть отечественных, утверждают, что Земский собор был лишь декларативным органом, соответственно не обладающий какими-либо государственно-властными полномочиями, и решения земских соборов выносились лишь лицами, которые обладали наибольшей властью и авторитетом, например Царь, мощный союз бояр или дворян. А главной целью призвания представителей на соборы правительством являлось информирование власти о происходящем в стране.
«Следует иметь при
этом в виду, – писал Сахаров,
– что сословно-
На наш взгляд, такое мнение нельзя отнести ни к правдивым, ни к ложным. Очевидно, что значение и характер земских соборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Уже говорилось, что соборы в период Смуты занимали особое место в государственном строе, сыграв важную роль в укреплении и централизации государства. Важными были и соборы начала царствования Михаила Федоровича. Эти соборы буквально «подымали на ноги» государство, но в тоже время, благодаря этому, форма правления переходила от сословно-представительной монархии к абсолютной, что еще больше ограничивало все сословия государства. соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию59.
Важно отметить, что в различных вопросах соборы имели различную компетенцию. При решении внутри- и внешнеполитических вопросах соборы выполняли лишь совещательный характер, с элементами формального постатейного выбора, результат которого учитывался как декларативное мнение земли. Следует выделить слияние церковных и земских соборов. Среди них выделяются Стоглавый собор 1551, соборы 1580, посвященные вопросам церковного и монастырского землевладения, и 1584 годов, об отмене церковных и монастырских тарханов. Назвать земскими или церковными такие соборы нельзя. Скорее это смешанные церковно-земские соборы. Представительство сословий могло заключаться в присутствии на них Царя или небольших сословных групп. Если взять зарубежную практику в решении церковных вопросов, то мы видим, что, например, в Германии, участвовала исключительно церковная власть, и к компетенции представительных учреждений это никак не относилось60. В первую очередь это было связано с ролью самой церкви. Не секрет, что в Западной Европе церковь была независима от светской власти, и подчиняться она могла лишь фигуре Папы Римского. При определении компетенции и значении Земских соборов нужно учесть их законотворческую функцию. Причем здесь Земские соборы выступили важным компонентом изъявления воли всего народа, что подтверждает «Уложенный» собор 1648-1649 годов. «Уложенный» собор помог сословиям в лице своих представителей добиться закрепления своих «наказов» в форме абстрактных норм. С этим был также связан упадок соборов, то есть, получив удовлетворения своих требований, население не видело смысла продолжения деятельности собора. К законодательным соборам можно также отнести собор 1550 года, когда был согласован Судебник, и церковно-земский собор 1551 года, в результате работы которого был получен Стоглав. Но в отличие от собора 1648-49 годов другие законодательные соборы только утверждали законодательный акт, и скорее их стоит называть законосовещательными. В качестве аргумента к данной позиции можно привести факт, что в комиссии по созданию соборного уложения принимали участия представители сословий, и их мнения имели первостепенную важность при создании данного кодекса61. В законосовещательных соборах такая практика не применялась. Если говорить о законодательной функции соборов, то можно здесь отметить отдельные узаконения в начале царствования Михаила62.
Как уже говорилось, к подведомственности соборов также относился вопрос об избрании Царей. По смыслу здесь соборы были независимы в своих решениях, но эти решения формировались под влиянием Боярской думы и Освященного собора. Со временем соборы, посвященные избранию царя, потеряли свою важность, так как после собора 1613 года данный вид соборов лишь утверждал наследника престола. соборы должны были обязательно собираться в дни коронаций монарха63.
Вопросы внешней политики принадлежат к числу тех тем, которые наиболее часто рассматривались на Земских соборах. Это рассмотрение преследовало практические цели, а именно добиться от сословий одобрения внешнеполитического курса правительства и ассигнований на войну. На соборах, посвященных внешней политике, правительство выступало с развернутыми докладами по вопросам внешнеполитического характера, формируя общественное мнение в России, с расчетом на зарубежные отклики64. В таких докладах не раз подчеркивается опасность, которая угрожает России со стороны некоторых соседних государств. Земские соборы были местом, где с участием депутатов разрабатывалась концепция внешней политики России, и форумом, где эта концепция излагалась выборным от имени правительства. Конечно, это концепция господствующего класса феодального государства и нельзя ее рассматривать во всем как объективное отражение реальной действительности. Но одно ее звено, по словам Л. В. Черепнина, бесспорно, отражает реальность: Россия на данном этапе нуждалась не в новых территориальных приобретениях, а в укреплении своих границ как условии национальной независимости65.
Но следует иметь в виду, что все все-таки большинство соборов носило совещательный и осведомительный характер. Решения соборов не связывали монарха, особенно в годы царствования Алексея Михайловича. Объясняется это, по словам В. М. Грибовского, тем, что в означенную эпоху правительство вступило на реформаторский путь, и ему было неприятно наткнуться на возможное отрицательное отношение к нему со стороны консервативно настроенных масс населения66.
Политические функции сословно-представительных учреждений в разных странах и в разное время были и схожи между собой и, в тоже время, разнились друг от друга. Благодаря этому, сословия пользовались в ряде государств Европы, в том числе и в России, правами вотирования налогов, подачи и разбора петиций, утверждения ордонансов. Объем этих прав, их реальность, возможность применения зависели каждый раз от условий исторического развития. Порядок созыва сословно-представительных учреждений, непрерывность или продолжительность их действий не были устойчивы67.
В итоге мы видим, что вопросы, которые относились к компетенции сословно-представительных органов, имеют сходство, за рядом небольших исключений, но значение этих учреждений было различным. Это связано с особенностями их возникновения, создания и развития. В России Земские соборы укрепляли действующую власть, способствуя переходу от сословно-представительной к абсолютной монархии, никак не ограничивая ее. Отличительной особенностью Земских соборов в России как сословно-представительный орган стало также то, что его полномочия сложились из обычаев, а не законов. В связи с этим соборы и выполняли переменно то законодательные, то совещательные, то учредительные функции. Следует сюда добавить и то, что деятельность Земских соборов возникала из факта, а не права, что заставляет говорить о таком признаке, как чрезвычайности их созыва. В связи с этим становится сложно определить место соборов в системе государственных органов. В зависимости от предпосылок поставленных вопросов на соборах и вступления в силу их решений, Земские соборы в различные годы стояли на различных ступенях вертикали власти России периода сословно-представительной монархии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ полномочий Земских соборов, выявив причины их возникновения, раскрыв значение этого института для государственного строя, систематизировав и рассмотрев деятельность соборов в различные периоды, а также охарактеризовав порядок избрания участников и порядок проведения Земских соборов и осуществив их сравнение с зарубежными сословно-представительными учреждениями, можно сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники права
II. Справочники и энциклопедия
http://mirslovarei.com/
III. Учебная литература
IV. Монографические издания