Женщины Древней Русь 10-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Описание летописцев, хронистов, географов, народные легенды – дают нам высокий процент знаний об истории огромного государства восточных славян.
На страницах письменных источниках можно встретить большое количество имён как князей и бояр, так и княгинь и боярынь, которые активно участвовали во всей политике страны. Кроме них отличились своими действиями княжеские и боярские жёны, их сёстры, дочери. Оставить без внимания нельзя и участниц заговоров, интриг, феодальных войн, женщин преуспевших в медицине, науке, культурной жизни русских княжеств.

Файлы: 1 файл

ZhENSchINY_DREVNEJ_RUSI_NAPEChATANNOE.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Описание летописцев, хронистов, географов, народные легенды  – дают нам высокий процент  знаний об истории огромного государства  восточных славян.

На страницах  письменных источниках можно встретить  большое количество имён как князей и бояр, так и княгинь и боярынь, которые активно участвовали во всей политике страны. Кроме них отличились своими действиями княжеские и боярские жёны, их сёстры, дочери. Оставить без внимания нельзя и участниц заговоров, интриг, феодальных войн, женщин преуспевших в медицине, науке, культурной жизни русских княжеств.

Деятельность  некоторых из россиянок нам известна в более полной форме, а о других мы встречаем лишь детали их жизни. Но наверно, хватит и характеристик, дошедших до нас, русских женщин, которое  в своё время проявляли мудрость, дипломатичность, истинную любовь к отечеству – несомненно, создают нам представления о людях давних столетий.

Кто хоть сколько-нибудь знаком с русской историей X-XV веков имеют собственное представление о месте и роли в ней женщин. Одни видят женщину как затворницу, подчиняющуюся мужчине, лишённую всяких социальных прав.1 Другие представляют женщин, в начальный период государственности, как личностей с активным образом жизни. К такой категории женщин относятся и Ольга, отомстившая древлянам за смерть мужа, и новгородская посадница Марфа Борецкая.2

Знания о  том, какими были русские женщины X-XV веков имеют большое значение для общего представления истории того времени.

Создание целостной  картины положения женщины в  Древней Руси позволяет глубоко проникнуть в мир средневекового человека. Крупные социальные сдвиги влекли за собой изменения в положении женщин. Речь идёт не только об изменении положения представительниц различных сословий и групп, но и об изменении их в общественном, правовом и семейном положении.

Чтобы узнать действительное положение русской женщины в семьи и обществе, необходимо исследовать ряд памятников и письменных источников, которые разделены на две большие группы. Первая группа объединяет нормативные акты светского происхождения, которые определяют поведения людей в обществе. Среди светских нормативных актов ценнейшими источниками являются Русская Правда 1034 года и Судебник 1497 года, согласно этим документам, женщины имели право распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества, требовать его защиты при присягательствах и т.д.

 Вторая группа  источников помогает изучить действительное положение древнерусских женщин в семье и обществе Древней Руси. Она объединяет нормативные источники, свидетельства живой исторической реальности: нарративные, актовые и археолого – эпиграфические памятники, которые, в свою очередь, позволяют определить степень распространенности фактов владения и распоряжения недвижимостью знатными женщинами.

Время открывает  нам новый мир, который заставляет нас взглянуть на прошлое под другим углом. И чем выше идеи современности, тем больше мы можем узнать и понять прошлое. Вот почему идея об изучении памятников до сих пор нас не покидает. Она помогает нам погрузиться в прошлое, которое оставило нам средневековье, и изучить положение женщин в семье и обществе Древней Руси.

Цель моей курсовой работы состоит в том, что бы  исследовать деятельность великих  женщин Руси, для того, что бы показать их значимость, заключающуюся в различных  действиях, совершённых женщинами во многих общественных областях, на пути исторического развития русского государства. 

Задачи моей курсовой работы следующие:

    • Раскрыть общественную роль женщины на Руси X-XVI веках.
    • Доказать, что женщины участвовали в государственной жизни наравне с мужчинами.
    • Показать силу, мужество и талант русских женщин, и большой вклад, внесённый ими в историю русского государства X-XVI веков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Когда речь заходит  о выдающихся женщинах Руси, то всякий раз первой упоминается имя великой княгини Ольги. Её образ появляется перед нами ещё с первых страниц «Повести временных лет». Веками строились предания об Ольге как о мудрой, деятельной, «вещей» правительнице, защитнице земли Русской и равноапостольной провидицей христианства. Эти предания легли в основу агиографического жизнеописания первой княгини – христианки, которое было создано в XIII-XIV веках.

