Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:07, курсовая работа
В силу широкой информативности и большой познавательной ценности история закона способствует формированию в общественном сознании правовой культуры. Гражданин в процессе ознакомления с истоками законодательства понимает, и как следствие, начинает уважать правовые нормы. Кроме того, будущему юристу, необходимы те поисковые, аналитические знания, умения и навыки, которые вырабатываются при работе с источниками права.
«Жалованная грамота дворянству» - свод дворянских привилегий. В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими сословиями - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений.
Введение
Глава 1
Жалованная грамота городам 1785 г.
1.1. Жалованная грамота дворянству как программный документ внутренней политики
1.2. Основные положения «Жалованной грамоты городам»
1.3. Права мещанского сословия
Глава 2
Жалованная грамота дворянству 1785г.
2.1. Общая характеристика грамоты
2.2. Основные положения «Жалованной грамоты дворянству»
Глава 3
Превращение дворянства в высшее сословие.
3.1. Органы дворянского управления
3.2. Условия получения прав дворянством
3.3 Корпоративные и иные права дворянского сословия
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1
Жалованная грамота городам 1785 г.
1.1. Жалованная грамота дворянству как программный документ внутренней политики
1.2. Основные положения «Жалованной грамоты городам»
1.3. Права мещанского сословия
Глава 2
Жалованная грамота дворянству 1785г.
2.1. Общая характеристика грамоты
2.2. Основные положения «Жалованной грамоты дворянству»
Глава 3
Превращение дворянства в высшее сословие.
3.1. Органы дворянского управления
3.2. Условия получения прав дворянством
3.3 Корпоративные и иные права дворянского сословия
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
В силу широкой информативности и большой познавательной ценности история закона способствует формированию в общественном сознании правовой культуры. Гражданин в процессе ознакомления с истоками законодательства понимает, и как следствие, начинает уважать правовые нормы. Кроме того, будущему юристу, необходимы те поисковые, аналитические знания, умения и навыки, которые вырабатываются при работе с источниками права.
«Жалованная грамота дворянству»1
- свод дворянских привилегий. В соответствии
с ней дворянству предоставлялись особые
существенные льготы в сравнении с другими
сословиями - свобода от обязательной
службы, уплаты податей, право на владение
крепостными крестьянами и земельными
недрами в пределах своих владений. Дворяне
могли организовывать мануфактуры, заниматься
промышленным производством и торговлей,
освобождались от постоя войск.
«Жалованная грамота дворянству» (1785 г.)
была наиболее важным актом, осуществившим
правовую консолидацию дворянства.
Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной
комиссии был подготовлен проект, позже
положенный в основу «Жалованной грамоты
дворянству». В проекте все население
разделялось на три класса, первый из которых
именуется «благородный». Проект развивал
положения екатерининского «Наказа» об
особом статусе и предназначении дворянства.
«Жалованная грамота городам» (полное
название: «Грамота на права и выгоды городам
Российской Империи») была опубликована
одновременно с «Жалованной грамотой
дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла
из манифеста, шестнадцати разделов и
ста семидесяти восьми статей.
Жалованная грамота городам завершила
устройство так называемого городского
общества. Это общество составлялось из
обывателей, принадлежащих к податным
сословиям, то есть к купцам, мещанам и
ремесленникам. Грамота закрепляла единый
сословный статус всего населения городов
независимо от профессиональных занятий
и родов деятельности.
1 «Грамота на права, вольности и преимущества благородного Российского дворянства», законодательный акт Екатерины II от 21 апреля 1785 г.
1.1.
«Жалованная грамота городам»
как программный документ
Наряду с Жалованной грамотой
дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная
грамота городам. Этот законодательный
акт Екатерина II учреждал новые выборные
городские учреждения, несколько расширяя
круг избирателей.
Помимо Жалованной грамоты дворянству
и Жалованной грамоты городам Екатерина
II разрабатывала и Жалованную грамоту
крестьянству (она адресовалась только
к государственным крестьянам). “Сельское
положение” было вполне законченным проектом.
Он не противоречил “Наказу”. Однако
этот проект не был воплощен в жизнь.
Во все время царствования Екатерины II
идет обсуждение того, как облегчить участь
крепостных. Сама императрица была противницей
крепостного права.
Она, в начале царствования, мечтала освободить
крестьян от крепостной зависимости. Сделать
этого она не могла, во-первых, потому,
что не встретила сочувствия среди многих
приближенных, а во-вторых, потому, что
взгляды самой Екатерины II изменились
после Пугачевского бунта.
Программными документами Екатерины
II стали Жалованные грамоты дворянству
и городам. Екатерина определила значение,
права и обязанности разных сословий.
