Чай и чайная церемония в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.

Содержание работы

Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 169.53 Кб (Скачать файл)

устроитель, организатор, дирижер  чаепития. Гости – ведомые, подчиняющиеся

указаниям хозяина. Однако на всем протяжении чайного действа хозяин выполняет

по существу роль слуги: он приветствует гостей в начале  церемонии, выносит  в

чайную комнату утварь, готовит  напиток, подносит его гостям, по окончании

церемонии уносит утварь, провожает  гостей. Наконец сам хозяин не пьет чай, а

только готовит и предлагает его гостям.

     Чайное действо в полдень.

Приглашенные лица приходят на церемонию  по отдельности или группой не менее

чем за 15-20 минут до начала церемонии. Дорожка от входных дверей на внешнюю

росистую землю до домика, в котором  собираются гости, незадолго до прибытия

поливается водой, что вызывает у проходящих по ней ощущение свежести. Кроме

того, окропление водой несет и  сакральную функцию – очищение пути,

следовательно самих участников чаепития.

Входные ворота и дверь домика для  сбора гостей должны быть приоткрыты

примерно на 3 см., что символизирует  приглашение войти. Из прихожей гость

проходит в комнату, где отряхивает пыль с одежды, снимает обувь, в  которой

пришел и надевает специальные  сандалии.

Из комнаты гость переходит  в помещение доя ожидания, где осматривает висящий

в нише токонома свиток, цветы в  вазе, а также предметы, выполняющие  чисто

декоративную функцию. Участники  чаепития выбирают из числа присутствующих

«последнего гостя». Это лицо, хорошо разбирающееся в чайном ритуале, так как

последнему гостю приходится выполнять  в ходе церемонии ряд важных действий.

Наконец в помещение для ожидания приходит главный слуга хозяина  во время

чаепития. Он приносит поднос с чашками, наполненными горячей водой и  передает

его последнему гостю. Тот в свою очередь предлагает ее каждому гостю.

Подношение воды и ее питие символизирует  начало акта очищения. После этого

гости надевают приготовленные для  них сандалии из соломы и  идут к  скамейке,

где садятся на приготовленные заранее  подушечки. Наступает момент  встречи

гостей. Хозяин подходит к скамейке и приветствует гостей поклоном. Гости

встают и в молчании отдают ответный поклон, причем кланяться хозяину  начинает

главный гость. Хозяин делает еще один поклон, и это означает, что

приготовление к чайному действу  закончены и наступает время следовать в

помещение, где проводится церемония.

Сначала главный гость подходит к месту ритуального омовения рук и рта. После

него следуют все остальные.  В то время как остальные гости  омывают руки и

рот, главный гость подходит к  входу-лазу нидзиригути и встает на камень для

снимания обуви, осторожно открывает  створку лаза и заглядывает  в  чайную

комнату. Потом, опираясь на обе руки, пролезает внутрь. Данный ритуал должен

помочь участнику чаепития уменьшить  зависимость от собственного «я», так

сказать, смирить гордыню. Находясь в чайной комнате гости сидят поджав под

себя ноги, передвигаются на коленях. Наконец главный гость делает легкий

поклон, и держа у колен складной веер, приближается к нише -токонома и

осматривает висящий в ней свиток. Написанные на нем слова должны намекать

гостям тональность предстоящего чаепития и задавать настрой всему  действу.

Если видят в нише только свиток, это значит устраивается чаепитие со строгим

соблюдением ритуала, похожее на официальный прием. Наличие в нише цветка

указывает на неформальный характер встречи: гостям будут подавать только

жидкий чай.

Затем главный гость передвигается  к месту приготовления чая, где  осматривает

очаг -фуро и котел для кипячения воды. Аналогичную процедуру осмотра

совершают и другие участники чаепития. После этого гости рассаживаются  на

предназначенные для них места.

Во время сбора гостей в чайной комнате хозяин находится в примыкающей к ней

водной комнате. Когда он чувствует, что гости окончили осмотр ниши и  утвари,

открывается дверь «входа на Путь чая», соединяющего два помещения  и

обменивается с гостями поклонами. После церемонии приветствия  хозяин

возвращается к входу на Путь чая и закрывает дверь, что  означает начало

поднесения гостям закусок. Еда  должна создавать у участников чайного  действа

определенное настроение.

После окончания еды гости вытирают салфетками использованную обеденную  утварь

и ставят ее на поднос. Удар палочек, которые  гости бросают на поднос,

означает завершение трапезы. Услышав  этот звук, хозяин выходит из водной

комнаты, собирает и уносит подносы.

Вернувшись из водной комнаты в  чайную комнату хозяин начинает церемонию

«первого угля», в которой участвуют гости. Гости внимательно наблюдают за

действиями хозяина. Главный гость  может задавать хозяину вопросы  об утвари,

которая используется при проведении церемонии «первого угля». Заключительным

аккордом первого этапа чайного  действа является поднесение гостям сладостей.

Сласти, подаваемые во время чайной церемонии, представляют собой засахаренные

фрукты, поэтому их выбор зависит  от времени года.

После трапезы устраивается перерыв  –накадати, который гости проводят вне

чайного домика, на «росистой земле». Гости разминают ноги, потом садятся  на

скамейку для ожидания и  любуются пейзажем сада.

