Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:20, реферат
История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий
древнекитайской цивилизации.
Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый
"Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия
чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну
(буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством
около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге
"Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был
прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения.
Глава 1. История распространения чая. 4
1.1 Легенда появления чая 7
1.2 Культ чая как элемент дзен- буддизма 8
Глава 2. Действо и принципы чайной церемонии 10
2.1. Чайная комната и пространство вокруг нее 21
2.2. Чайные процессы 29
места. Хозяин открывает створку входа в чайную комнату и приветствует гостей.
Затем вступает в чайную комнату и сразу же принимается за приготовление
напитка. Чаепитие проходит в такой последовательности: питие «густого чая» –
добавление углей в очаг, угощение сластями – питие «жидкого чая». Окончив
чаепитие, гости возвращают хозяину осмотренные чайницу и чайную ложку, после
чего покидают чайную комнату.
Характер проведения чаепития данного типа и общую атмосферу чайного действа
определяет то обстоятельство, что, несмотря на занятость, делами лица,
которое приглашал хозяин, все-таки нашло возможность зайти к нему на
некоторое время. Этот факт свидетельствует об уважении, оказываемом гостями
хозяину. Церемония проводится в достаточно быстром темпе из-за ограничении
времени, располагаемого гостями.
Помимо описанных выше типов чайных церемоний существует еще не менее десятка
видов чаепитий, с неканоническим ритуалом, имеющих свои специфические черты.
Чайное действо представляет собой сложную динамическую систему, все
функциональные элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.
Рис.2.Чайная Церемония
Чайная комната (Сукия) не претендует быть ничем другим, как лишь только
маленьким домиком, соломенной хижиной, как мы ее называем. Слово "Сукия"
значит "приют" фантазии" /значение первоначальный идеографов/. Впоследствии
разные тимейстеры (мастера чая) вставили китайские знаки на место прежних,
соответственно их концепции чайной комнаты, и термин "Сукия" может теперь
означать "убежище пустоты" или же "убежище несимметрического". Это - приют
фантазии, поскольку он представляет воздушную постройку, предназначенную
укрывать поэтический импульс. Это - приют пустоты, поскольку он лишен всяких
украшений, за исключением тех, которые помещаются в комнате, чтобы
удовлетворить некоторым эстетическим потребностям момента. Это - убежище
несимметрического, поскольку оно посвящено культу Несовершенного, и в нем
намеренно оставлено кое-что
завершающей фантазии. Начиная с 16-го столетия, идеалы тиизма оказали такое
влияние на внутреннее убранство обыкновенного японского дома, в смысле крайне
простоты и целомудрия в замысле обстановки, что иностранцу он может
показаться почти пустым.
Первая чайная комната, как таковая была созданием Сенно-Соэки, который обычно
известен под своим позднейшим именем Рикьу, и который был величайшим из всех
тимейстеров. В шестнадцатом столетии под покровительством Таико Хидейоши, он
установил и довел до высокой степени совершенства обрядовую сторону чайной
церемонии. Размеры чайной церемонии. Размеры чайной комнаты были
предварительно определены Иово, знаменитым тимейстером пятнадцатого столетия.
Чайная комната, в своем первоначальном виде представляла просто часть
обыкновенной гостиной, отгороженную ширмой для целей чаепития. Отгороженная
часть называлась "Какой" (загородка), название, и сейчас применяющееся в
отношении чайных комнат, которые устроены в доме и не представляют
независимых построек.
Сукия состоит из чайной комнаты собственно, предназначенной вмещать не
больше, чем 5 лиц - число, наводящее на мысль об изречении: "Больше чем
граций, меньше, чем муз": из передней /мидсуйя/, где моется и расставляется
чайная посуда, перед тем, как внести ее в комнату; портика /макиаи/, где
ожидают гости, пока их не пригласят войти в чайную комнату, и садовой дорожки
/роджи/, которая соединяет макиаи с чайной комнатой.
Внешний вид чайной комнаты очень прост. Она меньше, чем самый маленький из
японских домов, а материалы, из которых она строится, предназначены
производить впечатление утонченной бедности. Но надо помнить, что все, что в
целом является результатом глубокого артистического замысла, и что детали
были выработаны с тщательностью, может быть большей, чем приходится
затрачивать при постройке богатейших дворцов и храмов. Хорошая чайная комната
стоит дороже, чем обыкновенный особняк, потому что выбор материалов, а также
выполнение требуют большой предусмотрительности и точности. Действительно,
строительные рабочие, занятые в этой отрасли, образуют особый и пользующийся
почетом класс среди ремесленников, так как их работа более тонка, чем работа
изготовителей лакированных шкафов.
Чайная комната не только отличается от произведений западной архитектуры, но
и представляет резкий контраст с классической архитектурой самой Японии.
Восточные древние благородные постройки, как светские, так и духовные были
внушительны, даже по своим размерам. Те немногие, которые уцелели от
гибельного пожара веков, все еще способны внушать жуткое чувство своим
величием и богатством украшения.
Внутреннее убранство старых храмов и дворцов было очень пышно. В храме Худо/,
в Удже, построенном в десятом столетии, мы все еще можем видеть вычурные
навесы и золоченные балдахины, разноцветные и выложенные зеркальным стеклом и
перламутром, а также остатки живописи и скульптуры, которые когда-то
покрывали стены. В позднейшее время в Никко и в замке Ниджо в Киото можно
увидеть, как структурная красота приносится в жертву богатству орнаментации,
которая по цвету и выполнению деталей может сравняться с чрезмерной пышностью
арабских и мавританских построек.
