Значение петровских преобразований для развития русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 04:36, реферат

Описание работы

Древнерусское государство – средневековое государство в Восточной Европе , возникшее в 9 веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. К середине 12 века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских республик и княжеств управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия .Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

 

«МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РФ»

ФБГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ»

«Институт ЭУИС»

Кафедра «Менеджмент и инновации»

«Домашняя работа по дисциплине «История»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тема доклада: «Значение петровских преобразований для развития русской культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Выполнила: студ.1курса 19 группы Аристархова О. Д.»

«Поверила: Ефремова М.Г

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2013 год.

Введение.

Древнерусское государство – средневековое  государство в Восточной Европе , возникшее в 9 веке в результате объединения  восточнославянских  племён под властью князей династии Рюриковичей. К середине  12 века вступило в состояние  феодальной раздробленности  и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских республик и княжеств управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия .Киев формально продолжал считаться главным столом  Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

Правление Владимира 1.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его  наставником на время малолетства  был поставлен дядя, воевода Добрыня .После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк. Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у  них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые  пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах. Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем. Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы - представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру. Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев. По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси. Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром. В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение. После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве. Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира. У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси. Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов. Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет. Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами. Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить. Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве. Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г. Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Вывод.

 

Может быть, очень  религиозные люди, или просто считающие  себя таковыми, имеют например, на вопрос становления Руси христианской, какие-то ответы, возвеличивающие веру или самого Владимира Святославовича. думаю, что выбор Владимира Святославовича в пользу христианской веры был сделан по простой причине того, что ее философия показалась ему ближе философии других вер. Или ему вообще было всё равно, в какую веру податься, главное – объединить под одной идеей массу народа, которой в результате единой веры было бы проще управлять. Из описания жизнедеятельности самого Владимира), мне кажется, можно сделать вывод именно о такой причине его решения в пользу христианской православной веры. Вот, например, вы можете познакомиться с одной версией того, почему Владимир Святославович сделал свой выбор в пользу православного христианства. «В 988 году в Корсуни (ныне Херсонес в Крыму) великий князь киевский.

 
Владимир Святославович принял крещение по византийскому обряду. В «Повести временных лет» помещен под 987 годом полулегендарный рассказ об испытании вер. «Мужей славных и умных, числом десять» избрали для ознакомления с религиозными обычаями волжских болгар, немцев, евреев. По возвращении послы пришли к выводу, что «не добр закон их». Но служба в храмах греческой земли их поразила. «И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой… Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Однако главным фактором, обусловившим выбор Владимиром православия, утверждают историки, явились прочные и устойчивые связи Киевской Руси со странами христианского мира – славянскими соседями и Византией. 
 
 

Правление Ярослава Мудрого.

С принятием  христианства на древнерусских землях начался новый этап исторического, общественного и культурного  прогресса. Вследствие эпохальных изменений  в жизни страны значительно возрос престиж Владимировой династии, которая стала принадлежать к кругу христианских правителей и, прежде всего, установила тесные связи с влиятельным домом византийских императоров. Но после смерти Владимира вспыхнула борьба за великокняжеский престол между его сыновьями, и лишь в 1036 году, когда умер последний конкурент, князь Мстислав, а на киевском престоле утвердился князь Ярослав и стал единовластным правителем Руси, в государстве настал период мира, который дал возможность ему достичь вершин своего расцвета. Продолжительное княжение Ярослава принесло Руси могущество и бурное развитие во всех сферах политической и культурной жизни. За время своего почти сорокалетнего княжения Ярослав приложил много усилий для централизации княжеской власти вокруг Киева и укрепления государства.

Важнейшей своей  задачей князь Ярослав считал сохранение целостности государства. Рассмотрим методы, с помощью которых  он решал эту задачу.  
В области внешней политики Ярослав, как и его отец, больше полагался на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет на международной арене. Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могуче было государство, и чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств считали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.  
Сам Ярослав женился на дочери норвежского короля Олафа Ингигерда - Ирине.

Ярослав Мудрый вошел в историю не только как крупный государственный деятель. Он показал себя и как человек, сумевший преодолеть самого себя. Не обладая физической силой, будучи хромым, Ярослав, был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись еще в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время показал себя человеком исключительно разносторонним.

Ярослав остался  в истории как крупный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав горд» и Киев намного  расширил свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В то время в Киеве насчитывалось около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые «Золотые ворота», поражавших иностранцев своим великолепием. Его строительный размах выходил далеко за пределы русской столицы. Он основал города на Волге и берегах Балтики, на южный границах Руси.

Ярослав был  ревностным поборником образования, открытия школ, развития грамотности. При нем  были созданы первые библиотеки, получила признания и поддержку переводческая деятельность. Многие книги древних авторов, сочинения византийских отцов церкви и историков были переведены на славянский язык.

Становление раннефеодальных  отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия

Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу. Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов. Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военоначальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах. Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы, социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. Правление Ярослава снискало ему на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрого. Ярослав очень любил читать книги и собирал их. Для него переводили книги с греческого языка и покупали книги славянские. Собрание книг, устроенное Ярославом при главном Киевском храме св.Софии, служило на пользу общую и было доступно всем любившим книжную мудрость. Ярослав, по словам летописца, «насеял книжными словесами сердца верных людей»: он устраивал школы, строил церкви и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси.

Он был и  её крепким защитником, деятельно  охраняя границы государства  от внешних врагов. Ему удалось наголову разбить печенегов и навсегда отогнать их от Киева (1034). Значение этой победы Ярослава над печенегами не было помрачено даже неудачею предпринятого при нём набега на Византию (1034). 3-х летняя война с греками, вызванная этим набегом, была последним столкновением Руси с Византией и окончилась освобождением русских пленных, захваченных греками во время набега.

Вывод.

Киевское государство  при Ярославе, несомненно, окрепло  и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примичание.

владимир

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

Ярослав.

Ярослав Мудрый (около 978—1054), — Великий Князь Киевский, сын Князя Владимира I Святославовича. Именно при Ярославе государство Киевская Русь достигло наивысшего могущества. Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания — с семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Прозвище "Мудрый" Ярослав получил за составление свода законов — Русская Правда. 
 
Управляя Новгородом, в 1014 Ярослав отказался от уплаты дани Киеву. Лишь только смерть отца, Великого Князя Владимира (1015), предотвратила войну. В ходе междоусобной борьбы с братом, Святополком Окаянным, Ярослав Мудрый в 1016-1018 занимал киевский престол и окончательно утвердился в Киеве в 1019. Он соединил под своей властью почти все древнерусские земли. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. В 1030-40-х гг. предпринял походы на Польшу, ятвягов, литовские племена, емь и др. В 1036 войска Ярослава Мудрого разгромили печенегов. Киевское государство при Ярославе, несомненно, окрепло и процветало. Ярослав обладал, большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширные и великолепные постройки. В Киеве он выстроил замечательный храм Св.Софии и несколько других каменных храмов и монастырей. Для своих построек Ярослав выписал из Греции мастеров и строительные материалы. Всё это он делал не щадя средств и поэтому добивался блестящих результатов. При Ярославе торговля на Руси связывалась тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами.

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНУЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики  и управления в строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

на тему: « Эволюция предмета экономической теории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса 19 группа

Аристархова Ольга Дмитриевна

Проверил: к.т.н. доцент М. Ю. Мишланова

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Экономическая теория возникла в XVII в. и развивалась примерно три столетия как политическая экономия. Термин «политическая экономия» был введен в оборот А. Монкретьеном в 1615 г. и означал в переводе с греческого науку о том, как вести хозяйство страны.

Информация о работе Значение петровских преобразований для развития русской культуры