Изменяется
отношение к русской истории.
Нигилистическое отрицание прошлого,
осуждение Российской империи
как тюрьмы народов уступают место обращению
к культурным и политическим символам
предшествующих эпох. Этот процесс начинается
в 30-е годы, однако особую роль играет в
нем война. Изменение парадигмы заключено
уже в хорошо известном обращении Сталина:
«Братья и сестры!», задающим совсем другой
идеологический горизонт. От коммунистической
эсхатологии, лишенной понятия Родины,
от коммунистической «общины», раздвигающей
свои границы до пределов всего мира и
заменяющей слова «отец», «сын» словом
«товарищ», происходит обращение к патриотической
идее. Объектом защиты становится не мировой
коммунизм, как это формулировалось в
тезисах ЦК несколькими годами раньше,
а родная земля.
Контекст «Сталин-партия»
отходит на периферию (хотя и не исчезает
вовсе), сменяясь контекстом «Сталин-Отчизна-Народ». Происходит сближение
с русской православной церковью, закрываются
некоторые антирелигиозные издания, распускается
«Союз воинствующих безбожников». В 1943
г. проводится первый с 1917 г. Поместный
собор и избирается патриарх. Возвращаются
из ссылки некоторые иерархи, открывается
небольшое количество церквей. Учреждаются
ордена Суворова, Кутузова, Александра
Невского, т.е. царских полководцев и православного
святого. После войны этот мотив ослабевает,
но противоречивое по своей сути соединение
интернационального максизма-ленинизма
с русской национальной идеей, выраженное
в понятии «советский патриотизм», проходит
сквозь всю последующую советскую историю,
становясь одной из ключевых культурных
доминант. Согласование отмеченного противоречия
осуществляется путем переноса на социалистическую
идею чуждых ей топологических характеристик:
та Русская земля, которая наделяла особыми
характеристиками всех живущих на ней
и формировала основные черты русского
национального характера, теперь объявляется
главным носителем советского начала
и хранителем идей социализма.
Война как
ключевое историческое событие
данного периода становится «темпоральной
осью» последних его полутора
десятилетий (довоенное, военное,
послевоенное время) и существенно
влияет на эволюцию конкретных форм базовых культурных
постулатов. Культурным идеалом довоенного
времени, аналогичным физику 60-х, в массовом
сознании становится офицер. Лексика борьбы,
вообще характерная для советской культуры,
приобретает в эти годы отчетливо выраженный
«милитаризованный» характер («Эй, вратарь,
готовься к бою, Часовым ты поставлен у
ворот! Ты представь, что за тобою Полоса
пограничная идет!» - поется в появившейся
в 1937 г. песне И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача
«Спортивный марш», которую распевала
вся страна). Война вновь изменяет образ
врага: внутренние враги отходят на второй
план перед главной опасностью – угрозой
тотального утверждения фашизма. Поколение
людей, прошедших войну, приобретает качественно
новый экзистенциальный опыт и во многом
избавляется от характерного для 30-х «мировоззренческого
инфантилизма», что оказывает существенное
влияние на культурную эволюцию следующего
периода.
§ 3. Советская культура
50-х – 60 гг. XX века.
Смерть Сталина стала
рубежом, за которым последовали
кардинальные трансформации советской
культуры. Уже реабилитация врачей в 1953
г., по воспоминаниям очевидцев, породила
у вполне ортодоксально мыслящих советских
людей определенные вопросы, но решающие
изменения связаны с XX съездом партии.
В эпически цельном сознании советского
человека произошел трагический надлом.
Так, по данным крупного историко-социологического
исследования, проведенного в 1998–1999 гг.,
поверила обвинениям против Сталина приблизительно
треть опрошенных, не поверило чуть больше
трети, т.е. общество раскололось фактически
пополам. Трагизм ситуации воплощается
в фигуре самого Хрущева. Это отчетливо
видно в его мемуарах, которые в этом смысле
резко отличаются от мемуаров Кагановича
или воспоминаний Молотова, не оставляющих
места сомнениям. Подчеркивая, что Сталин
– настоящий марксист, мыслил стратегически
правильно, он раз за разом возвращается
к вопросу о том, как можно было уничтожить
столько соратников, преданных партии
людей, и не знает, что на него отвечать.
