Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:07, курсовая работа
В силу широкой информативности и большой познавательной ценности история закона способствует формированию в общественном сознании правовой культуры. Гражданин в процессе ознакомления с истоками законодательства понимает, и как следствие, начинает уважать правовые нормы. Кроме того, будущему юристу, необходимы те поисковые, аналитические знания, умения и навыки, которые вырабатываются при работе с источниками права.
«Жалованная грамота дворянству» - свод дворянских привилегий. В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими сословиями - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений.
Введение
Глава 1
Жалованная грамота городам 1785 г.
1.1. Жалованная грамота дворянству как программный документ внутренней политики
1.2. Основные положения «Жалованной грамоты городам»
1.3. Права мещанского сословия
Глава 2
Жалованная грамота дворянству 1785г.
2.1. Общая характеристика грамоты
2.2. Основные положения «Жалованной грамоты дворянству»
Глава 3
Превращение дворянства в высшее сословие.
3.1. Органы дворянского управления
3.2. Условия получения прав дворянством
3.3 Корпоративные и иные права дворянского сословия
Заключение
Список используемой литературы
Потеря прав дворянства возможна была только по суду за преступление дворянина и только лишь с высочайшего утверждения. Жалованная грамота 1785 г. гласила:
«Да не лишится дворянин или дворянка дворянскаго достоинства, буде сами себя не лишили оного преступлением, основаниям дворянскаго достоинства противным. Эти преступления суть: 1) нарушение клятвы; 2) измена; 3) разбой; 4) воровство всякого рода; 5) лживые поступки; 6) преступления».
Личные права и преимущества дворян также были определены Жалованной грамотой:
«1) Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства, чести, жизни, имения.
2) Да не судится
благородный окроме своими
3) Дело о лишении
дворянского достоинства,
4) Все преступления, совершенные дворянином, по прошествии 10 лет, если по ним не было производства, предать вечному забвению.
5) Телесное наказание да не коснется благородного.
6) С дворянами, находящимися в нижних чинах воинской службы, поступать как с обер-офицерами.
7) Подтверждается на вечные времена в потомственные роды Российскому благородному Дворянству вольность и свобода.
8) Дворяне могут по
своему желанию продолжать
9) Дворяне могут поступать
в службу прочих Европейских со
10) Но когда нужно
будет, тогда всякий
11) Благородный может называться помещиком и вотчинником.
12) Благородный самолично изъемлется от личных податей.
В 1819 г. велено «дворян, обличенных в краже, лишать дворянства, а оказавшихся виновными в непотребстве, пьянстве и азартной карточной игре предавать суду для поступления с ними за таковые поступки на основании законов». В 1820 г. император повелел дворян, разжалованных в солдаты с лишением дворянства, не представлять к производству в офицеры. Таким образом, дворянин, лишенный за преступление своего права по суду, мог быть восстановлен в своем прежнем достоинстве не иначе, как только по высочайшему прощению.
3.3. Корпоративные и иные права дворян.
Естественно, что только с освобождением дворян от обязательной службы вопрос о его местном самоуправлении мог быть поставлен и разрешен законодательством. Этим и занялась Императрица Екатерина Великая в главах «Б», «В» и «Г».
Екатерина II, опираясь на лично преданных ей наместников из числа высших сановников, проводила в жизнь идею децентрализации государственного управления. Павел I стремился к централизации управления — он упразднил институт наместников и предпринимал меры по ограничению прав местных дворянских корпораций, предоставленных им грамотой. В документе читаем: «Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться нижеписанными правами, выгодами, отличностями и преимуществами». Дворянство собирается в губернии по «позыву и дозволению» генерала-губернатора или губернатора как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора или губернатора, каждые три года в зимнее время.
Собранию дворянства в наместничестве дозволялось избрать губернского предводителя и для этого «…всякие три года представить из уездных дворянских предводителей двух государеву наместнику или правителю, и, которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и быть губернским предводителем дворянства той губернии».
Уездный предводитель дворянства выбирался дворянством того уезда чрез каждые три года по балам.
