Знаки и символы советской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 00:28, реферат

Описание работы

Советская культура – понятие, обозначающее культурную целостность (экзистенциал), сформировавшуюся на территории России, затем Советского Союза в период с 1917 по 1991 г. Типологически «советская культура» существенно отличается от таких понятий как «культура Древней Греции», «китайская культура», «русская культура» и близка, скорее, «культуре Возрождения», «культуре Просвещения» и т.д. Ее важная особенность состоит в том, что она не обладает собственным языком. Государственным языком Советского Союза был русский язык, и советская культура говорит на русском языке («советизмы» охватывают лишь поверхностный пласт языка и не ведут к кардинальной трансформации языкового сознания).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………...3

§ 1. Советская культура 20-х гг. ………………………………………….….4
§ 2. Советская культура 30-х – начала 50-х гг. ………...............................4
§ 3. Советская культура 50-х – 60 гг. XX века.………................................11
§ 4. Советская культура 70-х – 80-х гг. …………………………………….15
§ 5. Знаки и символы советской культуры……………..……………….18
5.1 Герб Союза Советских Социалистических Республик……….18
5.2 Флаг Союза Советских Социалистических Республик………20
5.3 Гимн Союза Советских Социалистических Республик………20
5.4 Моральный кодекс…………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………26

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 «Тоска по  социальности» удовлетворяется  теперь в множестве образующихся  неформальных объединений, различающихся  по численности, социальному составу,  направленности: литературные объединения, группы, входящие в движение КСП, шахматные клубы, уже упомянутые выше компании туристов и альпинистов. Именно они сохраняют в себе последние очаги коллективистского пафоса советской культуры.

§ 5.   Знаки и символы советской культуры.

5.1 Герб Союза Советских Социалистических Республик.

  

Союз Советских  Социалистических Республик (СССР) был  создан в 1922 году. Тогда в составе  Союза было 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР. 31 января 1924 года принята первая Конституция СССР. Затем состав Союза пополнился Узбекской ССР, Туркменской ССР (1925), Таджикской ССР (1929), Казахской ССР, Киргизской ССР, Армянской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР (1936), Молдавской ССР, Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР (1940). Разработкой герба СССР занимались многие художники. Известно множество проектов герба. Один из ранних проектов ныне можно увидеть на здании Центрального телеграфа в Москве: земной шар окружен колосьями, вверху красная звезда, по сторонам серп и молот. 6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР приняла рисунок герба (одновременно с принятием проекта Конституции). Но только 22 сентября 1923 года рисунок герба был окончательно утверждён Председателем Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе.

Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый  герб. Поначалу он имел по три витка  красной ленты на каждой половине венка. На каждом витке помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

В конце 1920-х  годов на герб был добавлен девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" по-тюркски. Русский вариант девиза переместился на центральный перехват ленты. Подобные гербы печатались на казначейских билетах СССР 1934 года выпуска. Надписи выполнялись на языках: русском; украинском; белорусском;  грузинском (национальный алфавит); армянском (национальный алфавит);  тюркско-татарском (арабская графика); тюркском (латинский алфавит).

В Конституции  СССР 1936 года герб описан в Главе XII «ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА» Статья 143 гласила:

«Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда». По Конституции 1936 года СССР состоял из 11 республик (три республики Закавказья выделились из ЗСФСР). Лент на гербе тоже стало 11. С 1940-х годов девизов на гербе 16.

После преобразования Карело-Финской ССР в Карельскую АССР в 1956 году девиз на финском языке  был удалён с герба, до конца существования  СССР на гербе оставалось 15 лент с  девизами (одна из них на центральной  перевязи)

Согласно статье 169 Конституции СССР 1977 г. Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда.

5.2 Флаг Союза Советских Социалистических Республик.  

 

 

 

Описание флага  Союза Советских Социалистических Республик было впервые опубликовано Совнаркомом лишь в 1924 году. До этого предлагалось сделать флагом СССР красное полотнище с гербом в центре. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой. Оборотная сторона флага СССР должна была быть чисто красной (это определено в Положении о флаге...). Хотя иногда производители флагов пренебрегали этим требованием (а вернее, не знали о нём, так как откровенно пренебрегать законами в СССР не было принято) и изображали на оборотной стороне зеркальное отражение серпа и молота и звезды.

Положение о  Государственном флаге СССР было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года, а описание его давалось в ст. 170 Конституции СССР.

5.3 Гимн Союза Советских Социалистических Республик.  

После Февральской  революции 1917 года в качестве гимна  стали использовать мелодию "Марсельезы", главной песни Великой французской  революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие - не перевод, но не менее революционные: "Отречемся от старого мира". Эта песня оставалась советским гимном и в первые месяцы советской власти.

На смену  ей пришел "Интернационал", использовавшийся в качестве гимна СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще в 1936 г. как "Гимн партии большевиков". В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия.

После XX съезда КПСС текст, в котором несколько  раз упоминался Сталин, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн "песней без слов". Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР.

Гимн СССР (Союза  Советских Социалистических Республик).

Музыка - Георгия  Александрова, текст - Сергея Михалкова.

    Союз  нерушимый республик свободных 

    Сплотила  навеки великая Русь 

    Да  здравствует созданный волей  народов 

    Единый, могучий Советский Союз!

    Припев:

    Славься,  Отечество наше свободное, 

    Дружбы  народов надежный оплот! 

    Партия  Ленина - сила народная 

    Нас  к торжеству коммунизма ведет! 

 

    Сквозь  грозы сияло нам солнце свободы, 

    И  Ленин Великий нам путь озарил:

    На  правое дело он поднял народы,

    На  труд и на подвиги нас вдохновил! 