Принятая на XXII съезде КПСС в 1961 году третья
программа партии, в которой прямо говорится
о том, что к 1980 году в СССР будет в основном
построено коммунистическое общество
– импульсивная попытка преодолеть трагический
разрыв, произошедший после ХХ съезда,
и вновь придать обществу эпическую целостность,
попытка смотреть вперед, а не назад, и
уйти от вопросов, на которые нет ответа.
С другой стороны,
в пространстве советской культуры
появляется поколение людей, закончивших
советские институты, освоивших
недоступный для предшествующего
поколения язык марксизма и потенциально
готовых самостоятельно размышлять над
глобальными историческими проблемами,
а не делегировать это право какому-либо
медиатору. Опыт войны, через которую прошли
многие из них, и увиденной собственными
глазами Европы давал дополнительные
основания для таких размышлений.
Следствием двух указанных
обстоятельств (кризис «веры в
вождя», в справедливость многих
принятых в прошлом политических
решений, и появление людей,
способных мыслить самостоятельно
в рамках советской культурной
модели) становится отказ от постулата
о партии как носителе объективной истины.
Лишившись харизматического оправдания,
власть превращается в то, чем она традиционно
являлась для русского человека – в бюрократию,
мешающую полноценной жизни. Мотив чиновника,
препятствующего движению вперед – один
из ключевых для 60-х. С другой стороны,
деятелям оттепели не чужд определенный
«социальный оптимизм» и вера в возможность
реформирования политической системы,
поэтому попытки «хождения во власть»
или поиски компромисса с властью составляют
важные штрихи эпохи.
Поиски новых
смыслов ведутся по двум направлениям:
восстановление подлинной картины
прошлого, «очищение от лжи», и
выявление не тоталитарных социальных
траекторий, ведущих в будущее.
Место харизматического лидера, оставшееся вакантным, занимают
писатель и ученый. То, что Солженицын
и Сахаров формируются в указанный период
как две ключевые политические фигуры,
– крайне символично для традиции. Идеал
служения науке, характерный для поколения
«оттепели» и сохраняющий основные ценностные
характеристики идеала служения партии
(аскетизм, беззаветная преданность и
т.д.), связан именно с этим социально нагруженном
представлении об ученом как обладателе
харизматического знания, ведущего в будущее.
Такое представление о харизматичности
науки становится общим местом для литературы,
драматургии и кинематографа шестидесятых
(повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник
начинается в субботу», фильм М. Ромма
«Девять дней одного года», роман В. Дудинцева
«Не хлебом единым» и др.). В последнем
произведении, опубликованном в год XX
съезда и оказавшем, по воспоминаниям,
заметное влияние на общество, отчетливо
заметен смысловой сдвиг ценностей «шестидесятников»
по отношению к ценностям предыдущего
периода. Главный герой – изобретатель-одиночка
Дмитрий Алексеевич Лопаткин, разработавший
проект печи для отливки чугунных труб,
- противостоит хорошо отлаженной бюрократической
машине, для представителей которой интересы
будущего отступают перед интересами
карьерного роста, статуса, доступа к материальным
благам. В населяемом ими мире нет места
ни дружбе, ни настоящей любви, о чем прямо
говорит своей жене главный оппонент Лопаткина
директор завода Леонид Сергеевич Дроздов.
Этим формальным взаимоотношениям чиновников
в романе противостоят человеческие связи
людей круга Лопаткина: связи дружбы, вытекающей
из общего дела (дружба Лопаткина с изобретателем
Бусько), и любви, опять же основанной на
этом общем деле, любви-дружбы (отношения
Дроздовой и Лопаткина). Безликому коллективизму,
за который ратует в своих репликах Дроздов,
коллективизму, воплощенному в механически
функционирующей иерархической системе,
противостоит героизм одиночек, объединенных
вокруг общего дела.
Важный момент
в трансформации системы ценностей
– противопоставление представлений
о счастье как материальном
изобилии, опирающееся на тезис
о приоритете материального базиса
над духовной надстройкой, счастью,
воплощенному в творчестве на благо других. Отчетливое
выражение этого мотива можно найти в
значимой для 60-х пьесе Виктора Розова
«В поисках радости», где главный герой
пьесы осуждает «мещанское» представление
о коммунизме как об эпохе, когда каждый
сможет «тащить в дом, сколько влезет»,
и противопоставляет ему образ общества,
в котором каждый человек будет богат
умом и сердцем.
Мещанин,
наряду с бюрократом (точнее, выражая
другую его ипостась), становится
главным врагом нового человека.
При этом понятие мещанства,
связываясь с внешними атрибутами одежды,
интерьера, предельно размывается, теряет
свою смысловую определенность, что вызывает
необходимость в более глубокой интерпретации.
Как замечает в книге 1965 г. критик Лев Аннинский,
«обыватель – это то, что остается от человека,
когда он изымает из себя личность, когда
он перестает отвечать за себя, когда он
теряет в себе человека… есть лишь один
действительный путь борьбы против мещанства
– пробуждение в человеке личности».
Понятие
личности как «неделимого единства
твоего и общего» - одно из важных открытий
60-х. Коллективистское начало не исчезает,
но оттеняется личным пространством, открываемом
в человеке. Резко расширяется круг чтения:
атрибутом «культурности» становится
уже не чтение краткого курса ВКП (б), как
это было в 30-е годы, а знание литературы
XIX века, Достоевского, Толстого, поэзии
и философии «серебряного века», западной
философии (экзистенциализм), восточных
религиозных традиций (брахманизм, буддизм,
даосизм). Широта раскрывающихся далей
вместе с романтически-оптимистическим
восприятием будущего порождают близкое
к ренессансному мироощущение. «Бас Гяурова,
смычок Иегуди Менухина, реакция Коноваленко,
перо Евтушенко, кулак Попенченко, и в
стихотворстве одарен, и во всем, во всем,
куда ни ткнись, везде он, Левка Малахитов,
- первый номер», - так, в немного ироничных,
но теплых тонах описывает героя эпохи
Василий Аксенов в повести «Рандеву».
При сохранении
ощущения единой культурной целостности
(формирующиеся малые круги ощущаются
еще как часть большого) в этот
период, главным образом, в городах,
заметно усложняется социальная ткань:
появляются «домашние» научные семинары,
клубы самодеятельной песни, компании
туристов и альпинистов. Как итог интеллектуального
брожения шестидесятых формируется несколько
противостоящих официальному вариантов
дальнейшего культурного развития, отчетливо
объединяющихся в две группы. Одна из них
связывается с православием, мироощущением
крестьянства, землей и отсылает в итоге
к различным почвенническим теориям второй
половины XIX века, переосмысленным в новом
контексте, вторая – с романтически трактуемыми
идеями западной демократии и либерализма.
Разрывая сковывавшие ее идеологические
рамки, советская культура воспроизводит
на новом витке спор понимаемых в широком
смысле «славянофилов» и «западников»,
т.е. оказывается в поле идей русской культуры
второй половины XIX века. Часто подчеркиваемая
общность между 60-ми годами XIX и XX века
не несет в себе ничего мистического –
она органично вытекает из особенностей
типологии и развития советской культуры.
§ 4. Советская культура
70-х – 80-х гг.
