Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:50, курсовая работа
Описание работы
Описание летописцев, хронистов, географов, народные легенды – дают нам высокий процент знаний об истории огромного государства восточных славян. На страницах письменных источниках можно встретить большое количество имён как князей и бояр, так и княгинь и боярынь, которые активно участвовали во всей политике страны. Кроме них отличились своими действиями княжеские и боярские жёны, их сёстры, дочери. Оставить без внимания нельзя и участниц заговоров, интриг, феодальных войн, женщин преуспевших в медицине, науке, культурной жизни русских княжеств.
Принимая
христианство, Ольга хотела сделать
его государственной религией, но,
чувствуя, что принятое крещение из
рук греков поставит Киевское княжество
в зависимость от Византии, она
направила все усилия на установление равноправных
отношений с империей. Исходя из этой посылки,
некоторые учёные предполагают, что Ольга
добивалась организацию русской церкви
с элементами самостоятельности, на что
получила отказ от Константина.17 Объектами переговоров так
же были вопросы, связанные с реализацией
союзного договора 944 года и изменением
его условий, которые являлись невыгодными
для русских купцов. Таким образом, вторая
поездка княгини в Константинополь увенчалась
успехом. Крещение Ольги – это не просто
эпизод из её жизни, а хорошо спланированный
политический шаг, который, в свою очередь,
повлёк за собой победу русской правительницы
в политическом поединке с главой крупнейшей
державы того времени. Ольга была возведена
в почётный ранг императора – «дщери»,
а Константин VII, в свою очередь, получил
значительную военную помощь от княгини.
На прощание император Византии щедро
одарил русскую правительницу – дал ей
золота, серебра, снадобья различные и
отпустил её.18
Прибыв на
русскую землю, великая княгиня
воздвигла храмы Святителя Николая и Святой Софьи
в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.19
Сделав первый
шаг к сближению с христианским
миром, деятельная княгиня Ольга
направила свой взор на запад. В 959 году
Ольга отправила посольство в
Германию для переговоров с воинственным Оттоном I.20 Эта миссия, по сути дела,
носила характер «мира и дружбы». Её целью
было установление взаимовыгодных отношений,
подразумевавших постоянный обмен посольствами
и пропуска купеческих обозов для торговли.
Стремясь достигнуть своей цели, Ольга
дала согласие на въезд в Русское княжество
немецким миссионерам. Однако присланный
на Русь епископ Адальберт был изгнан
из Киева, очевидно за то, что под видом
миссионера пытался осуществить политические
притязания Оттона I.21
В эпоху, когда
главным средством решения каких – либо политических
споров была война, Ольга продемонстрировала
возможность борьбы за международное
признание без применения силы, возможность
и необходимость существования равноправных
межгосударственных соглашений: Русь,
в период правления Ольги, не воевала ни
с одним государством. Поэтому осуществление
не всех планов Ольги, не снижает уровень
её «дипломатического опыта».
В 964 году княгиня
Ольга уступила киевский престол
своему совершеннолетнему сыну Святославу.
Но взрослый и возмужавший Святослав длительное время
находился в походах, и поэтому во главе
государства, по – прежнему, оставалась
его мать. Так, в 968 году, когда печенеги
совершили набег на Киев, Ольга сама организовала
оборону города. Судя по летописи, Святослав
с большим почтением относился к матери,
до самой её смерти. Когда она стала совсем
больной, он вернулся домой и пробыл с
ней до последнего её часа.
Многое из
того, что задумала, но не смогла осуществить
Ольга, было продолжено её внуком Владимиром,
который крестил всю Русскую землю в 988 году.22
Ольга была первой
русской правительницей христианкой.
После крещения она сильно изменилась.
Нрав её стал добрее, она забыла языческую
жестокость, старалась жить по закону
христианской любви. Княгиня умерла
в 969 году, но потомки сохранили о ней самую добрую
память. И недаром древний летописец назвал
её «правовестницей христианской земли».
Её внук, князь Владимир Святославич, в
1000 году повелел перенести останки княгини
в Десятинную церковь и положить в каменный
саркофаг.23 Первоначальное место захоронения
неизвестно. Во время нашествия монголов
мощи Ольги были спрятаны в потаённом
месте церкви.