В 1785 г. была дарована Жалованная грамота
дворянству, которая определяла права
и привилегии дворянского сословия, считавшегося
после бунта Пугачева главной опорой престола.
Дворянство окончательно оформилось как
привилегированное сословие. Грамота
подтверждала старые привилегии: монопольное
право на владение крестьянами, землями
и недрами; закрепляла права дворянства
на собственные корпорации, свободу от
подушной подати, рекрутской повинности,
телесных наказаний, конфискации имений
за уголовные преступления; дворянство
получило право ходатайствовать о своих
нуждах перед правительством; право на
торговлю и предпринимательство, передачу
дворянского звания по наследству и невозможность
его лишиться иначе как по суду и т.д. Грамота
подтверждала свободу дворян от государственной
службы. Вместе с тем дворянство получило
особое сословное корпоративное устройство:
уездные и губернские дворянские собрания.
Раз в три года эти собрания избирали уездных
и губернских предводителей дворянства,
имевших право прямого обращения к царю.
Эта мера превратила дворянство губерний
и уездов в сплоченную силу. Помещики каждой
губернии составляли особое дворянское
общество. Дворяне замещали многие чиновничьи
должности в местном административном
аппарате; они издавна главенствовали
в центральном аппарате и армии. Таким
образом, дворянство превращалось в политически
господствующее сословие в государстве.
В том же 1785 г. была обнародована Жалованная
грамота городам, завершившая устройство
так называемого городского общества.
Это общество составлялось из обывателей,
принадлежащих к податным сословиям, то
есть к купцам, мещанам и ремесленникам.
Купцы делились на три гильдии по величине
объявленных ими капиталов; объявившие
менее 500 руб. капитала были названы «мещанами».
Ремесленники по разным занятиям разделялись
на «цехи» по образцу западно-европейских.
Появились органы городского самоуправления.
Все податные обыватели собирались вместе
и составляли «общую городскую думу»;
они избирали из своей среды городского
голову и 6 членов в так называемую шестигласную
думу. Дума должна была заниматься текущими
делами города, его доходами, расходами,
общественными постройками, а главное,
она заботилась об исполнении казенных
повинностей, за исправность которых отвечали
все горожане.
1.2.
Основные положения «
"Грамота на права
и выгоды городов Российской
империи" - законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля 1785 г.
Главным автором Жалованной грамоты городам
была Екатерина II.
Жалованная грамота городам учреждала
новые выборные городские учреждения,
несколько расширяя крут избирателей.
Горожане делились на 6 разрядов по имущественному
и социальному признакам: "настоящие
городские обыватели" - владельцы недвижимости
из дворян, чиновники, духовенство; купцы
трех гильдий; ремесленники, записанные
в цехи; иностранцы и иногородние; "именитые
граждане"; "посадские", т.е. все
прочие граждане, кормящиеся в городе
промыслами или рукоделием. Фактически
Жалованная грамота городам зафиксировала
два сословия – купечество и мещанство2.
Эти разряды по Жалованной грамоте городам
получали основы самоуправления. Раз в
три года созывалось собрание "градского
общества", в которое входили лишь наиболее
состоятельные горожане. Постоянным городским
учреждением была "общая градская дума",
состоящая из городского головы и 6 гласных
(депутатов). Судебными выборными учреждениями
в городах были магистраты - органы сословного
городского самоуправления, отдельно
избирались суды для дворян и для городского
населения.
Положения, введенные Жалованной грамотой
городам, действовали до принятия Городового
положения 1870 г.
2Мещанство - сословие, включавшее различные категории городских жителей.
1.3. Права мещанского сословия
В Манифесте от 17 марта
1775 года «По случаю заключения мира
с Портою Оттоманской» мещане выделены
как податная категория городских
жителей с капиталом менее 500 рублей,
обязанных платить подушную подать,
отбывать рекрутскую и другие натуральные
и денежные повинности, мещане с капиталом
свыше 500 рублей могли перейти в купечество
с уплатой гильдейского сбора. Проведенная
в 1775 году податная реформа изменила положение.
По реформе граждане разделялись на привилегированных
купцов трех гильдий и непривилегированных
мещан. Гильдейское купечество получило
освобождение от уплаты подушной подати,
право откупаться от рекрутской повинности
денежным взносом, а чуть позже, в 1785 году,
купцы первых двух гильдий были избавлены
также от телесных наказаний и приобрели
право ездить в карете парою. Мещане остались
на положении прежних посадских. Поэтому
с указанного времени можно считать, что
различия между купечеством и мещанством
приобрели социальный характер, перемещения
из купечества в мещанства и наоборот
стали относиться к вертикальной мобильности.