Данный временной
интервал можно назвать временем
кризиса и постепенного вырождения
советской культуры, разрушения ее
экзистенциальной целостности. Основные
ее постулаты лишаются в это время
своей онтологической наполненности и превращаются
в пустые знаки. Слова о коммунизме и светлом
будущем звучат все реже, а если звучат,
то носят ритуальный характер. В обществе
им уже почти никто не верит. Главным идеологическим
сдвигом становится перенос акцентов
с будущего на настоящее и прошлое. Да,
в Советском Союзе еще не построен коммунизм
(и, вероятно, и не будет построен в обозримом
будущем), но советское государства выиграло
войну, осуществило индустриализацию,
с ним считаются во всем мире – так можно
сформулировать основной идеологический
аргумент этого периода. Советская культура
обретает свою историю, активно создаются
разнообразные музеи боевой и трудовой
славы, строятся мемориалы – все это свидетельствует
о том, что взгляд общества направлен назад,
а не вперед.
Определенная
часть социума принимает предложенную
идеологическую инверсию, иногда
соединяя ее с ценностями 60-х
(это касается неформальных объединений,
связанных со средней школой
– «коммунарское движение», например),
но для большинства она оказывается неприемлемой, что порождает
две противоположные стратегии поведения:
конформизм и диссидентство. Первая из
них предполагает вступление в комсомол,
затем в партию, произнесение требуемых
текстов на партсобраниях как необходимое
условие для карьерного роста: возможности
выезжать за границу, получения ученой
степени, более высокой должности и т.д.
Изменяется расстановка ценностных приоритетов
у молодежи: резко возрастает конкурс
в институты, связанные с экономикой, торговлей
и т.д., т.е. в места, позволяющие достигнуть
устойчивого положения и материального
благополучия в настоящем. Вторая стратегия
определяется стремлением «жить не по
лжи» и охватывает не только достаточно
узкое правозащитное движение, но и весьма
значительные массы интеллигенции, активно
читающей «самиздат» и обсуждающей происходящее
вокруг «на кухнях». Культурной доминантой
70-х – 80-х становятся пародирование различных
сторон современной советской жизни, дающей
массу материала для этого, а также чувство
одиночества и обреченности. Отмеченные
черты нашли свое яркое выражение в творчестве
В. Высоцкого, превращенного в один из
определяющих символов эпохи.
Кризис культуры
проявился в отсутствии положительной
системы ценностей. Деятельность
правозащитников, оказывавшихся
за свои убеждения в тюрьмах и психиатрических больницах,
носила разрушительный характер, они мыслили
в советской системе координат, произнося
«не-А» там, где официальная идеология
утверждала «А». Интересно в этом смысле
замечание писателя А.Д. Синявского (Абрама
Терца): «Диссиденты в своем прошлом это
чаще всего очень идейные советские люди,
то есть люди с высокими убеждениями, с
принципами, с революционными идеалами.
В целом, диссиденты это порождение самого
советского общества послесталинской
поры, а не какие-то чужеродные в этом обществе
элементы и не остатки какой-то старой,
разбитой оппозиции. На всем протяжении
советской истории существовали противники
советской власти, люди ею недовольные
или от нее пострадавшие, ее критикующие,
которых тем не менее невозможно причислить
к диссидентам. Мы также не можем назвать
диссидентами, например, Пастернака, Мандельштама
или Ахматову, хотя они были еретиками
в советской литературе. Своим инакомыслием
они предварили диссидентство, они помогли
и помогают этому позднейшему процессу.
Но диссидентами их назвать нельзя по
той простой причине, что своими корнями
они связаны с прошлым, с дореволюционными
традициями русской культуры. А диссиденты
это явление принципиально новое и возникшее
непосредственно на почве советской действительности.
Это люди, выросшие в советском обществе,
это дети советской системы, пришедшие
в противоречие с идеологией и психологией
отцов». Попытки выстраивания диссидентами
положительных систем ценностей строились
на дальнейшей разработке идей, сформулированных
в 60-е годы, и в итоге опирались на патриотические
или либеральные модели второй половины
XIX века.