В 1547 году Ольга
была причислена к лику святой равноапостольной.24 Такой чести удостоились
ещё только 5 святых женщин в христианской
истории – Мария Магдалина, первомученица
Фекла, мученица Апфия, царица Елена и
просветительница Грузии Нина. День памяти
святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11
июля. Она почитается как покровительница
вдов и новообращённых христиан.
§2. АННА ЯРОСЛАВНА
Много славных
женских имён связаны с историей
княжения Ярослава Владимировича, которого
прозвали Мудрый, это Предслава и
Мария Добронега Владимировны, Анна,
Анастасия и Елизавета Ярославны.
Ярослав был женат на Ингигерде
– дочери норвежского короля Олафа. В крещении
Ингигерда получила имя Ирина.25 В Софийском соборе, в Киеве,
посетители долго останавливаются перед
необыкновенной фреской, на которой изображены
Ярослав Мудрый, его жена и их дети.
Ирина родила Ярославу восьмерых
детей: четверых мальчиков (Владимир, Святослав
II, Изяслав I и Всеволод I) и четырёх девочек
(Анастасия, Анна, Елизавета, имя четвёртой
дочери неизвестно).26 Дети Ярослава воспитывались
среди книг и выросли образованными людьми.
В свою очередь, Ярославны сыграли важную
политическую роль в жизни стран Европы,
будучи жёнами иностранных королей и принцев.
Дочерям Киевского князя готовились необычные
жизни.
Наиболее известна судьба
Анны Ярославны. В середине XI века король
Франции Генрих I овдовел. Он был немолод,
с трудом удерживал власть в своих руках
и надеялся укрепить престиж своей страны
за счёт заключения брака с русской принцессой.
Он был наслышан о её необыкновенной красоте
и о том, что она очень умна.27 Брак с Анной сулил Генриху
укрепление его власти и надёжных союзников.
И он послал в земли Руси своих посланников,
которые просили у князя руки его дочери.
Зарубежные историки свидетельствуют
о том, что первый раз Ярослав отказал
французскому королю, действия происходили
в 1044 году.28 Немецкий хронист Ламберт
Ашафенбургский объясняет отказ князя
тем, что тот пытался заключить союз с
Германией и предлагал руку своей дочери
немецкому королю Генриху, но получил
отказ. И таким образом, через некоторое
время, в 1048 году, Ярослав дал согласие
на бракосочетание Анны с Генрихом I.29 Вскоре, навсегда попрощавшись с родными, Анна
Ярославна покинула родной Киев. В сопровождении
богатой свиты она отправилась в многомесячное
путешествие через всю Европу. Где-то там,
в далекой Франции ей предстояло соединить
свою судьбу с незнакомцем, который старше
ее почти на 20 лет. В мае 1051 года, Анна Ярославна,
совершив длительное путешествие через
Краков, Прагу и Регенсбург приехала в
город Реймс. Прибытие Анны Ярославны
на землю Франции обставили торжественно.
Генрих I выехал встретить невесту в старинный
город Реймс. Король в свои сорок с лишним
лет был тучным и всегда хмурым. Но, увидев
Анну, улыбнулся. 19 мая 1051 года была сыграна
пышная свадьба и Анна стала королевой
Франции.30 И всего одно обстоятельство
омрачало жизнь королевской четы: у них
не было детей. Лишь через 6 лет совместной
жизни у них родился первенец, которого
назвали Гуго. Гуго был храбрым крестоносцем,
командовал королевской армией в первом
крестовом походе 1096 года. И из-за своей
храбрости вошёл в историю под именем
Гуго Великий. В 1059 году Анна родила второго
сына, Филиппа, ставшего уже 1060 году королём
Филиппом I.31
Первые годы жизни Анны
в Париже не были для неё радостными.
Она скучала по дому и часто
писала письма отцу. Жизнь молодой королевы
во Франции совпала с экономическим подъёмом
в стране. Возрождение старых городов,
отделение ремесла от земледелия, освобождение
городов от феодальной зависимости –
всё это способствовало росту торгово
– денежных отношений, и налоги приносили
государству неплохой доход.