 

   Припев 

    В  победе бессмертных идей коммунизма 

    Мы  видим грядущее нашей страны,

    И  красному знамени славой отчизны 

    Мы  будем всегда беззаветно верны!

    Припев

5.4 Моральный кодекс строителя коммунизма, свод научно обоснованных принципов коммунистической морали, возникших в социалистическом обществе и нашедших своё теоретическое обобщение в Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС (1961). В истории существовали различные моральные кодексы, как писанные (заповеди религии, сословные кодексы, дуэльные и т. д.), так и неписанные, фактически существующие в каждой исторически известной форме морали.

В противовес абстрактному содержанию моральных кодексов прошлого, претендовавших на выражение вечных и неизменных «добродетелей», моральный кодекс строителя коммунизма объективно обусловлен существующими общественными отношениями, носит конкретно-исторический характер, отражает степень и форму распространения новых нравственных норм, высокую моральную культуру социалистического общества и определяющие тенденции нравственного развития личности в условиях перехода к коммунизму.

Ведущим принципом моральный кодекс является преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине. В нём определено новое, социалистическое отношение человека к труду, к общественной собственности, к общественным интересам, общению между людьми в условиях господства социалистических производственных отношений (коллективизм, гуманность, честность и правдивость, простота и скромность), отношение человека к семье, к детям. Нетерпимость к порокам старого мира и непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов моральный кодекс сов. человека причисляет к важнейшим принципам коммунистической морали, выражающим её революционную направленность и боевой дух. Интернациональная природа моральный кодекс раскрывается в утверждении им дружбы и братства народов СССР, братской солидарности с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Жестоким и  циничным заповедям эксплуататорских классов моральный кодекс строителя коммунизма противопоставляет нравственные принципы коллективизма и гуманизма, выраженные в словах: «..каждый за всех, все за одного», «...человек человеку - друг, товарищ и брат» (Программа КПСС, 1973, с. 120).

В основе морального кодекса строителя коммунизма лежит утверждение идеалов международного коммунистического движения и борьба за коммунизм. Но это классовое содержание сочетается в нём с общечеловеческим, поскольку борьба за коммунизм отвечает интересам не только рабочего класса, трудящихся, но в конечном итоге и всего человечества.

Моральный кодекс служит могущественным средством нравственного воспитания сов. людей, он способствует выполнению главной задачи этого воспитания - сформировать сознательного и активного борца за коммунизм, всесторонне развитого, нового человека, свободного от пороков и пережитков старого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Советская  культура представляет собой  вариант развития русской культуры в XX веке, связанный с процессом модернизации российского общества. За XX век русская культура прошла путь, аналогичный пути, пройденному Европой в XVIII – XIX вв., когда значительные массы людей, находящихся ранее за пределами культурного поля, оказались включенными в процессы воспроизводства и развития культуры. Обретение этими массами нового культурного языка происходило для советского общества в поле идей, сформированных «леворадикальной» субкультурой русской культуры XIX века. Особенности ее восприятия основным населением России, при котором «леворадикальные» идеи сложным образом соединялись с традиционными для него ценностями, определили процесс развития советской культуры, исчерпавшей свой потенциал к концу 80-х.

 Типологические  особенности и специфика эволюции советской культуры определяют характер ее диффузии в постсоветское культурное пространство. Значительное большинство активного в настоящий момент населения России родилось в Советском Союзе и прошло советскую школу. Сознательно или бессознательно оно воспроизводит в своем поведении определенные фрагменты советской системы ценностей, и задача, которую каждому его представителю по-своему приходится решать – согласование советской мировоззренческой модели, за которой стоит опыт русской культуры XIX века, с «либеральной моделью», жестко связанной с современной рыночной экономикой. Несмотря на разнообразие культурных вариаций, вырастающих из идеи либерализма, все они включают в себя противоречащие советской культуре черты, касающиеся таких фундаментальных характеристик, как отношение к деньгам, к закону, к государству. Культурное пространство современной России предлагает широчайший спектр мировоззренческих конструкций, возникающих в результате попыток такого согласования – и на уровне отдельного человека, и на уровне различных социальных сообществ. Все они эклектичны и в той или иной степени носят на себе следы неустранимого внутреннего противоречия. Как и в случае кантовских антиномий, снятие этого противоречия возможно лишь при кардинальном изменении угла зрения, дающем возможность нового прочтения предшествующего культурного опыта. Поиск нужного угла зрения и составляет основную интригу развития современной российской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

    1. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2003;
    2. Верт Н. История советского государства. М., 1995;
    3. Глазов Ю. Тесные врата. Возрождение русской интеллигенции. СПб., 2001;
    4. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998;
    5. Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. М., 2002;
    6. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. СПб., 2003;                     Паперный В. Культура «два». М., 1996;
    7. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991; Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1-2. М., 1997;
    8. Советский простой человек. М., 1993;
    9. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991;
    10. Хрущев Н.С. Воспоминания. Кн.I-III. М., 1999; Советская культура 20-х гг.: Комсомол в деревне. М.-Л., 1926;
    11. Лившин А., Орлов И. Власть и общество: Диалог в письмах. М., 2002; Революция в деревне. М.-Л. Ч.1, 1924; Ч.2, 1925;
    12. Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество. М., 2003;
    13. Старый и новый быт. Л.: 1924;
    14. Шафир Я. Газета и деревня. М., 1924;
    15. Советская культура 30-х – начала 50-х гг.: Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. М., 1999.

 


Информация о работе Знаки и символы советской культуры