В Верхний земский суд было необходимо выбрать десять заседателей и двух заседателей совестного суда дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство того верхнего земского суда чрез всякие три года и представляются от онаго правителю или губернатору, когда генерала-губернатора на месте нет; и буде за ними нет явнаго порока, то государев наместник или в небытность его правитель наместничества подтверждает дворянской выбор».
Десять заседателей (верхнего земского суда и заседатели совестного суда, уездного суда и нижнего земского суда) выбираются чрез каждые три года дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство…» того суда, из дворян на месте живущих, или на тех, кои в дворянском списке той губернии написаны.
Уездный или окружной судья и земский исправник или капитан выбираются дворянством через три года и представляются от него правителю; «… и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор». Заседатели уездного суда и дворянские заседатели нижнего земского суда выбираются дворянством через три года и представляются правителю; «…и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».
Собранию дворянства дозволялось представить генералу-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах, делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.
Собранию дворянства в каждом наместничестве разрешалось в губернском городе иметь дом для собраний а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря и стряпчего.
Вывод.
Таким образом, можно заключить, что в Грамоте(гл. «Б») дворянство каждой губернии окончательно признано юридическим лицом – «местным обществом»(ст.37). В качестве такового оно формирует органы управления, создает «складочный» капитал, имеет свою печать, представительство в суде и другие необходимые права. Более того, оно является «закрытым» в отношении членства в нем, так в главах «В» и «Г» законодателем установлены жесткие ограничения на вступление в корпорацию благородных.
Заключение.
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства сводил в стройную систему все привилегии дворянства, данные ему до того времени и закреплявшие его господствующее положение в политике и хозяйстве.
В соответствии с ней дворянству предоставлялись особые существенные льготы в сравнении с другими сословиями - свобода от обязательной службы, уплаты податей, право на владение крепостными крестьянами и земельными недрами в пределах своих владений. Дворяне могли организовывать мануфактуры, заниматься промышленным производством и торговлей, освобождались от постоя войск.
Кроме того, значение Грамоты, опубликованной, в день рождения Императрицы было в том, что в ней юридически закреплены механизмы реализации дарованных прав. В том числе и по этой причине ее нормы действовали до 1917г.
Список используемой литературы.
1. Белявский М.Т. Дворянская империя XVIII в. Основные законодательные акты. Сборник документов. М.,1960.
2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.1995.
3. Исаев М.А. История государства и права России. М.,1999.
4. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в./Под ред. Академика Б.А. Рыбакова.М.,1983.
5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыты целостного анализа. М., 2001.
6. Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762 – 1855гг.СПб.1906.
7. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II: просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.
8.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Минск,2006.
9.Носов Б.В. О праве
распоряжения феодальной
10. Полное собрание законов Российской Империи с 1649г: в 45т.,//Отпечатано в Типографии II Отделения Собственного Его Величества Канцелярии, СПб.,1830.
11. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от нач. XVIII в до отмены крепостного права.СПб.,1879.
12. Российское законодательство X-XXвв.: Текст и комментарии, в 9т./ Под общей ред. О.И. Чистякова. Т.V: Законодательство периода расцвета абсолютизма./ Отв. ред. Е.И. Индова. М., 1987.
13. Сергеевич В.А. Лекции,
исследования по истории
14. Стешко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. в 2 т:Т.I.М.2003.
15. Троицкий С.М. Россия в XVIII в.М.,2002.
16. Филиппов А.Н. История
русского права. Конспект
17. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права: в IIч., ЧI., издание 5., печатано в типографии К. Маттисена.,Юрьев,1914.
18. Хавский П.В. Собрание
законодательства о российских
дворянах или Жалованная
19. Чистяков О.И. Отечественное законодательство XI-XXвв.:II ч.,ЧI.,М.1983.
20. Чистяков О.И., Мартысевич И.Д. История государства и права СССР. Ч.I.,М.,1985.
21. Черепнин Л.В. Основные этапы развития феодализма в России.М.,1998.
Москва 2012