Архитектура Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
период эгейской, чаще называемой крито-микенской, культуры (III-II тысячелетия до н.э.),
XIII - XII вв. до н. э. - Гомеровский период, живо и красочно описанный поэмами Гомера;
VII - VI вв. до н. э. - архаический период (борьба рабовладельческой демократиии против родовой знати, становление городов - полисов);
V - IV вв. до н. э. - классический период (греко - персидские войны, эпоха расцвета культуры, разложение союза полисов);
IV в. до н.э. - l в. н.э. - эллинистический период (создание империи Александра Македонского, распространение греческой культуры и ее расцвет в колониях Малой Азии).

Содержание работы

1. Введение ………………………………………..……………………………………………3
2. Древнегреческие храмы ……………….……………………………………………………5
3. Стили колонн ………………………………………………………………………………..10
4. Период эгейской (крито-микенской) культуры……………………………………………14
5. Гомеровский период…………………………………………………………………………15
6. Архитектура архаического периода………………………………………………………...16
7. Классический период в архитектуре Древней Греции…………………………………….18
8. Эллинистический период……………………………………………………………………20
9. Заключение…………………………………………………………………………………...23
10. Список источников…………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

Вместо известкового камня и песчаника  для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке  и потому способствующий большей  деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике.

Храм Тесея в Афинах

Почти одновременно с ним явились  ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в  их исполнении аттическое понимание  ионического стиля, а именно маленький  храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь. Кипучей строительной деятельностью  было ознаменовано в Афинах правление  Перикла. При нём на месте древних  святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами  Иктином и Калликратом и обильно  украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Постройка  этого храма ещё не была окончена, когда началось сооружение т. наз. Пропилеев  — торжественных ворот акрополя, в которых архитектор Мнезикл  сумел прекрасно сочетать дорический стиль с ионическим, применив первый к фасаду, а второй — к внутренней колоннаде. Блестящие успехи зодчества  в Афинах оказали сильное влияние  на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под  руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты  роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии). К той  же поре относится сооружение храма  Зевса в Олимпии, знаменитого  по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием [4].

 

 

 

 

 

 

 

Храм Эпикурейского Аполлона в Бассах

 

 

 

Эллинистический период

Греческая архитектура также  была сращена с динамичными общественными  процессами. До эпохи эллинизма царских  дворцов не строили по причине  отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр  полиса — агора, площадь, где собирался  народ для решения как политических, так и экономических проблем (в  частности, для товарообмена) , начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных  учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая  архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы  храмов, так и их отдельных деталей.

И, несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка).

Перистильный тип жилого дома окончательно утверждается в эллинистических  областях. По-прежнему сохраняется изолированность жилища от внешней среды. Богатые дома имели бассейны, щедро украшенные росписью, мозаикой, скульптурой интерьеры. В озелененном дворе устраивались уютные места для отдыха, фонтаны.

Греки строили хорошо оборудованные  гавани, маяки. История сохранила  описания гигантских маяков на о. Родос  и на о. Фарос в Александрии. Родосский маяк представлял собой огромную статую из меди, изображавшую Гелиоса - бога Солнца и покровителя острова - с зажженным факелом, умазывающего вход в гавань. Статуя была сооружена родосцами около 235 г. до н. э. в честь своих военных побед. От нее не сохранилось ничего; неизвестно даже, какой она была высоты. Греческий историк Филон называет цифру «семьдесят локтей», т. е. около 40 м.

Колосс Родосский 

(Родосский маяк)

 

 

 

 

 

 

 

 

Республиканский строй Родоса способствовал необычайному расцвету искусства. Чтобы судить о родосской  скульптурной школе, достаточно упомянуть  всемирно известное произведение «Лаокоон».

В эпоху эллинизма, когда  архитектура стала стремиться к  большей пышности, чаще всего стали  использовать коринфские капители. Они  богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения  листьев аканта[2].

Александрия - столица эллинистического Египта, части основанной Александром  Македонским державы. В конце IV в. до н. э. здесь организуется крупнейший научный центр - Мусейон, где работали видные греческие ученые: математик  Евклид (III в. до н. э.), астроном Клавдий  Птоломей (II в.), врачи, писатели, философы, художники. При Мусейоне была создана  знаменитая Александрийская библиотека. Город стоял на трассах торговли греков с восточными странами: он располагал крупными портовыми сооружениями, удобными бухтами.

