Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Ренессанс – это утрата церковности и возрождение язычества, заключающего в себе ориентацию на астрологию, нумерологию, алхимию и т.п. В исторический период, называемый эпохой Возрождения, все это несомненно присутствовало. Именно во времена этой эпохи существовало стремление основывать веру не на церковных догматах, а на самодостаточности личного опыта самоопределяющейся человеческой индивидуальности. Ренессансному мироощущению было присуще магическое отношение к миру именно потому, что новый образ человека и соответствующего ему мира строились в не знающей предела сфере художественного воображения. Эпоха Ренессанса была периодом возвеличивания человеческой личности

Содержание работы

Введение………………………………………………………….….....3
Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса………..…..4
Характерные особенности философии эпохи Возрождения………..8
Гуманизм и человеческая индивидуальность……………………....12
Заключение………………………………………………………..…..16
Список используемой литературы………………………………..…17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2) - копия.docx

— 58.90 Кб (Скачать файл)

Вполне естественно, что  подобная позиция приводила мыслителя  к восприятию личности как центра бытия вообще. Неискоренимый эгоизм человеческой природы обосновывается уже в силу стремления к самосохранению. Недаром Валла утверждает, что его личная жизнь для него самого – высшее благо. Собственная жизнь для человека более предпочтительна, нежели жизнь других людей. И все помыслы человека самой природой направляются на заботу о самом себе.

По сути дела, у Лоренцо  Валла формулируется настоящая апология наслаждения, которая становится одним из важнейших принципов морали того времени. При этом, однако, само наслаждение понимается не только лишь как удовлетворение неких низменных плотских потребностей. Наоборот, в полном соответствии с Эпикуром, утверждается идея наслаждения, как гармония духовного и телесного начал, в равной степени присущих человеку и поэтому обязательных для него.

Более того остерегая людей  от того, чтобы исповедовать лишь плотские наслаждения, он говорит: «Нужно отметить, что хотя я говорил, что наслаждение  или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение». Поэтому  Лоренцо Валла называет истинным наслаждением то, которое испытывает душа в раю.

Впоследствии «апология  наслаждения» становится одной из важнейших  тем во всей гуманистической литературе, ибо через призму эпикурейских идей, понятных в новом духе, как бы прояснялись новые гуманистические  идеи о сущности человеческой личности, о взаимоотношениях отдельного человека с Богом и другими людьми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ренессанский период главными антагонистами гуманистических идей и учений оставались схоластическая философия и подчиненная ученость, неразрывно связанные с культурой традиционного феодального общества. Внутри гуманистической философии существовали свои разногласия и даже борьба, но перед лицом схоластики полемика между гуманистически настроенными философами отступала на второй план. Мы видели, как широко использовали они в этих интересах античные философские идеи и учения и какие поправки, новые идеи и концепции они вносили в них под воздействием запросов жизни. Развитие научного знания не известного предшествующим векам и Античности, послужило другим интеллектуальным стимулятором формирования новых мировоззренческих идей и концепций, определявших лицо гуманистической философии.

Особенно значительная роль в гуманистической философии  Возрождения принадлежит многогранной проблеме человека. Свое наиболее обобщенное выражение, выявляющее и осмыслявшее  усиливавшуюся активность человека по отношению к природе, она нашла  в многочисленных мечтаниях о  царстве человека, а в собственно философской, преимущественно онтологической форме – в настойчивом углублении идеи соотношения природы и искусства, соотношение человеческой и божественной деятельности. В гуманистической  философии необычайно расширился и  углубился и этико-социальный аспект проблемы человека как в ее индивидуально-личностном, так и в коллективно-социальном плане. Одни ренессансные философы искали ее решения преимущественно в  первом направлении, а другие – во втором. Так или иначе все новые творческие идеи и тем более учения были связаны с гуманистической культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления.М.,1978.
  2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
  3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.
  5. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1985, Т.1.
  6. Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1914, Ч.1.
  7. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.,2-И.,1991.
  8. Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.,1993.

 

 


Информация о работе Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса