Жизнь и творческий путь Роджера Бэкона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

В истории религиозно-философской и научной мысли средневековья особое место занимает XIII в., период, именуемый временем "высокой схоластики". В это время происходит значительное оживление интеллектуальной жизни Европы. Переводы античных, арабских и еврейских авторов, развитие университетов, в которых значительную роль начинают играть представители францисканского и доминиканского орденов, способствуют появлению новых концепций, учений и программ. Одним из важных направлений развития научной и религиозно-философской мысли в этот период является идея познания посредством опыта.

Содержание работы

Введение
1.Жизнь и творческий путь Роджера Бэкона
2. Экспериментальный метод познания по Роджеру Бэкону
3.Труды Роджера Бэкона
4.Роль учения Роджера Бэкона в становлении опытного знания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная Роджер Бэкон.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

В соображениях Бэкона переплетаются провозвестие опытной науки 17 века и благочестивые размышления монаха-францисканца. Скорее всего, мысль о возможном синтезе знания была навеяна одной характерной особенностью оксфордской школы: соединением опыта и математики. Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал. Но следует помнить, что сегодня мы вкладываем в понятие опыта совершенно иной смысл, чем оно имело в средние века.

Для Роджера Бэкона опытным  могло быть не только чувственное, но и сверхчувственное, не только естественное, но и сверхъестественное знание. С  помощью опыта мы можем получить знание о Боге, правда, это уже  совсем другой опыт, внутренний опыт, интроспекция. Отсюда опытом может считаться любое  знание, полученное не путем логических и математических доказательств, а чувственно, интуитивно или путем "духовного прозрения" - то есть мистически. Бэкон говорил, что истины откровения мы ощущаем в своей душе столь же достоверно, как и воспринимаем внешний мир. Кстати говоря, понятие мистического опыта достаточно популярно в современной эзотерике, пара науке и даже обыденном сознании. Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность.

Первая просвещенность есть у всех людей – это естественная, необходимая для того, чтобы получить какое-то знание о внешнем мире, чтобы в дальнейшем пользоваться им на практике (из естественной просвещенности очень скоро разовьется естественная наука).

Вторая просвещенность - внутренняя, она дается не всем, но тем, которых интересует внутренний опыт, как бы мы назвали сегодня, опыт самопознания или рефлексии, немногим, которых мы называем пророками, святыми и т.д.

Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". Эта третья просвещенность была утрачена и только, частично восстановлена греческими философами. Основываясь на этом, Бэкон предложил историю философии, в которой греки были наследниками иудеев, и он, исходя из этого, представлял себе свою миссию в том, чтобы обнаружить в греческой философии систему Откровения. Мнение это не столь уж фантастическое, уже в древности "греческое чудо" объясняли необыкновенными способностями греков к заимствованиям и их любознательностью. Греческую философию он определил как "объяснение Божественной мудрости с помощью идей и действий". Развитие философских идей он объяснял тем, что Бог, разгневанный на человечество, скупо выделяет ему истины, которые смешаны с заблуждениями, поэтому человеческое знание всегда неполно и неточно. "Истину мы будем искать до конца мира, ибо в человеческих замыслах нет ничего совершенного".

Еще одним примером своеобразного  подхода Бэкона к научному эксперименту служит его опыт с орешником. В  своей книге "Об опытной науке" он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Эту ветку следует  расщепить вдоль и вручить  части ее двум участникам опыта. Каждый должен держать свою часть ветки  за два конца; две части ветки  должны быть разделены расстоянием  в ладонь или в четыре пальца. Через некоторое время части  сами по себе начнут притягиваться  друг к другу и, в конце концов, воссоединятся. Ветка снова станет целой! "Научное" объяснение этого  феномена, Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены  в пространстве, испытывают взаимное влечение. Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Но если бы кто-то сказал Бэкону, что это - магия, он был  бы весьма удивлен, ибо свой рассказ  о чудесных свойствах орешника он завершает следующими словами: "Это  удивительное явление. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной - чудесное действие природных сил, подобное действию магнита  на железо". Таким образом, по мнению Бэкона, маги - недостойные шарлатаны: они бормочут заклинания, хотя отлично знают, что демонстрируют природное явление - "как это очевидно всякому"! Такого рода "наблюдения" часто встречаются в сочинениях Бэкона: он осуждает магию, при этом, будучи магом.

При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор). После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову, изрекавшую пророчества. Ходили слухи, что, подобно Фаусту, Бэкон подписал договор с дьяволом, предложив ему свою душу в обмен на владение искусством магии, но при условии, что он умрет не в церкви и не подле нее. Говорили, что он обманул дьявола: устроил себе каморку в стене церкви и спокойно жил там до самой смерти.

Труды Бэкона отличает живость  стиля, редкостная для эпохи расцвета схоластики[6].

Также Роджер Бэкон  сделал поистине удивительные предсказания. "Во-первых, я расскажу вам, - писал он в одном из писем, - об удивительных делах искусства и природы. Затем я опишу их причины и форму. Никакой магии в этом нет, ибо магия слишком  низменна по сравнению с такими вещами и недостойна их. А именно: можно делать навигационные машины, гигантские корабли для рек и морей. Они движутся без помощи весел; один-единственный человек может управлять ими лучше,  чем, если бы на борту была полная команда.

Далее есть также повозки, которые движутся без лошадей и с колоссальной скоростью; мы полагаем, что таковы были боевые колесницы древности, оснащенные серпами.

Можно также делать летающие машины. Сидящий посередине человек  управляет чем-то, от чего такая машина машет искусственными крыльями, как птица.

Можно сделать маленький  прибор для спуска тяжелых грузов, очень полезный на крайний случай. С помощью машины высотой и  шириной в три пальца, а толщиной и того меньше, человек мог бы уберечь себя и своих друзей от всех опасностей тюрьмы, и мог бы подниматься и опускаться.

Можно сделать и такой  инструмент, с помощью которого один человек сможет насильно тащить за собой тысячу упирающихся людей; точно так же он может тянуть и другие предметы.

Можно построить машину для  подводных путешествий по морям  и рекам. Она погружается на дно, и человеку при этом не грозит никакая  опасность. Александр Великий пользовался  таким приспособлением, о чем  сообщает астроном Этик. Такие вещи делались уже давно и делаются до сих пор, за исключением, пожалуй, летающей машины”.

И бесчисленное множество  других вещей такого рода можно произвести: например, мосты через реку, которые  держатся безо всяких свай, и прочие приборы и приспособления, изобретательные  и неслыханные"[2, c.262-277].

 

Заключение

 

Одним из направлений развития научной и религиозно-философской  мысли XIII столетия стала идея познания посредством опыта - как мистического, духовного, так и чувственного. Францисканский мыслитель Роджер Бэкон, предложивший одно из наиболее завершенных учений об опыте, является важнейшим представителем этого направления.

События и реалии эпохи, в  которой он жил, в том числе  вехи его собственной судьбы, и  те идеи, которые он черпал из книг и  непосредственно от своих современников (со многими из них - Робертом Гроссетестом, Александром Гэльским, Бонавентурой, Петром из Марикура, Адамом из Марча - он имел возможность общаться в стенах Оксфордского и Парижского университетов), оказывали значительное, решающее воздействие на формирование его мировоззрения и убеждений.

Анализ сочинений Бэкона и трудов его предшественников и  современников показал, что взгляды  мыслителя на опыт неразрывно связаны  с интеллектуальной средой, в которой  они формировались, и с античной и христианской научной и религиозно-философской традицией, и в то же время вполне своеобразны.

Одну из важнейших особенностей его представлений об опыте составляет выделение им специфического понятия "опытное знание". Бэкон не дает ему четкого определения. Однако он описывает особенности "опытного знания", и, анализируя сочинения мыслителя, можно заключить, что, вопреки сложившейся в отечественной историографии традиции ' перевода "scientia experimentalis" как "опытная", или "экспериментальная наука", рамки данного понятия существенно шире определения "наука". Более уместна передача "scientia" как "знание".