При дворе отца, Анна получила
хорошее образование. Она легко читала,
и привезла во Францию всю свою библиотеку.
Но, к сожалению, на сегодняшний день, из
всей библиотеки осталась только одна
книга – Римское евангелие.
Авторитет Анны во французском
обществе рос, об этом говорит и тот факт,
что ей было представлено право ставить
свою роспись на документах государственной
важности. Её чёткие, ясные, написанные
буквы стоят с нарисованными крестами
неграмотных чиновников, придворных и
самого короля – Генриха I.32 Эта привилегия Анны была
уникальным явлением для французского
королевского двора XI века. Анна знала
латынь – официальный язык того времени,
на котором писало и разговаривало образованное
общество в Западной Европе. Но коронованная
киевлянка, живя вдали от родины, помнила
кириллическое правописание, подписывалась
и на родном языке. Известны две различные
подписи Анны Ярославны: «Anne - regine» и «регина
Анна».33
В 1060 году Генрих I умирает.
Сын Филипп, объявленный королём Франции,
был ещё несовершеннолетним. И тогда Анна
стала во главе государства.34 Она подписывала все важные
бумаги, чётко выводя на них кириллицей:
«Мать короля». Она поселилась в Санлиссе,
небольшом замке к северу от Парижа, из
– за царствующего там чистого воздуха
и прекрасной охоты, к которой питала большую
слабость. В окрестностях санлисского
замка Анна основала костёл и женский
монастырь. В XVII веке на перестроенном
портике санлисской церкви было воздвигнуто
лепное изображение русской княжны во
весь рост с маленькой моделью основанного
ею храма. Надпись на цоколе гласит: «Анна
Русская, королева Франции, основала этот
собор в 1060 году».
Дальнейшая судьба Анны
похожа на рыцарский роман. Летом 1065
года она была похищена на охоте
в санлисском лесу (с её согласия)
женатым графом, потомком Карла Великого,
Раулем де Крепи де Валуа. Похититель увёз
её к себе в замок Крепи, предварительно
выгнав оттуда свою жену, и вступил с нею
в тайный брак. Супруга Рауля Элеонора
(Альпора) Брабантская обратилась с жалобой
на двоежёнство графа к самому папе римскому
Александру III, который повелел Раулю расторгнуть
брачный союз с Анной, но влюблённые этим
пренебрегли. Тогда папа отлучил графа
от церкви (в то время это считалось страшной
карой). Они жили в согласии и счастье ещё
долгих 12 лет в родовом поместье Валуа.
Незадолго до смерти графа их брак был
признан законным папой Григорием VII.35 В 1074 году Анна овдовела вновь.
В тот же год она возвращается ко двору
сына и окунается вновь в государственные
дела, подписывает указы и распоряжения.
В них она называет себя уже не «королевой»
и даже не «правительницей», а лишь «матерью
короля».
Некоторые историки Франции
утверждают, что Анна Ярославна вернулась
на родину, и спустя несколько лет там
умерла. «Анна возвратилась на землю своих
предков» - выбито на подножии её статуи
в Санлиссе. Однако летопись, о возвращении
Ярославны, умалчивает. Маловероятно,
что такое событие прошло незамеченным
для киевлян. Можно только предполагать,
что Анна могла уехать на недолгое время
в Киев, а затем вернуться обратно.
Последние упоминания об Анне относятся
к 1075 году (её подпись на грамоте). Умерла
дочь Ярослава Мудрого в 1082 году в возрасте
50 лет, так и не увидев золотые купола родного
города. Похоронили её в санлисском монастыре,
недалеко от памятного леса.36
§3. СОФЬЯ ФОМИНИЧНА ПАЛЕОЛОГ
Длинный ряд
выдающихся женщин, проявивших себя в
политической жизни и борьбе, как
в русских княжествах, так и
за рубежом в X-XV веках, был бы не полон
без словесного портрета великой княгини
московской Софьи Фоминичны Палеолог.
