Современницы
находили Софью красивой. Всех привлекали
её несравненная белизна кожи и чудесные глаза. Супруг дорожил
умом и советами этой образованной женщины,
сумевшей привлечь в Москву немало деятелей
культуры, врачей и архитекторов из Италии,
творения которых до сих пор радуют глаз
на Соборной площади Кремля.45
Эта царевна получила весьма
важное значение в Московском княжестве.
Бояре XV века приписывали её все неприятные
им нововведения, какие с того момента
появились при московском дворе. Это была
женщина хитрая, имевшая большое влияние
на князя, который по её внушению сделал
многое.
Софью не любили
в Москве. Она вмешивалась во все
государственные дела. Стараниями московской
княжны, дворцовый этикет стал напоминать Византийский.
Великий князь сделал жене «подарок» -
он разрешил ей иметь собственную «думу»
из членов свиты и устраивать «дипломатические
приёмы». Для Руси это было неслыханное
новшество.
18 апреля 1474 года
Софья родила дочь Анну, которая
в скором времени умерла. Затем,
она родила ещё одну дочь, которая тоже
не дожила до своего крещения.46 Разочарование в семейной
жизни компенсировались активностью во
внедомашних делах. Муж советовался с
ней в принятии государственных решений.
Барон Герберштейн, два раза приезжавший
в Москву послом германского императора
при Василии II, наслушавшись боярских
рассказов, писал о Софье в своих записках,
что это была женщина необычайно хитрая,
имевшая большое влияние на князя.
Софья деятельно
участвовала в дипломатических приёмах. Согласно
легенде, в 1474 году Софья смогла перехитрить
татарского хана, объявив, что ей был послан
знак свыше о строительстве храма Святому
Николаю на том месте в Кремле, где стоял
дом ханских наместников, контролировавших
сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ
представляет Софью решительной натурой.
Она выставила ханских наместников из
Кремля и снесла их дом, хотя храм не построила.
В 1478 году Русь фактически прекратила
выплату дани Орде.47
25 марта 1479
года Софья родила сына, будущего князя Василия III Ивановича.48
В 1480 году, опять
– таки по «совету супруги» Иван III вышел с ополчением к реке
Угре (под Калугой), где стояло войско татарского
хана Ахмата. Софья же в это время решила
покинуть столицу и уехать на Белоозеро.
Она возвратилась только после того, как
военное положение прояснилось и хан Ахмат
отступил, а Иван III вернулся в Москву.49 «Стояние на Угре» не завершилось
битвой. Эти события положили конец ордынскому
игу. Заслуживает ли этот поступок Софьи
Фоминичны осуждение? А.Л.Хорошкевич считает,
что «её богатство из столицы в момент
общего подъёма» на борьбу с ханом было
равносильно предательству.50 Летописцы не скрывают своего
недоброжелательного отношения к поступку
Софьи и противопоставляют ей Марию Ярославну,
которая, будучи беременной, не оставила
Москву, когда Дмитрий Шемяка напал на
центр русского княжества.
Не смотря
на всё это, опираясь на свою династическую
связь с «православным Римом»
через жену Софью, Иван III провозгласил себя преемником
державных прав византийских императоров.
Московский герб с Георгием Победоносцем
был объединён с двуглавым орлом – древним
гербом Византии. Этим подчёркивалось,
что Москва – наследница Византийской
империи, Иван III – «царь всего православия»,
Русская Церковь – преемница греческой.51 Под влиянием Софьи, церемониал
великокняжеского двора приобрёл невиданную
ранее пышность, схожую с византийско
– римской.
Участие в
государственных делах было смыслом
жизни московской княгини. Она давала
аудиенции иностранцам, имела свой
круг дипломатов. Все более или менее крупные
события в Великом княжестве Московском
второй половины XV века, так или иначе,
связаны с её именем. Приезд Софьи Палеолог
совпал с последним периодом борьбы русского
княжества за окончательное свержение
ордынского ига. Софья Фоминична примкнула
к сторонникам активной борьбы с Большой
ордой. Джон Мильтон52 представляет нам Софью чуть
ли не главой «антитатарского курса»,
- «Княжна эта, будучи ума весьма горделиво,
часто жаловалась, что вступила в брак
с татарским присяжным», - замечает Мильтон.
Личность
Софьи Палеолог неоднократно привлекала к себе внимание
современников – летописцев, путешественников
из других стран, а впоследствии и историков.
О Софье писали австрийский посол при
дворе Ивана IV Сигизмунд Герберштейн,
польский историк XVI века – Рейнгольд
Гейденштейн и другие.
