Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:33, реферат
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),
XIII - XII вв. до н. э. - Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;
VII - VI вв. до н. э. - архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов - полисов);
V - IV вв. до н. э. - классический период (греко - персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов);
IV в. до н.э. - l в. н.э. - эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).
1. Введение ………………………………………..……………………………………………3
2. Древнегреческие храмы ……………….……………………………………………………5
3. Стили колонн ………………………………………………………………………………..10
4. Период эгейской (крито-микенской) культуры……………………………………………14
5. Гомеровский период…………………………………………………………………………15
6. Архитектура архаического периода………………………………………………………...16
7. Классический период в архитектуре Древней Греции…………………………………….18
8. Эллинистический период……………………………………………………………………20
9. Заключение…………………………………………………………………………………...23
10. Список источников…………………………………………………………………………24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат на тему:
«Архитектура Древней Греции»
выполнила: студентка 4 курса
очного отделения
психолого-педагогического
специальности «ПиМНО»
Токарева Ольга Ивановна
проверил:
Лалетин Дмитрий Александрович
Воронеж 2011
Содержание
1. Введение ………………………………………..…………
2. Древнегреческие храмы ……………….……………………………………………………5
3. Стили колонн ……………………………………………
4. Период эгейской (крито-микенской) культуры……………………………………………14
5. Гомеровский период………………………………………………………………
6. Архитектура архаического
периода………………………………………………………..
7. Классический период в архитектуре Древней Греции…………………………………….18
8. Эллинистический период………………………………………………………………
9. Заключение……………………………………………………
10. Список источников……………………………………………………
Введение
В культурном наследии древних цивилизаций особое место занимает искусство Древней Греции, сложившееся в Средиземноморском бассейне, Причерноморье и соседних странах начала I тысячелетия до н. э. по V в. н. э., которую называют античной (лат. antiquus — древний). Термин «античное искусство» впервые появилось в XV в. - так итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали греко-римскую культуру, древнейшую из известных в то время. В борьбе с тысячелетней церковной традицией средневековья, утверждая новую, пронизанная верой в красоту и ценность человека культуру эпохи Возрождения, ее создатели обратились к прекрасным творениям Древней Греции и Древнего Рима. Она привлекала их жизнеутверждающей силой, сознанием ценности и красоты человеческой личности, верой в безграничные творческие способности человека. Впоследствии термин «античное искусство» прочно вошел в европейскую культуру. В начале XVIII в. были начаты первые археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, скрытых под лавой вулкана Везувия.
Особенности греческого общества, способствовавшие проявлению творческих задатков личности, не являются уникальными. Специфическим, но опять-таки не уникальным, было их взаимодействие, многократно усиливавшее конечный эффект. К наиболее важным из них А. И. относил социальные феномены, описываемые следующими понятиями: личная свобода; «вертикальная» и «горизонтальная» мобильность; ограниченный оптимизм; демонстративное потребление; агональное общество; «культура стыда», «культура вины» и стремление к славе[3].
Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.
Художественное наследие
Древней Греции и Древнего Рима —
архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное
и ювелирное искусство —
Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в XII веке до н.э., к VI веку до н.э. создали высокоразвитое искусство[2].
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античност восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.
Античность, чья тысячелетняя
история накопила бесценные и
непревзойденные сокровища
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
Древнегреческие храмы
Величайшим достижением греческой архитектуры были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.
Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены[9].
В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.
Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.
В эпоху эллинизма, когда греческая архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.
Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.
Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе.
Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды[5].
Парфенон - Центральный храм
Акрополя. Строительство его началось
в 447 году до н.э. Руководил постройкой
знаменитый скульптор Фидий. Парфенон
построен из 46 колонн, размеры его 70
на 30 метров. Внутри храма Фидий установил
огромную статую Афины, но она была
вывезена в Константинополь и
погибла там во время пожара. О
строительстве Парфенона любой
грек может рассказать целую историю.
Во-первых, под его конструкцией
специальный фундамент, который
помогает амортизировать землетрясения
(они в Греции не редкость). Во-вторых,
колонны Парфенона
Этот храм - наиболее совершенное
сооружение в дорическом стиле - был
завершён почти две с половиной
тысячи лет назад, но нам известны
имена его создателей: их звали
Иктин и Калликрат. В храме
стояла статуя Афины, изваянная великим
скульптором Фидием; один из двух мраморных
фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший
храм, представлял праздничное
В результате завоеваний Александра
Македонского во второй половине 4 века
до н.э. влияние греческой культуры
и искусства распространилось на
обширные территории. Возникали новые
города; крупнейшие центры складывались,
однако, вне пределов Греции. Таковы,
например, Александрия в Египте и
Пергам в Малой Азии, где строительная
деятельность получила наибольший размах.
В этих областях предпочитали ионический
стиль; интересным его образцом было
огромное надгробие малоазийскому
царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам
света. Это была погребальная камера
на высоком прямоугольном
В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые. Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, причём, однако, удержались некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ' ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, несколько отступя вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание назыв. «храмом в пилястрах» (ι ' ερόν ε ' ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ' πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов: