Женщины Древней Русь 10-15 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Описание летописцев, хронистов, географов, народные легенды – дают нам высокий процент знаний об истории огромного государства восточных славян.
На страницах письменных источниках можно встретить большое количество имён как князей и бояр, так и княгинь и боярынь, которые активно участвовали во всей политике страны. Кроме них отличились своими действиями княжеские и боярские жёны, их сёстры, дочери. Оставить без внимания нельзя и участниц заговоров, интриг, феодальных войн, женщин преуспевших в медицине, науке, культурной жизни русских княжеств.

Файлы: 1 файл

ZhENSchINY_DREVNEJ_RUSI_NAPEChATANNOE.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Принимая  христианство, Ольга хотела сделать  его государственной религией, но, чувствуя, что принятое крещение из рук греков поставит Киевское княжество  в зависимость от Византии, она  направила все усилия на установление равноправных отношений с империей. Исходя из этой посылки, некоторые учёные предполагают, что Ольга добивалась организацию русской церкви с элементами самостоятельности, на что получила отказ от Константина.17 Объектами переговоров так же были вопросы, связанные с реализацией союзного договора 944 года и изменением его условий, которые являлись невыгодными для русских купцов. Таким образом, вторая поездка княгини в Константинополь увенчалась успехом. Крещение Ольги – это не просто эпизод из её жизни, а хорошо спланированный политический шаг, который, в свою очередь, повлёк за собой победу русской правительницы в политическом поединке с главой крупнейшей державы того времени. Ольга была возведена в почётный ранг императора – «дщери», а Константин VII, в свою очередь, получил значительную военную помощь от княгини. На прощание император Византии щедро одарил русскую правительницу – дал ей золота, серебра, снадобья различные и отпустил её.18

Прибыв на русскую землю, великая княгиня  воздвигла храмы Святителя Николая и Святой Софьи в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.19

Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, деятельная княгиня Ольга  направила свой взор на запад. В 959 году Ольга отправила посольство в  Германию для переговоров с воинственным Оттоном I.20 Эта миссия, по сути дела, носила характер «мира и дружбы». Её целью было установление взаимовыгодных отношений, подразумевавших постоянный обмен посольствами и пропуска купеческих обозов для торговли. Стремясь достигнуть своей цели, Ольга дала согласие на въезд в Русское княжество немецким миссионерам. Однако присланный на Русь епископ Адальберт был изгнан из Киева, очевидно за то, что под видом миссионера пытался осуществить политические притязания Оттона I.21

В эпоху, когда  главным средством решения каких – либо политических споров была война, Ольга продемонстрировала возможность борьбы за международное признание без применения силы, возможность и необходимость существования равноправных межгосударственных соглашений: Русь, в период правления Ольги, не воевала ни с одним государством. Поэтому осуществление не всех планов Ольги, не снижает уровень её «дипломатического опыта».

В 964 году княгиня  Ольга уступила киевский престол  своему совершеннолетнему сыну Святославу. Но взрослый и возмужавший Святослав длительное время находился в походах, и поэтому во главе государства, по – прежнему, оставалась его мать. Так, в 968 году, когда печенеги совершили набег на Киев, Ольга сама организовала оборону города. Судя по летописи, Святослав с большим почтением относился к матери, до самой её смерти. Когда она стала совсем больной, он вернулся домой и пробыл с ней до последнего её часа.

Многое из того, что задумала, но не смогла осуществить  Ольга, было продолжено её внуком Владимиром, который крестил всю Русскую землю в 988 году. 22

Ольга была первой русской правительницей христианкой. После крещения она сильно изменилась. Нрав её стал добрее, она забыла языческую  жестокость, старалась жить по закону христианской любви. Княгиня умерла в 969 году, но потомки сохранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал её «правовестницей христианской земли». Её внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг.23 Первоначальное место захоронения неизвестно. Во время нашествия монголов мощи Ольги были спрятаны в потаённом месте церкви.

В 1547 году Ольга  была причислена к лику святой равноапостольной.24 Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории – Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина. День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Она почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.        

§2. АННА ЯРОСЛАВНА

Много славных  женских имён связаны с историей княжения Ярослава Владимировича, которого прозвали Мудрый, это Предслава и  Мария Добронега Владимировны, Анна, Анастасия и Елизавета Ярославны. Ярослав был женат на Ингигерде  – дочери норвежского короля Олафа. В крещении Ингигерда получила имя Ирина.25 В Софийском соборе, в Киеве, посетители долго останавливаются перед необыкновенной фреской, на которой изображены Ярослав Мудрый, его жена и их дети.

Ирина родила Ярославу восьмерых  детей: четверых мальчиков (Владимир, Святослав II, Изяслав I и Всеволод I) и четырёх девочек (Анастасия, Анна, Елизавета, имя четвёртой дочери неизвестно).26 Дети Ярослава воспитывались среди книг и выросли образованными людьми. В свою очередь, Ярославны сыграли важную политическую роль в жизни стран Европы, будучи жёнами иностранных королей и принцев. Дочерям Киевского князя готовились необычные жизни.

Наиболее известна судьба Анны Ярославны. В середине XI века король Франции Генрих I овдовел. Он был немолод, с трудом удерживал власть в своих руках и надеялся укрепить престиж своей страны за счёт заключения брака с русской принцессой. Он был наслышан о её необыкновенной красоте и о том, что она очень умна.27 Брак с Анной сулил Генриху укрепление его власти и надёжных союзников. И он послал в земли Руси своих посланников, которые просили у князя руки его дочери. Зарубежные историки свидетельствуют о том, что первый раз Ярослав отказал французскому королю, действия происходили в 1044 году.28 Немецкий хронист Ламберт Ашафенбургский объясняет отказ князя тем, что тот пытался заключить союз с Германией и предлагал руку своей дочери немецкому королю Генриху, но получил отказ. И таким образом, через некоторое время, в 1048 году, Ярослав дал согласие на бракосочетание Анны с Генрихом I.29 Вскоре, навсегда попрощавшись с родными, Анна Ярославна покинула родной Киев. В сопровождении богатой свиты она отправилась в многомесячное путешествие через всю Европу. Где-то там, в далекой Франции ей предстояло соединить свою судьбу с незнакомцем, который старше ее почти на 20 лет. В мае 1051 года, Анна Ярославна, совершив длительное путешествие через Краков, Прагу и Регенсбург приехала в город Реймс. Прибытие Анны Ярославны на землю Франции обставили торжественно. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс. Король в свои сорок с лишним лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев Анну, улыбнулся. 19 мая 1051 года была сыграна пышная свадьба и Анна стала королевой Франции.30 И всего одно обстоятельство омрачало жизнь королевской четы: у них не было детей. Лишь через 6 лет совместной жизни у них родился первенец, которого назвали Гуго. Гуго был храбрым крестоносцем, командовал королевской армией в первом крестовом походе 1096 года. И из-за своей храбрости вошёл в историю под именем Гуго Великий. В 1059 году Анна родила второго сына, Филиппа, ставшего уже 1060 году королём Филиппом I.31

Первые годы жизни Анны в Париже не были для неё радостными. Она скучала по дому и часто  писала письма отцу. Жизнь молодой королевы во Франции совпала с экономическим подъёмом в стране. Возрождение старых городов, отделение ремесла от земледелия, освобождение городов от феодальной зависимости – всё это способствовало росту торгово – денежных отношений, и налоги приносили государству неплохой доход.

При дворе отца, Анна получила хорошее образование. Она легко читала, и привезла во Францию всю свою библиотеку. Но, к сожалению, на сегодняшний день, из всей библиотеки осталась только одна книга – Римское евангелие.

Авторитет Анны во французском  обществе рос, об этом говорит и тот факт, что ей было представлено право ставить свою роспись на документах государственной важности. Её чёткие, ясные, написанные буквы стоят с нарисованными крестами неграмотных чиновников, придворных и самого короля – Генриха I.32 Эта привилегия Анны была уникальным явлением для французского королевского двора XI века. Анна знала латынь – официальный язык того времени, на котором писало и разговаривало образованное общество в Западной Европе. Но коронованная киевлянка, живя вдали от родины, помнила кириллическое правописание, подписывалась и на родном языке. Известны две различные подписи Анны Ярославны: «Anne - regine» и «регина Анна».33

В 1060 году Генрих I умирает. Сын Филипп, объявленный королём Франции, был ещё несовершеннолетним. И тогда Анна стала во главе государства.34 Она подписывала все важные бумаги, чётко выводя на них кириллицей: «Мать короля». Она поселилась в Санлиссе, небольшом замке к северу от Парижа, из – за царствующего там чистого воздуха и прекрасной охоты, к которой питала большую слабость. В окрестностях санлисского замка Анна основала костёл и женский монастырь. В XVII веке на перестроенном портике санлисской церкви было воздвигнуто лепное изображение русской княжны во весь рост с маленькой моделью основанного ею храма. Надпись на цоколе гласит: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».

Дальнейшая судьба Анны похожа на рыцарский роман. Летом 1065 года она была похищена на охоте  в санлисском лесу (с её согласия) женатым графом, потомком Карла Великого, Раулем де Крепи де Валуа. Похититель увёз её к себе в замок Крепи, предварительно выгнав оттуда свою жену, и вступил с нею в тайный брак. Супруга Рауля Элеонора (Альпора) Брабантская обратилась с жалобой на двоежёнство графа к самому папе римскому Александру III, который повелел Раулю расторгнуть брачный союз с Анной, но влюблённые этим пренебрегли. Тогда папа отлучил графа от церкви (в то время это считалось страшной карой). Они жили в согласии и счастье ещё долгих 12 лет в родовом поместье Валуа. Незадолго до смерти графа их брак был признан законным папой Григорием VII.35 В 1074 году Анна овдовела вновь. В тот же год она возвращается ко двору сына и окунается вновь в государственные дела, подписывает указы и распоряжения. В них она называет себя уже не «королевой» и даже не «правительницей», а лишь «матерью короля».

Некоторые историки Франции  утверждают, что Анна Ярославна вернулась  на родину, и спустя несколько лет там умерла. «Анна возвратилась на землю своих предков» - выбито на подножии её статуи в Санлиссе. Однако летопись, о возвращении Ярославны, умалчивает. Маловероятно, что такое событие прошло незамеченным для киевлян. Можно только предполагать, что Анна могла уехать на недолгое время в Киев, а затем вернуться обратно.

Последние упоминания об Анне относятся к 1075 году (её подпись на грамоте). Умерла дочь Ярослава Мудрого в 1082 году в возрасте 50 лет, так и не увидев золотые купола родного города. Похоронили её в санлисском монастыре, недалеко от памятного леса.36

§3. СОФЬЯ ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ

Длинный ряд  выдающихся женщин, проявивших себя в  политической жизни и борьбе, как  в русских княжествах, так и  за рубежом в X-XV веках, был бы не полон без словесного портрета великой княгини московской Софьи Фоминичны Палеолог. 

Софья (она же Зоя) была второй женой Ивана III Васильевича и племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Родилась княгиня между 1443 и 1449 годами на Пелопоннесе в семье морейского деспота Фомы Палеолога, брата императора Константина XI. После падения Византии Фома с двумя сыновьями и дочерью нашёл убежище в Риме.37

Рано осиротев, Зоя воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы Сикста IV. Там она получила неплохое по тому времени воспитание. Современники говорили о её редкой полноте и остром уме. В.О.Ключевский писал о Софье: «Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана».38

Папский двор в 1467 году решил посватать её за овдовевшего  великого князя Московского Ивана III, что бы при её помощи, во – первых, приобщить Московское государство к Флорентийской унии, а во – вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью.39 В феврале 1469 года к Ивану III, от кардинала Виссариона, приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей, будто двум женихам – королю французскому и герцогу медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.40

Великий князь  подумал, и пришёл к выводу, что  родство с византийским домом  поможет Московскому государству  повысить международный престиж, заметно  пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и поспособствует повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны. В следующем месяце Иван отправил своего посла Ивана Фрязина в Рим. И уже в ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты в виде парсуны. Иван рассказал князю, что Зоя невысокого роста, полного телосложения, с красивыми большими глазами и с необыкновенной белизной кожи. 41

Однако, сватовство затянулось, так как московский митрополит Филипп долго был против такого союза, боясь распространения католического

влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив  согласие иерарха,

Иван III отправил посольство в Рим за невестой.42 Уже 1 июня этого же года, по настоянию кардинала Виссариона, в Риме совершилось символическое обручение – помолвка итальянской принцессы и великого князя московского, которого представлял русский посол Иван Фрязин. Итак, второе посольство к папе, март 1472 года, завершилось приездом Зои в Москву.43

 Обоз невесты  Ивана III пересёк всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостье в городах, в её честь устраивались пышные приёмы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки: серебряные изделия, вина и т.д. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань – так называли тогда русские источники современный город Таллинн, прибыл туда лишь через 11 суток, по причине штормовой погоды на Балтике. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву. Вместе с ней в московское княжество приехало её приданое, включавшее огромную библиотеку: греческие «пергамены», латинские хронографы, древнееврейские манускрипты, вошедшие позже в библиотеку самого Ивана Грозного. По преданию, она привезла с собой, в подарок мужу, «костяной трон» (ныне известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остров весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными сюжетами на библейские темы. Софья везла с собой и несколько православных икон, в том числе и редкую икону Божией Матери «Благодатное небо». Множество повозок с приданным сопровождал папский легат Антоний, облачённый в красное кардинальское платье и вёзший четырёхконечный католический крест, как знак надежды на обращение русского князя в католичество. Крест у Антония, при въезде в Москву, отобрали по приказу митрополита Филиппа. 12 ноября 1472 года Зоя въехала в Москву. В тот же день она приняла православие под именем Софьи и в Кремле, во временной деревянной церкви, поставленной около успенского Успенского собора, государь обвенчался с ней.44

Информация о работе Женщины Древней Русь 10-15 вв