В 1483 году авторитет
Софьи пошатнулся – она неосмотрительно
подарила, принадлежавшее ранее Марии
Борисовне – первой жене Ивана III, драгоценное родовое ожерелье
(«саженье») своей племяннице, жене верейского
князя Василия Михайловича. Муж же предназначал
дорогой подарок невестке Елене Стефановне
Волошанской, жене своего сына Ивана Молодого
от первого брака. Требование великого
князя вернуть в казну ожерелье не встретило
«понимание» у Василия Михайловича, и
он бежал в Литву.53 Вообще, Софья Фоминична
довольно своевольно обращалась с княжеской
казной, что, по словам летописца, часто
шло вразрез с намерениями мужа. Но эти
«растраты» она делала не по случайности,
а преднамеренно, создавая себе опору
среди князей и бояр.
С начала 80 –
х годов XV века не было в московском
княжестве ни одного политического события
или конфликта, в котором не была бы замешана
Софья Фоминична. В 1525 году, опальный думный
человек
Василия III, Берсень – Беклемишев,
в беседе с Максимом Греком, говорил: «Земля
наша Русская жила в тишине и в миру. Как
пришла сюда мать великая княгиня София
с вашими греками, так наша земля и замешалася,
и пришли к нам нестроения великия…».54 Осуждал вмешательство Софьи
в дела государства и Андрей Курбский,
писавший, что «в предобрый русских князей
род всеял диавол злые нравы, наипаче же
жёнами их злыми и чародейцами»,55 среди которых самую главную
считал Софью Палеолог – «греческую бабучаро
- дейницу».
Софья была женщиной
властной, гордой, заносчивой и, естественно, компенсировала свой «моральный
ущерб дворцовыми» интригами – в духе
византийских традиций. Поводом поинтриговать
в столице московского царства было предостаточно.
Но главным вопросом, интересующим её
сознание, стал вопрос о наследнике престола.
В 1490 году, старший сын Ивана III
- Иван Молодой, разболелся ломотью в ногах
(«камчугой») и умер в возрасте 32-х лет.56 Он оставил малолетнего сына
Дмитрия от брака с Еленой, дочерью молдавского
господаря Стефана. И потому, теперь стал
вопрос, кому наследовать великое княжение
– сыну или внуку. Началась борьба за престол,
княжеский двор разделился на две стороны.
Князья и бояре поддерживали Елену, вдову
Ивана Молодого, и её сына Дмитрия; на стороне
Софии с сыном Василием были только боярские
дети и дьяки. Они начали советовать молодому
князю Василию выехать из Москвы, захватить
казну в Вологде и на Белоозере и погубить
Дмитрия. Но заговор был раскрыт в декабре
1497 года. Кроме того, недруги наговорили
великому князю, будто Софья хочет отравить
его внука, что бы посадить на престол
собственного сына, что её тайно посещают
ворожеи, готовящие ядовитое зелье, и что
сам Василий участвует в этом заговоре.
Иван III принял сторону внука. Участники
заговора были четвертованы на льду Москвы
– реки. Нескольких женщин из окружения
царицы, которые занимались колдовством
с целью убийства законного наследника,
утопили в проруби, царевича Василия посадили
под стражу, а княгиню прогнали из Кремля.
В начале 1498 года 14- тилетний Дмитрий был
торжественно коронован в Успенском соборе
Московского Кремля.57
Не прошло
и года, как ситуация изменилась
коренным образом. Иван III, видимо позабыл, что имеет
дело не с совестливой русской женщиной,
а с беспринципной византийской и хитроумной
гречанкой. Каким именно образом Софье
удалось убедить мужа, что её оклеветали?
Надо полагать, аргументы показались более
чем убедительными, т.к. уже в следующую
за коронованным наследником зиму, на
лёд Москвы – реки скатились совсем другие
головы. Софья Палеолог снова торжествовала:
царь вернул её, а их сына Василия сделал
своим официальным преемником.58
Кто знает, по
какому пути пошла бы русская история,
если бы не Софья. Но ей выпало недолго
наслаждаться победой. Русская княжна
скончалась 7 августа 1503 года в Москве.
Она была похоронена в московском
Вознесенском девичьем монастыре Кремля.59 Иван III умер два года спустя,
и в 1505 году Василий III взошёл на престол.
Прожив
на Руси тридцать с лишним лет, дав
жизнь 12 детям, Софья Палеолог так и не
смогла до конца понять чужую для неё страну,
её традиции и законы. Даже в официальных
хрониках можно встретить записи, осуждавшие
поведение княгини в некоторых сложных
для страны ситуациях.