Существует предание –  позднейшая легенда XVI века, которая передаёт сказание о том, как киевский князь Игорь встретил будущую княгиню Киевской Руси. Охотившись в псковских лесах, он встретил на своём пути реку и, увидев стоящий у берега челн, попросил перевести его на другой берег. И тут перевозчиком оказалась крестьянская девушка Ольга. Игорь был восхищён её умом. Обратившись к ней, он получил отпор, якобы за его «постыдные слова». И согласно легенде, тогда же и посватался он к ней. По летописной традиции, Ольга была «приведена» в Киев в качестве будущей жены Игоря его родственником князем Олегом из Пскова.3

Известны несколько версий о месте рождения Ольги. «Книга Степенная царского родословия»4 (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги село Выбутское под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иокимовской летописях, бывших у В.Н.Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск, так как считал, что Псковская тогда ещё не было. «Степенная книга» развила эту мысль, и считала, что Псков был основан Ольгой, когда она уже была христианкой. А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, этот вопрос остаётся открытым. Следует упомянуть и версию «Кратко владимирского летописца» (XVI века) о том, что Ольга была болгарской княжной.5 Эта версия была поддержана целым рядом исследователей (в XIX веке – архимандритом Леонидом, Д.И.Иловайским; в XX веке – М.Н.Тихомировым и так далее). Но И.И.Малышевский решительно отверг эту версию в силу того, что составитель «Кратко Владимирского летописца» перепутал название города «Псков» с болгарским городом «Плиской». Любопытные сообщения ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью Тмутаракани, князя Половецкого.6 Таким образом, за этим стоит определённая летописная традиция, и поэтому, вряд ли можно считать Ольгу дочерью половецкого хана. И так, смело можно утверждать, что родиной Ольги были северные территории расселения восточных славян, возможно Псков или его окрестности.

Ольга была достойной женой  киевского князя. В годы замужества она обрела ту самую мудрость, которая позволила ей выдвинуться в правительницы Русского государства после смерти мужа. Брак Ольги и Игоря был удачным. Игорь доверял внутренние дела русского государства своей жене, пока сам был в походах. У Ольги была своя дружина и свой посол, который был третьим лицом в переговорах с Византией.7

В 945 году от рук древлян погибает Игорь.8 Их сын Святослав был ещё мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. На основании нормы древнерусского права, если вдова после смерти князя не выходит замуж, исполняет все хозяйственные и социальные функции, то она становится княгиней своего государства. И на основании этого права, Ольга стала полноправной правительницей земли Русской.

Первым делом, Ольга отомстила  древлянам за смерть мужа. По летописному варианту, легенда о мести Ольги начинается рассказом о сватовстве к ней древлянского князя Мала. Ольга ответила князьям, что они могут принести сватов в ладьях прямо к её терему (передвижение посуху в ладьях имело у восточных славян два значения: оказание почести, и обряд похорон). Наутро доверчивые древляне позволили себе подойти в ладьях к княгине, а Ольга приказала их сбросить в ране выкопанную яму и закопать живыми. Второе посольство сватов было сожжено заживо в бане. Затем, Ольга отправилась на земли дворян, где в память о смерти Игоря, как пишет летописец – «начался пир». Древляне подвыпили. Ольга отошла в сторону и велела рубить древлян, и полегло их тогда 5 тысяч. Ольга вернулась в Киев и стала готовиться к взятию главного города древлян – Искоростень. В 946 году, Ольга, собрав храбрых воинов, осадила город. Осада Искоростеня продолжалась долго. И тут Ольга опять проявила хитрость. Она поняла, что город может обороняться ещё долгое время, и отправила в Искоростень послов, чтоб заключить перемирие и обязать заплатить древлян дань в размере «трёх голубей и воробья с двора». Древляне обрадовались такому повороту событий, собрали дань и выдали Ольге. Когда же стемнело, Ольга приказала привязать к лапкам птиц трут (тлеющий материал) и отпустить. Птицы полетели в свои гнёзда, которые находились в сараях и сеновалах. Искоростень запылал. Люди бежали из города. Дружина хватала бежавших древлян. Людей обращали в рабство, убивали. А те, кто остались в живых платили огромную дань Киеву, две части которой шло в столицу русского княжества, а третья лично Ольге.9 Сказание о мести Ольги, вероятно, легенда, но в ней легко прослеживается эпическая поучительность.

Далее в летописи идёт речь о государственной деятельности Ольги. Она была первой кто провела денежную реформу, установив систему «погостов»-центры торговли и обмена, в которых более упорядочено происходил сбор податей. Затем по погостам начали строить храмы (Калитниковский храм и погост).