Следует отметить, что непреодолимого
барьера между отдельными группами граждан
не возникло. Заплатив известную сумму,
мещанин или цеховой мог стать купцом
любой гильдии, а разорившийся купец, который
не в состоянии уплачивать гильдейский
сбор с капитала, автоматически переходили
в мещанство.
Мещане получили широкий доступ к государственной
службе с правом приобретения личного
дворянства. Окончательно сословие мещан
было упразднено уже после Октябрьской
революции 1917 года. Имущественное положение
мещанского сословия в России. Далее хотелось
бы остановиться непосредственно на экономической
деятельности мещанского сословия. Источниками
по экономической истории мещанства являются
городские и поземельные переписи, а также
статистические материалы хозяйственного
департамента МВД, проанализированные
с использованием методов математической
статистики. Вопреки представлению законодателей
о мещанах как о мелких торговцах и ремесленниках,
мещане мало занимались торговлей. С 1840-х
по 1860-е гг. снижение роли мещан в развитии
торговли произошло в 30 губерниях. Уже
в 1840-е гг. выявляется тенденция превращения
мещан в рабочих промышленных предприятий.
В 1860-е гг. мещане сочетали различные способы
получения доходов. Прежде всего они активно
занимаются отходничеством, характер
которого различен по регионам. В центральных
губерниях мещане чаще всего нанимались
рабочими на промышленные предприятия
(при этом уже имея, как правило, определенную
квалификацию) или становились прислугой.
В центрально-черноземных губерниях мещане
скупали у крестьян сельскохозяйственную
продукцию для последующей перепродажи
ее купцам-оптовикам. В Поволжье мещане
занимались отходничеством с целью найма
на суда в качестве чернорабочих и для
подсобных работ в портах. В южных губерниях
мещане либо обрабатывали землю (свою
или арендованную у помещиков), либо сдавали
ее крестьянам. Сравнение поземельных
переписей демонстрирует укрепление мещанского
землевладения и в количественном, и в
стоимостном выражении. Мещане немного
занимались ремеслом, контрабандной торговлей
(в южных и западных губерниях — мещане-евреи),
огородничеством и хлебопашеством (в тех
же районах — мещане-христиане). Как основные
владельцы городской недвижимости, мещане
нередко сдавали в наем часть своих жилищ.
В столицах структура занятости мещан
отличалась от провинции увеличением
числа занятых на промышленных предприятиях.
Рассматриваю данную проблему, необходимо
также несколько слов сказать о мещанском
землевладении. По сути, это была одна
из непривилегированных форм частного
личного землевладения. Мещанское землевладение
складывалось после указа императора
Александра I от 12 декабря 1801 года, разрешившего
мещанам, купцам и государственным крестьянам
приобретать ненаселенные земли. К 1877
году мещане владели 1,9 млн. дес. земли
(2,1 % всего личного землевладения в Европейской
части России), к 1905 году мещанское землевладение
составило 3,8 млн. дес. земли (4% личного
землевладения), в 1915 году – свыше 3,8 млн.
дес. (5,2%). Наиболее распространение получило
в юго-западных районах России, в Белоруссии
и Литве. Абсолютное большинство мещан-землевладельцев
(свыше 94 %) в конце XIX века были мелкими
собственниками, им принадлежало 40 % всех
мещанских земель (главным образом в Белоруссии,
Литве, Центрально-черноземных районах
страны). Столько же земли находилось в
собственности средних землевладельцев,
которые составляли 5 % от общего числа
владельцев (владения располагались на
юге – между Волгой и Доном).
Вывод.
Значение "Жалованной грамоты городам" не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот сложный законодательный акт с равным успехом можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. Действительно, наряду с организацией городского общественного управления, Грамота определяла сословно-корпоративный строй купечества и особенно большое внимание уделяла ремесленному устройству. Не вдаваясь в детали сословного вопроса, отметим лишь общую направленность этого документа, которая прослеживается и в ремесленном положении, и в статьях о правах и привилегиях купцов каждой из трех гильдий: стремление законодателей превратить тяглые сословные группы в "регулярные" сословия. Грамота обеспечивала ряд важных привилегий городского населения, особенно для купцов 1-й и 2-й гильдий (в том числе освобождение от телесных наказаний). Сословное самоуправление купцов и ремесленников получило более четкую организацию и фактически подменяло собой городское самоуправление.
Глава 2
Жалованная грамота дворянству 1785.
2.1 Общая характеристика грамоты.