В декабре 1994
года, в связи с перенесением останков
княжеских и царских жён в
подвальную палату Архангельского собора, по хорошо сохранившемуся
черепу Софьи, учеником М.М.Герасимова
С.А.Никитиным был восстановлен её скульптурный
портрет. Одна из копий её скульптурного
портрета находится в Тимирязевском музее
(г. Москва).60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема моей курсовой
работы теснейшим образом связана с вопросом о роли женщин
в становлении и развитии русской государственности
и культуры. Внимание исследователей она
привлекла сравнительно недавно, хотя
еще в начале XIX в. знаменитый историк Н.
М. Карамзин отмечал ее важность и актуальность.
Создавая фундаментальный труд по истории
Российского государства, он обнаружил
в летописях, хронографах, сказаниях и
повестях целый ряд сведений о женщинах,
оставивших заметный след в своей эпохе.
Рассмотренный
в моей работе жизненный путь нескольких
выдающихся женщин Х-ХV вв. показывает, что
они сыграли большую роль в формировании
и развитии Древнерусского государства
в целом, а также способствовали расширению
международных контактов, восприятию
лучших образцов мировой культуры, в том
числе архитектуры, живописи и прикладного
искусства. Каждая из женщин была высокообразованной
и высоконравственной личностью.
Так,
княгиня Ольга смогла отомстить
убийцам мужа, крепко взяла верховную
власть в свои руки, чтобы потом
передать ее подросшему сыну Святославу,
провела в стране важнейшие реформы по упорядочению
налогообложения, создала основы законодательства,
сформировала княжеский домен, т. е. сделала
все, чтобы урегулировать взаимоотношения
с подданными и предотвратить их восстания
и развал государства. Княгине удалось
установить мирные взаимоотношения с
культурной столицей Европы того времени
Константинополем и предпринять первые
шаги по христианизации Руси.
Софья Палеолог,
не смотря на неприязнь боярства и
митрополита Филиппа, получила весьма важное значение
в столице киевского государства. Все
нововведения, которые появились в московском
княжестве, современники связывали с её
именем. Она изменила дворцовый этикет,
сумела привлечь в Москву немало деятелей
культуры, врачей и архитекторов из Италии,
примкнула к активистам, боровшихся за
свержение ордынского ига.
В
это время знатных русских
женщин отличает целеустремленность,
желание самостоятельно распоряжаться
своей судьбой и устраивать ее,
исходя из собственных убеждений, принципов
и личных интересов. Так, некоторые
из молодых
девушек выбирают для себя монашеский
путь и становятся основательницами монастырей,
строительницами церквей, создают училища
для обучения девочек всевозможным наукам,
занимаются врачеванием.
Несомненно,
что в то время знатные девушки
получали хорошее образование, часто даже лучшее, чем их
сверстники-мальчики, которых в первую
очередь обучали воинскому искусству.
Учебниками, видимо, являлись «эллинские»,
т. е. греческие, книги. По ним учили грамоте,
математике, азам философии, риторике,
«врачебной хитрости», «календарной астрологии»,
пению и иностранным языкам. Это позволяло
русским княжнам без особого труда выходить
замуж за принцев, королей и даже императоров
и вместе с ними успешно править в их странах.
В
имущественном отношении многие
знатные женщины были совершенно независимы от мужей.
Иностранкам мужья выделяли на содержание
целые города, русские княжны получали
от отцов села, земельные угодья и даже
небольшие городки. Это давало возможность
иметь значительные собственные средства,
осуществлять торговые операции, заниматься
благотворительностью и церковным строительством.
На независимое положение многих княгинь
указывают их личные печати, которыми
они скрепляли различные документы. Как
известно, такие печати были у Гертруды,
Марии Константиновны, Христины, Ирины
– жены Святополка Изяславича, Марии Мстиславны
– жены Всеволода Ольговича и др.61
Летописные
источники свидетельствуют о
том, что многие княгини были социально
и политически очень активными
личностями и смело вмешивались
в междоусобные баталии мужей и сыновей. Часто родство по женской
линии оказывалось для князей более важным
во время междоусобиц, чем по мужской.
Это особенно наглядно стало прослеживаться
со второй половины XII в., когда на стороне
того или иного князя оказывались их зятья,
шурины, тести, сваты, а в числе противников
были родные братья и племянники. Данная
особенность наглядно проявилась во время
борьбы Юрия Долгорукого за киевский великокняжеский
престол. Поэтому без учета родственных
связей между князьями по женской линии
вообще невозможно понять суть политических
и междоусобных войн во второй половине
XII – начале ХIII в.
В ходе выполнения
данной курсовой работы были достигнуты
цели, поставленные в начале работы:
раскрыта общественная роль женщины
на Руси X-XV веках, доказано, что женщина
участвовала в государственной жизни
наровне с мужчинами, была показана сила,
мужество и талант русских женщин, и большой
вклад, внесённый ими в историю русского
государства X-XV веков.