Простота и пуризм чайной комнаты возникли в результате рвения дзенистского
монастыря. Этот монастырь отличается от других поскольку он - лишь жилое
помещение для монахов. Его часовня - не место для религиозного культа или
паломничества, но университетская аудитория, где студенты собираются для
дискуссий или практики размышления. Комната пуста, за исключением центральной
нищи, в которой позади алтаря стоит статуя Бодхи-Дхарма, основателя сект или
Сакьямуни вместе с Кафиапа и Ананда, двумя старейшими патриархами Дзен. На
алтаре стоят цветы и курится ладан в память великих заслуг этих мудрецов. Уже
упоминалось о том, что именно монахи Дзен установили обряд чаепития из
круговой чаши перед изображением Бодхи-Дхарма, что и послужило основой для
возникновения чайной церемонии. Можно здесь добавить, что алтарь дзенистской
часовни был прообразом таконома- почетное место в японской комнате, где
помещаются обыкновенно
Все великие тимейстеры были студентами дзен и пытались провести дух дзена в
практическую жизнь. Таким образом, чайная комната, как и другие детали чайной
церемонии, отражает многие доктрины дзен. Размер ортодоксальной чайной
комнаты, равняющийся четырем с половиной матам иди десяти квадратным футам,
определяется одним отрывком из Сутра Викрамадиться. В этом интересном
произведении говорится, как Викрамадитья приветствует святого Манджушири и
восемьдесят четырех учеников Будды в комнате такого размера - аллегория,
основанная на теории несуществования пространства для истинно- просвещенного.
Затем роджи, садовая дорожка, которая ведет из макиаи в чайную комнату,
означала первую стадию размышления, - переход к самоозарению. Роджи
предназначалась, чтобы прервать сообщение с внешним миром и вызвать
обновленное настроение, подготовительное к полному наслаждению чувством
прекрасного, в самой чайной комнате. Тот, кто проходил когда-либо по этой
дорожке, вспомнит многое . . . Он вспомнит и прозрачный полумрак вечнозеленых
деревьев, под которыми он проходил, и правильную неправильность каменных плит
под ногами, и сухие иглы сосен на землю, и поросшие мхом гранитные башенки, и
то, как душа его постепенно возвышалась над будничными маслами. Можно быть в
центре города - все же чувствовать себя как будто в лесу, далеко от пили и
сутолоки цивилизации. Тимейстеры обнаружили большое искусство в
воспроизведении этих эффектов ясности и чистоты. Характер переживаний,
которые должны были возбуждаться у проходящего через роджи, изменялся в
зависимости от тимейстера. Некоторые, как Рикьу, стремились вызвать чувство
крайнего одиночества, они говорили, что секрет устройства роджи содержится в
старинной песенке:
Смотрю вперед, - и нет цветов
И ярких листьев нет.
А там, на берегу морском,
Стоит один пустынный дом
на желтизне песков,
И призрачно горит на нем
вечерний свет,
осенний свет...
Другие, подобно Кобори Эншьу, искали много эффекта. Эншьу сказал, что идею
садовой дорожки можно найти в следующих стихах:
Листва деревьев над волной,
И море в искрах золотых
под бледною луной.
Он стремился создать образ вновь пробудившейся души, которая никак не может
стряхнуть с себя туманные сны прошлого, но уже радостно тянется к льющемуся
ей навстречу мягкому
которая лежит где-то там, за пределами достижимого.
Подготовленный таким образом гость, молчаливо подходит к святилищу и, если он
- самурай, оставляет свой меч на решетке под стропилами, так как чайная
комната - это, главным образом припев мира. Затем он низко наклонится и
вползет в комнату через маленькую дверь, не больше, чем три фута в высоту.
Все гости, знатные и простые одинаково, должны пройти через это, - так
пробуждается в них чувство смирения. Еще отдыхая в мадиаи, гости уже
сговариваются относительно порядка при входе в комнату, и так они бесшумно
входят один за другим и, прежде чем занять свое место, склоняются перед
картиной, или цветами на токонома.
Хозяин войдет в комнату лишь тогда, когда все гости уже уселись и между ними
царит молчание, прерываемое лишь пением воды в железном котелке. Хорошо поет
вода, потому что пластинки железа на дне устроены так, что они производят свою особую мелодию. В ней можно уловить и эхо водопадов, окутанных облаками,
и далекий шум моря разбивающегося на скалах, и раскаты грома в Бамбуковой
роще, и вздохи сосен где-нибудь на далеком холме.
Даже в дневное время в комнате царит полумрак, так как низкие стропила
покатой крыши мешают солнечным лучам проходить в комнату. Потолок, пол и все
предметы в комнате отличаются спокойными, мягкими тонами. Так же одеты и
гости, со вкусом и незаметно.
Все в комнате уютно -
что все современное изгнано из обстановки, и только в одном звучит нота
контраста: бамбуковый ковш для разливания и полотняная скатерть Оба
безукоризненно белы и новы. Какими бы тусклыми не казались чайная комната и
сервиз, все абсолютно чисто. Ни одной пылинки нельзя найти даже в самом
темном углу, а если найдешь, это значит, что хозяин - не тимейстер. Самое
главное, что требуется от тимейстера - это, чтобы он умел подметать, чистить
и мыть, ибо уборка и наведение чистоты - это тоже искусство. При чистке