Первый удар гонга настраивает  гостей на возвращение в чайный домик. Услышав

последний удар, участники церемонии  друг за другом повторяют ритуал омовения

рук и рта и вхождения в  чайную комнату. Возвращение гостей в комнату

знаменует начало второго этапа  чайного действа- питие «густого чая».  По

консистенции «густой чай» напоминает свежие сливки. Такой чай пили в

монастырях дзэнские монахи, пытаясь преодолеть сонливость во время медитации.

«Густой чай» участники церемонии  пьют по кругу, начиная  с главного гостя, из

одной чашки.

После окончания церемонии «густого чая» следует церемония «последнего  угля»,

аналогичная по функциям церемонии «первого угля».

Наконец начинается следующий этап чайного действа: приготовление  и питие

«жидкого чая». «Жидкий чай» имеет  меньшую концентрацию. Ритуал пития

«жидкого чая» несколько иной. Атмосфера  в комнате неформальная. Гости

чувствуют себя свободнее и поведение  их более непринужденно.

После завершения чаепития гости друг за другом покидают чайную комнату  и

собираются на внутренней росистой земле Хозяин открывает из чайной комнаты

створку лаза  и все делают поклон. Хозяин смотрит как все гости покидают

росистую землю и закрывает  створку, когда они исчезают из вида. На следующий

день главный гость приходит к хозяину и от имени всех участников  благодарит

за чаепитие.

     «Чайное действо на рассвете»

«Чаепитие на рассвете проводят в  феврале и марте, т.е. в холодное время года

Такие церемонии называют также  чаепитиями при оставшихся (зажженных) фонарях,

« при оставшейся луне», на исходе ночи».

Гости собираются в помещении для  ожидания в промежутке между четырьмя и

четырьмя тридцатью утра.

После того, как гости войдут в  чайную комнату, хозяин выносит им рисовые

лепешки с фасолевой пастой и  имбирную настойку на рисовой водке  саке. Затем

не спеша приготавливает жидкий чай. Участники церемонии ведет  между собой

неторопливую беседу. На этом заканчивается  первый этап церемонии, который

называется «ранним чаем».

Затем гостям подается угощение, причем ко времени когда в комнату вносится

поднос с блюдами уже начинает светать В заключение гостям подают сласти.

Далее устраивается перерыв -накадати.

После первого перерыва действо  развертывается по стандартным правилам: питие

«густого чая», церемония « последнего угля», питие «жидкого чая».

Необходимым условием проведения чайного  действа на рассвете считается высокое

мастерство хозяина и наличие  известного опыта участия в такого рода чаепитиях

у приглашаемых гостей.

    

     «Чайное действо утром»

Утренние чаепития устраиваются летом  и ранней весной ( с середины июля до

середины сентября). Главная задача хозяина – дать гостям ощутить  вкус чайного

напитка до наступления жары.

Гости вступают на росистую землю  в шесть или шесть тридцать утра. Церемония

проводится в том же порядке, что и в каноническом варианте, однако

пропускается ритуал «последнего  угля»: после «густого чая», сразу  же

приготавливается «жидкий чай».

     «Чайное действо ночью»

Чаепитие такого рода устраивается в холодное время года ( с середины ноября

до середины февраля). Чаепитие начинается обычно в шесть часов вечера, когда

уже темнеет Вечернее время и холод накладывают отпечаток на ритуал приема

гостей.

Гости собираются в помещении для  ожидания и вместе с горячей водой  им

подается имбирная настойка из сакэ, питие которой должно согреть  участников

церемонии.

В начале чаепития хозяин готовит  для гостей большую чашку жидкого  чая,

которая передается по кругу. Каждый гость отпивает некоторое количество, для

того, чтобы согреться.

Во время перерыва гости согревают  себя специальными грелками для рук.

Сигналом для возвращения гостей в чайную комнату является удар в особый без

языка, колокола.

     «Чайное действо со сластями»

Называется также «чайное действо  после еды» – устраивается после  еды в любое

время года Гостям подается светлый  бульон, сакэ, легкие закуски и сласти, а

после перерыва готовится «густой  чай» и «жидкий чай». Церемония  «последнего

угля» опускается.

     «Чайное действо вне определенного времени.»

Чаепитие такого рода организуется спонтанно, без предварительного приглашения

заранее выбранных гостей. Намерение  устроить чаепитие возникает во время

встречи друзей или коллег, что  обуславливает достаточно свободное

распределение ролей в подготовке проведения чаепития: один его участник

готовит бульон, другой занимается подбором и установкой цветов. В таком

случае все гости должны заранее знать правила организации чайного действа.

Церемония чаще всего проводится по следующей схеме: ритуал «первого угля»  –

поднесение сластей- перерыв – накадати- питие «густого чая»- поднесение

закусок - ритуал «последнего угля» 3– питие «жидкого чая».

«Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после

     основного чаепития».

Такое чаепитие устраивается для тех, кто не смог по уважительным причинам

принять участие в утренней или  дневной церемониях, но все-таки пришли

осмотреть чайную утварь, т.е. организуется как бы дополнение к чайному

действу.  Устраивать такие чаепития после вечерней церемонии не принято,

поскольку питие чая вечером  как бы кладет конец чаепитиям  на сегодняшний

день.

Гости собираются где-нибудь недалеко от чайного домика и через кого-нибудь

извещают хозяина о своем  намерении осмотреть чайную утварь.

Хозяин посылает слугу встретить  их. Следуя стандартному ритуалу гости входят

в чайную комнату, осматривают нишу -токонома, чайную утварь и занимают свои

Информация о работе Чай и чайная церемония в Китае