Екатерина II получила в наследство от своего поверженного супруга не только весьма нестабильное положение на престоле, но и документ, который требовал большой политической осмотрительности. С одной стороны, сохранялась давно назревшая потребность нового позитивного оформления отношений власти и дворянства. Документ, подписанный Петром Ш, содержал совершенно определенную терминологию, и поэтому господствующий класс справедливо ожидал конфирмации не новых прав и привилегий, а именно «свободы». С другой стороны, Екатерина как правитель талантливый и дальновидный интуитивно чувствовала, что необходимо, мягко обойдя понятие «вольность», выстроить новые отношения с политической элитой дворянства, не охлаждая, а, напротив, усиливая ее рвение к «служению монарху и Отечеству». Кроме того, с точки зрения конкретного законодательного обеспечения реализации дарованной дворянству привилегии это был скорее предварительный проект, чем продуманный документ, на основании которого можно было изменить порядок государственной службы целого сословия.
Манифест от 28 июля 1762 г. «О вступлении на престол императрицы Екатерины II» содержал типовую форму «клятвенного обещания», в соответствии с которым все подданные торжественно присягали «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться», «поступать», как положено «доброму и верному Ее Императорского Величества рабу». О дарованной дворянству свободе в законодательстве первых месяцев нового правления вообще не упоминалось.
Пауза с подтверждением Манифеста о вольности дворянства явно затягивалась. Осенью 1762 г. Екатерина писала Н.И. Панину: «Я запамятовала давеча Вам сказать, что не много роптания меж дворянства о неконфирмации их вольности и надлежит о том не позабыть приступ сделать». Наконец, в феврале 1763 г. вышел именной указ «О рассмотрении акта, которым Император Петр III дал вольность благородному российскому дворянству, и о приведении его содержания в лучшее совершенство». С этой целью была создана Комиссия, деятельность которой регламентировалась не четкими указаниями императрицы, а общими приоритетами новой власти. В указе речь шла не о «вольности», а о «залоге монаршего благоволения», что, по всей видимости, рассматривалось престолом как ценность более высокая, чем свобода от службы. Содержание Манифеста следовало «привести в лучшее совершенство» «на основе разумной политики». Иначе говоря. Комиссия должна была не столько разрабатывать «права свободы дворянской», сколько усилить статьи, «которые бы наивящше поощряли честолгсн. бие к пользе и службе нашей и нашего любезного Отечества».
При работе Комиссии вопрос о привилегиях дворянства поднимался на 14 заседаниях и получил свое концептуальное оформление в проектах канцлера М.И. Воронцова и руководителя Комиссии А.П. Бестужева-Рюмина, комментариях Н.И. Панина и других придворных, а также в окончательном докладе, представленном императрице в апреле 1763 г. как проект «Права дворянского». Проведя сравнительный анализ двух проектов, замечаний Панина и текста «Права дворянского» Каменский пришел к выводу, что в докладе «заметно стремление создать две самостоятельные социальные иерархии, отделить социальный статус от чина в системе государственной службы». В то же время автор отмечает неготовность Комиссии «решать фундаментальную проблему природы дворянства и его обществе, в то время как права дворянства в плоскости его отношений с государством интересовали придворных меньше.
Протоколы заседаний Комиссии, которая работала на протяжении двух месяцев, а также подготовленный для представления императрице «Доклад о проекте Права дворянского» свидетельствуют о высокой степени зависимости сознания политической элиты от официальной идеологии. Подискутировав о привилегиях родовой и титулованной знати, о соотношении чинов и статуса высшего сословия, придворные пришли к выводу, что достоинство дворянства определяется исключительно его заслугами перед престолом. Авторы проекта воспроизвели основные идеи Манифеста о вольности, касающиеся прежде всего условий ее ограничения: «закон, по которому каждый дворянин служит и не служит не беспредельно, но должен будет знать время и обстоятельства, в которых он может сим пожалованным правом пользоваться». Участники Комиссии абсолютно верно уловили основной пафос Манифеста, стимулирующий в сознании дворянина «побуждение к службе Е.И.В., основанное на прямом честолюбии». Главные усилия придворных законодателей были направлены на правильное понимание ожиданий и предпочтений императрицы. В конечном итоге они пришли к выводу, что любой представитель благородного сословия обязан «делать пользу государю и Отечеству» либо в качестве чиновника и офицера, либо «земледелием и экономиею своею». «По таковым резонам собрание рассуждает, - говорилось в проекте, - что всемилостивейше подтвержденная свобода служить и не служить дворянину будет полезна Е.И.В., Отечеству и самим дворянам. Но дабы служба Е.И.В. не I ослабела, то статья вторая и третья... будут побуждающие к службе». Завершив работу над проектом, Комиссия ждала конкретных инструкций Екатерины, поскольку «законы следствием должны быть тех прав, которыми Е.В. угодно будет пожаловать российское дворянство; не знаючи же точно самых прав, ничего за подлинно не могут принять и за основание к сочинению законов».