Русь росла и укреплялась. Племенное княжение было уничтожено данью. Строились города, окружённые каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня, на тот момент, жила за стенами  Вышгорода, окружённая верной дружиной, и внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель – новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Двина и другие.10 В летописи упомянуты границы Киевского государства во время княжения Ольги: от Чёрного моря на юге и до реки Нева на севере, от Днепра на западе и до реки Дон на востоке. Интересное упоминание об организации Ольгой становищ и погостов, для безопасности полюдий. Они предназначались для сбора дани на удалённых от Киева территориях, основывались как своеобразные «крепостицы», защита которых обеспечивалась воинским отрядом. Погосты и становища становились княжеской вотчиной и административными центрами всего государства.11

Созданная княгиней Ольгой система управления объективно нуждалась  в новой идеологии. Поскольку, как  писал Ф. Энгельс - «чувства масс в эпоху средневековья были вскормлены исключительно религиозной пищей». Желание Ольги приобщиться к христианской вере вполне объяснимо. Княгиня стремилась получить крещение из рук византийского императора и патриарха в столице великой империи - Константинополе. Цель такого стремления заключалась в возвышении собственной власти и укреплении международного престижа Киевской Руси.12

Из «Повести временных  лет» нам известно два посольства Ольги в Константинополь. Первое представительное посольство состоялось летом 946 года. Княгиня русского государства со своей делегацией прибыла в Суду- Константинопольскую гавань и простояла так два месяца, прежде чем была принята. Это посольство не увенчалось успехом.

Константин вторично пригласил  Ольгу в Царьград в 953/954 годах по причине крайней необходимости усилить византийскую армию за счёт русских воинов. Ольга приняла приглашение императора и отправилась вновь в Константинополь с твёрдым намерением осуществить поставленные ранее задачи. Волевую княгиню, которой в 954 году уже было 60 лет, не пугали тяготы длительного путешествия. 9 сентября 954 года, в среду, в 4 часа дня, как свидетельствует сам император в сочинении «Церемонии», состоялась куда более пышная, чем в первый раз, церемония приёма русского посольства в императорском дворце. В составе этого посольства было немало представительниц прекрасного пола: 6 родственниц и 18 приближённых дам. Церемониал приёма подробно описал сам Константин VII Багрянородный и посол итальянского короля Лиутпранд Кремонский.13

Княгиня Ольга вошла  в тронный зал, где сидел император  и присутствовал весь двор. «Она шла впереди всех женщин, которые  шли позади неё одна за другой по рангу, и остановилась на том месте, где распорядитель всего церемониала задавал послам свои обычные вопросы».14 От иностранных посланников потребовали свершения проскинезы (поклон до земли, с последующим целованием ноги). Ольгина свита в тот же момент упала перед Константином. Ничего подобного не происходило с Ольгой. Она без сопровождения подошла к трону и не упала  перед императором, как это сделала её свита, хотя в дальнейшем и беседовала с ним стоя. Приём русской правительницы проходил в тронном зале – Магнавре. Обстановка этого своеобразного приёма была торжественной и помпезной. В тот же день состоялся парадный обед, на котором Ольга сидела между двумя придворными дамами высшего ранга. Ни одно обычное посольство, ни один обыкновенный посол такими привилегиями в Константинополе не пользовались. Великолепие приёма свидетельствует о том, что Ольгу относили к «знаменитым и великим людям». В труде Константина Багрянородного «О церемониях» Ольга названа «игемоном и архонтисеой руссов». Ольга так же удостоилась отдельного приёма византийской императрицы. В её честь был устроен торжественный выход придворных дам. Состоялась отдельно встреча княгини с императорской семьёй, что не было обязательно для обычного приёма послов в Византии. На этой встрече русская правительница «высказала то, что желала», и, по-видимому, тогда и был затронут тот острый вопрос, ради которого княгиня явилась в Константинополь. Исследователи, которые специально изучали этот вопрос, склонны предполагать, что Ольга добивалась установления династических связей с византийским императорским домом, а уже предпринятые в этом направлении усилия и породили легенду о «сватовстве» к немолодой вдове. По легенде, княгиня отвергла его предложение со словами «не подобает христианам за язычников свататься». И тогда, в легенде, наивный император, решился на совершение обряда крещения. Тогда то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал просить её руки, Ольга указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Получив её ответ, Константин удивился её разуму.15

Не смотря на описание фантастических событий летописцем, сватовство, вероятно, имело место. Возможно, княгиня вела переговоры по поводу брака одной из принцесс императорского дома с молодым Святославом, который мог находиться в составе русского посольства, скрываясь под видом одного из родственников княгини, которых насчитывалось 8 человек. Что бы осуществить подобный план, необходимо было вырваться за пределы «варварского мира», то есть за пределы языческой веры. К этому вёл один путь – крещение, которое Ольга и приняла, получив христианское имя Елена, в честь матери Константина I, первым принявшего крещение, и титул «дщери».16

Информация о работе Женщины Древней Русь 10-15 вв