На северной оконечности  о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, в конце III в. до н.э. был сооружен маяк в виде высокой  многоярусной башни с павильоном, где постоянно поддерживался  яркий огонь. По сведениям историков, его высота равнялась 150 - 180 м.

В эпоху эллинизма греческая  культура проникает в самые отдаленные уголки цивилизованного мира. Культурному  обмену способствовали обширные завоевания Александра Македонского. «Высочайший  внутренний расцвет Греции совпал с  эпохой Перикла, высочайший внешний  расцвет - с эпохой Александра», - писал  К. Маркс.

Целый ряд архитекторов пишут  трактаты, излагая основы строительной науки и сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах  уделяется архитектурным стилям. Если в классической греческой архитектуре  ордеры - дорический, ионический, коринфский - не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими своеобразными пропорциями, то в  эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров  и их отдельных частей. Наметились тенденции к смешению различных  ордеров и их элементов в одном  здании, усложнялись планы сооружений. В архитектуре восточных районов  наряду с ордерной системой использовались иногда арки и своды.

Зодчие эллинизма не создали  архитектурных образов, по глубине  подобных Парфенону, но превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов. В формах архитектуры  нашло яркое выражение эллинское  чувство безграничных просторов. В  грандиозных ансамблях и величественных высотных сооружениях эллинизма  находили отражение чувства, вырвавшиеся  из тесных рамок полисной уравновешенности в бурный, дисгармоничный мир огромных монархий.

Ещё одной особенностью эллинистической  архитектуры было звучание новой  темы - напряжения - в художественной компоновке зданий эллинистических  акрополей, особенно заметной после  величаво спокойных классических ансамблей.

 

 

 

Заключение

Сухой субтропический климат Греции, горный рельеф, высокая сейсмичность, наличие высококачественного строительного  леса, известняка, мрамора, которые  легко поддаются обработке и  моделировке в каменных конструкциях, определили «технические» предпосылки  греческой архитектуры. Архитектура Древней Греции на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов. Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций. Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах. Сделан большой вклад в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох. Закат древнегреческого влияния в архитектуре начинается в I веке до н.э. в связи с активной римской экспансией. Архитектура принимает черты культуры завоевателей, романтизируется. Принципы греческой демократии уже не соответствует имперским потребностям Рима. В V веке н.э. Греция обращается в христианство, начинается формирование Византийской империи, со свойственными ей архитектурными канонами. В период великого переселения народов с IV по VI территория Греции подвергается периодическим нападениям готов, славян, персов, арабов, норманов не очень трепетно относившихся к памятникам архитектуры. Византия, и Греция как её часть оказались под влиянием традиций Ближнего Востока. В XI – XII веках огромный урон памятникам древнегреческой архитектуры нанесли крестовые походы и идущие за крестоносцами нищие всей западной Европы. Вместе с крестоносцами приходили и их спонсоры – флорентийцы и генуэзцы, а уходя вывозили целые разобранные дома, не говоря уже об отдельных колоннах. В 1453 году пала Византийская империя, а в 1456 году турки захватили Афины. При этом туркам нужно отдать должное в сохранении ценностей Древней Греции. Благодаря туркам англичане в XIX веке начали раскопки и вернули европейскому миру утраченные знания об архитектуре и искусстве Древней Греции. Сейчас правительство Турции очень трепетно относится ко всем сохранившимся архитектурным памятникам античности и весьма неплохо на этом зарабатывает.

Список источников

1.  http://www.arhitekto.ru/txt/2razv01.shtml/ Античная архитектура

2. http://arx.novosibdom.ru/node/444/ Древняя Греция. Обзор архитектуры и искусства

3. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э./Под ред. Л. Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000. - 320 с.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_Древней_Греции/ Архитектура Древней Греции

5. http://www.privatehouse.ru/styles/greece/ Греческая архитектура (XII в. до н.э. – I в. н.э.)

6. Культурология : учебное пособие / Д.А. Лалетин. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 264 с.

7. Классическая Греция./ Бюттен А.-М. М.: Вече, 2006.

8. История Древней Греции: Учебник / Под ред. В. И. Кузищина. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2003.

9. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима./ Винничук Л. М.: 1988.

10. История Древнего мира. Античный мир./ Немировский А.И. В 2 тт. М.: 2000.

 

 

 


Информация о работе Архитектура Древней Греции