Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:13, контрольная работа
Целью данной работы выступает исследование теории делового общения.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
- обосновать определение делового общения как важнейшей части культуры менеджмента в организации;
рассмотреть основные этапы делового общения;
проанализировать разновидности делового общения;
- определить принципы оптимизации делового общения.
1. Определение делового общения.
2. Виды делового общения.
3. Средства общения.
4. Барьеры общения.
Основными субъектами общения, с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интравертный субъекты общения.
Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразности общения. Он хочет овладеть инициативой в общении, оказать влияние на других, подавить активность партнера по общению. Его настроенность на это можно уловить по осанке, мимике, жестам, взгляду, репликам. В общении он повышает голос, перебивает партнера, повторяет многократно одно и то же, отличается напористостью.
При общении с доминантным
Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуверенно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения. Он очень чувствителен к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Нерешителен в раскрытии собственных знаний. Иногда он позволяет сбить себя с толку; уступчив, легко теряется; никогда сам не перебивает партнера и терпеливо сносит, когда перебивают его.
Общаясь с недоминантным субъектом, необходимо стимулировать его к открытости, предоставить ему инициативу и возможность выразить себя.
Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переключает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по общению (часто слишком поверхностно). Его речь тороплива, фразы легко сменяют друг друга; задает темп общению; часто перебивает. В ходе словесного общения активно выражает свое отношение к тому, что говорит партнер, вставляет реплики и замечания. Старается уловить смысл речи, не вникая в «словесное облачение». Всегда стремится внести разнообразие в общение, меняя поверхностно обсуждаемые темы, перескакивая с одной на другую.
Общаясь с мобильным субъектом, нужно помнить о том, что с ним практически невозможно обсуждать продолжительные во времени, серьезные темы с глубоким анализом сущности затрагиваемых вопросов. В подобных случаях он легко прекращает общение, пренебрегая формами и ритуалами прощания.
Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникативную деятельность. Ему требуется изучить партнера, понять его намерения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит, подробно излагает свои мысли, тщательно подбирая слова и выражения, строя фразы. Он не любит, чтобы его перебивали; не терпит поспешного изложения мыслей от других. Общение с таким человеком может быть тягостным для нетерпеливых.
Общаясь с ригидным субъектом, следует
избегать торопливости и небрежности.
Входить и выходить из коммуникативного
взаимодействия нужно с учетом сложившихся
этикетных форм общения. Необходимо
поставить перед собой
Экстравертный субъект общения открыто расположен к взаимодействию. Общение является его стихией. Независимо от своего душевного состояния, он всегда направлен на партнерство. Он уверен в собственной способности понять любого человека, любознателен, проявляет неподдельный интерес к людям. Хочет быть полезным окружающим, внимателен к ним, старается высказать свои симпатии и желает такого же отношения к себе. Для привлечения внимания к своей персоне часто бывает эксцентричным в высказываниях, используя модные новинки. Умеет говорить открыто и искренне.
Общаться с экстравертным субъектом легко, так как он сам создает положительную коммуникативную ситуацию.
Интравертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем. Однако он имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Общаться с интравертом благоприятнее с «глазу на глаз». К интенсивному общению его нужно втягивать постепенно и деликатно.
Учет приведенных
Эмоциональное состояние человека
также может влиять на эффективность
общения. Эмоции человека служат одним
из главных механизмов внутренней регуляции
психической деятельности и поведения.
Они способны резко усилить или
ослабить скованность, робость в общении.
Однако лишь устойчивые отрицательные
эмоции создают барьеры в общении. К таким
фундаментальным эмоциям относятся: страдание
(горе), гнев, отвращение, презрение, страх,
стыд и вина, плохое настроение и др. В
соответствии с этим к личностным барьерам
отрицательных эмоций можно отнести:
1. Барьер страдания. Этот барьер общения
вызывается трагическими событиями, физическими
болями, сильно заниженной самооценкой,
неудовлетворенностью своим социальным
статусом и т. п. Такой барьер снижает и
уровень общительности переживающего
страдания человека и тех, кто вступает
в контакт со страдающим. Барьер страдания
может быть вызван застенчивостью человека.
2. Барьер гнева. Его преодолеть особенно
трудно, так как гнев провоцирует неожиданные
препятствия, оскорбления и т.д. Гнев способен
удвоить физическую и психическую энергию:
чем он сильнее, тем человек активнее изливает
его в словах или агрессивных действиях.
3. Барьер отвращения и брезгливости. Этот
барьер возникает из-за нарушений кем-либо
элементарных норм этики поведения или
вследствие «гигиенического неприятия»
другого человека. Его могут спровоцировать:
а) мятая, грязная одежда и обувь; б) небрежная,
излишняя жестикуляция партнера, подергивание;
в) отталкивающие манеры (грубый цинизм,
пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация
неприличных звуков и т. п.); г) нарушение
психологической дистанции общения; д)
гигиенически неприятные действия (почесывание,
сморкание без использования носового
платка, харкание, слюнотечение и т. п.);
е) мокрые, потные ладони и грязные ногти
протянутой для рукопожатия руки; ж) неприятные
запахи изо рта, от тела, ног; з) гнилые
передние зубы и пр.
Следует отметить, что окружающие быстро
перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические
отклонения они не приемлют всегда. Именно
эти отклонения надолго запоминаются
людям, провоцируя стойкий барьер общения.
4. Барьер презрения. Также как и барьер
отвращения он ограничивает контакты
с человеком, вызывающим отрицательные
эмоции. Презрение у людей обычно вызывают:
аморальные поступки человека; его предрассудки;
неприемлемые черты характера (трусость,
скупость); предательство и т. д.
5. Барьер страха. Этот барьер общения является
одним из самых трудно преодолимых в общении
между людьми. С человеком, являющимся
источником страха, контакты сводятся
до минимума. Его избегают, стараются не
оставаться с ним наедине, не встречаться,
не попадаться ему на глаза.
6. Барьер стыда и вины. Возникает в результате
осознания неуместности происходящего
события как реакция на критику; неумеренную
похвалу, лесть, ухаживания; из боязни
показаться неловким или быть уличенным
в чем-то содеянном; от осознания глубокой
вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях
человек краснеет, у него изменяется голос,
он отводит в сторону глаза от партнера
по общению либо опускает их, старается
уйти от контакта.
7. Барьер плохого настроения. Плохое настроение
часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное
состояние влияет на партнера, парализуя
его желание общаться. Болгарский психолог
Ф. Генов при исследовании причин возникновения
служебных конфликтов, в частности, установил,
что: 1) уровень эмоциональной уравновешенности
у людей, занятых административной работой,
значительно ниже среднестатистического,
а с возрастом снижается еще более; 2) плохое
настроение руководителя значительно
ухудшает настроение подчиненных.
8. Барьер речи. Этот барьер общения возникает
вследствие допущенных речевых ошибок.
Он может исказить или даже полностью
заглушить слова говорящего. Такой барьер
возникает вследствие: эмоционального
возбуждения; неправильного выбора слов;
ошибок в построении сообщения; неверной
оценке способности партнера понять передаваемую
ему информацию; слабой аргументации высказываний;
неумения использовать социально-психологические механизмы общения.
Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений [Текст] : учеб. пособие / Р. Н. Ботавина. М. : Финансы и статистика, 2001.
Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов н/Д : Феникс, 1996.
Гибсон, Дж. Л. Организация: поведение, структура, процессы [Текст] / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х.-мл. Доннелли. М. : ИНФРА-М, 2000.
Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст] / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. М. : ИНФРА-М, 2002.