Будучи поставлено Бэконом  над умозрительными и практическими  дисциплинами, "опытное знание" проверяет посредством "совершенного опыта" все выводы и заключения, полученные путем рассуждения и "несовершенного опыта", что позволяет  добиться их большей достоверности. Подчеркивая важность опыта для  достижения этой цели, Бэкон здесь называет проверку на опыте итогом, а не началом исследования . Это вовсе не разрыв со "схоластическим методом", не противопоставление ему опытного пути познания. Опытная проверка не подменяет рассуждение, а дополняет его, давая оценку достоверности его результатов.

Выделение Бэконом особой ступени в иерархии наук - "опытного знания" - является попыткой примирить  схоластическое рассмотрение научных, мировоззренческих и богословских вопросов и возросшую потребность  в достоверных знаниях о природе  и человеке, с удовлетворением которой дисциплины, опирающиеся на рассуждение, уже не вполне справлялись.

Разрешение этой проблемы у Бэкона достигается не предложением научной программы, базирующейся на новых принципах, а совершенствованием и развитием уже существующей. Направления же такого развития, обозначенные францисканцем, в частности, увеличение роли опыта (не только внутреннего, духовного, но и внешнего, чувственного), определялись не мечтаниями далекого от реальности философа, а вполне конкретными запросами и потребностями XIII в., воспринятыми Бэконом.

Возможности "опытного знания" далеко не исчерпываются проверкой  заключений умозрительных и практических наук. Они включают изучение мира с  помощью чувственного опыта. Однако Бэкон не развивает эту мысль  дальше, не обосновывает ведущую роль эмпирического пути познания как особого "опытного метода". Опытное изучение природы служит вполне определенным практическим целям - продлению жизни, созданию чудодейственных лекарств, обращению в христианство "неверных". Поэтому Бэкон в одном преимуществе (praerogativa) "опытного знания" и объединяет получение знаний в области медицины, алхимии, астрологии и иных, и руководство этими науками в создании "удивительных творений", вроде воспламеняющего зеркала, средства против старения, золота высокой пробы, "греческого огня", взрывчатого вещества (возможно, пороха), противоядий и т.п. В сущности, способность "выведывать тайны природы своими силами" носит прежде всего прикладной, практический характер, и именно это придает "опытному знанию" в глазах Бэкона особую ценность, поскольку преодолевает разрыв между науками и реальностью, позволяет воплотить на практике их достижения.

Сколь бы ни было значительно  влияние на взгляды Бэкона античных, арабских и христианских мыслителей, сколь много бы он ни заимствовал  у них, его учение об "опытном  знании" несет на себе отчетливый отпечаток своего времени . В нем отразились идеи, волновавшие умы людей XIII в., - увлечение астрологией и алхимией, представления об идеальном теократическом государстве, эсхатологические настроения. Само появление концепции "опытного знания" свидетельствует о резко возросшем интересе к изучению мира, накоплению достоверных знаний о нем.

 

 

Список литературы

 

    1. Брэм Эдмонд. Роль Роджера Бэкона в истории алхимии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Cерия философия. – 2009. – № 4. Т.2. – СПб., 2009. – С. 66-73.
    2. Бэкон Р. Большое сочинение. Перевод с лат. А.Х. Горфункеля // Антология мировой философии / Под ред. В.В. Соколова. М., 1969. Т. 1.4. 2. С.862-877.
    3. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.
    4. Елькина Г.П. Роджер Бэкон об опытном пути познания // Известия АН Каз. ССР. Серия "Общественные науки", 1982. №2. С. 30.
    5. Трахенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. С. 180
    6. Светлов В.А., История научного метода, М., «Академический Проект»; «Деловая книга», 2008 г., с. 48-52.
    7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 327
    8. Электронный ресурс: Р.К. Баландин «СТО ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ»: http://www.bibliotekar.ru/genii/index.htm

 


Информация о работе Жизнь и творческий путь Роджера Бэкона