Софья (она же Зоя) была второй
женой Ивана III Васильевича и племянницей
последнего византийского императора
Константина XI Палеолога. Родилась княгиня
между 1443 и 1449 годами на Пелопоннесе в
семье морейского деспота Фомы Палеолога,
брата императора Константина XI. После
падения Византии Фома с двумя сыновьями
и дочерью нашёл убежище в Риме.37
Рано осиротев,
Зоя воспитывалась вместе с братьями
при дворе римского папы Сикста IV. Там
она получила неплохое по тому времени
воспитание. Современники говорили о её
редкой полноте и остром уме. В.О.Ключевский
писал о Софье: «Ей нельзя отказать во
влиянии на декоративную обстановку и
закулисную жизнь Московского двора, на
придворные интриги и личные отношения;
но на политические дела она могла действовать
только внушениями, вторившими тайным
или смутным помыслам самого Ивана».38
Папский двор
в 1467 году решил посватать её за овдовевшего
великого князя Московского Ивана III, что бы при её помощи, во
– первых, приобщить Московское государство
к Флорентийской унии, а во – вторых, привлечь
его в союз для борьбы с возрастающей турецкой
опасностью.39 В феврале 1469 года к Ивану
III, от кардинала Виссариона, приехал грек
Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал
великому князю руку греческой царевны,
отказавшей, будто двум женихам – королю
французскому и герцогу медиоланскому,
не желая быть супругой государя латинской
веры.40
Великий князь
подумал, и пришёл к выводу, что
родство с византийским домом
поможет Московскому государству
повысить международный престиж, заметно
пошатнувшийся за два столетия ордынского
ига, и поспособствует повышению авторитета
великокняжеской власти внутри страны.
В следующем месяце Иван отправил своего
посла Ивана Фрязина в Рим. И уже в ноябре
1469 года Фрязин возвратился с портретом
невесты в виде парсуны. Иван рассказал
князю, что Зоя невысокого роста, полного
телосложения, с красивыми большими глазами
и с необыкновенной белизной кожи. 41
Однако, сватовство
затянулось, так как московский митрополит
Филипп долго был против такого союза,
боясь распространения католического
влияния на Руси.
Только в январе 1472 года, получив
согласие иерарха,
Иван III отправил посольство в
Рим за невестой.42 Уже 1 июня этого же года,
по настоянию кардинала Виссариона, в
Риме совершилось символическое обручение
– помолвка итальянской принцессы и великого
князя московского, которого представлял
русский посол Иван Фрязин. Итак, второе
посольство к папе, март 1472 года, завершилось
приездом Зои в Москву.43
Обоз невесты
Ивана III пересёк всю Европу с юга
на север, направляясь в немецкий порт
Любек. Во время остановок высокой гостье
в городах, в её честь устраивались пышные
приёмы и рыцарские турниры. Власти городов
преподносили воспитаннице папского престола
подарки: серебряные изделия, вина и т.д.
10 сентября 1472 года корабль с путешественниками
взял курс на Колывань – так называли
тогда русские источники современный
город Таллинн, прибыл туда лишь через
11 суток, по причине штормовой погоды на
Балтике. Затем через Юрьев (ныне город
Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась
в Москву. Вместе с ней в московское княжество
приехало её приданое, включавшее огромную
библиотеку: греческие «пергамены», латинские
хронографы, древнееврейские манускрипты,
вошедшие позже в библиотеку самого Ивана
Грозного. По преданию, она привезла с
собой, в подарок мужу, «костяной трон»
(ныне известный как «трон Ивана Грозного»):
его деревянный остров весь был покрыт
пластинами из слоновой и моржовой кости
с вырезанными сюжетами на библейские
темы. Софья везла с собой и несколько
православных икон, в том числе и редкую
икону Божией Матери «Благодатное небо».
Множество повозок с приданным сопровождал
папский легат Антоний, облачённый в красное
кардинальское платье и вёзший четырёхконечный
католический крест, как знак надежды
на обращение русского князя в католичество.
Крест у Антония, при въезде в Москву, отобрали
по приказу митрополита Филиппа. 12 ноября
1472 года Зоя въехала в Москву. В тот же
день она приняла православие под именем
Софьи и в Кремле, во временной деревянной
церкви, поставленной около успенского
Успенского собора, государь обвенчался
с ней.44