Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношениях – это, прежде всего получение максимальной прибыли.

Содержание работы

Введение
1. Определение делового общения.
2. Виды делового общения.
3. Средства общения.
4. Барьеры общения.
5. Практическое задание. Вы хотите арендовать помещение под офис, магазин. Составьте примерный сценарий диалога с собственником помещения.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по культуре речи.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств     и орудий;
  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

         Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит         за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38 %, а за счёт невербальных средств -          на 55 %.

Вербальное общение - речь - значение и смысл слов;

Невербальное общение:

• Мимика;

• Жестикуляция;

• Визуальный контакт;

• Проксемика;

• Пара- и экстралингвистика;

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Кинесические средства. Кинесические средства наиболее значимы. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру.

Показали, что при неподвижном  или невидимом лице лектора теряется         до   10-15% информации. Основные характеристики мимики - её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

С мимикой очень тесно  связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению      к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Так же легко, как и  поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен           для общающихся сторон.

Конкретный смысл отдельных  жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные  жесты, среди которых можно выделить:

1) коммуникативные (жесты  приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

2) модальные, т.е. выражающие  оценку и отношение (жесты одобрения,  неудовлетворения, доверия и недоверия,  растерянности и т.п.);

3) описательные жесты,  имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой  довольно легко распознать его эмоциональное  состояние. Так, в исследованиях  психологов испытуемые с большой  точностью узнавали по походке такие  эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая - при радости, вялая, угнетённая походка - при страданиях, самая большая длина шага - при гордости.

Просодические и экстралингвистические  средства. Просодические                   и экстралингвистические средства общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д.

Такесические средства общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

Такесические средства общения в большей мере, чем  другие невербальные средства, выполняют  в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести                      к конфликтам в общении.

Проксемические средства. Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения              и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э.Холл описал нормы приближения  человека к человеку - дистанции, характерные  для североамериканской культуры. Эти  нормы определены четырьмя расстояниями:

• интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких  людей;

• персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;

• социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении  чужими людьми и при официальном общении;

• публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной  дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги                      в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Вербальные средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно назвать «словесным действием».

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения  является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование  разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие  словесного действия проявляется                          в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз                           и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создаётся рядом психотехнических приёмов:

а) воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задаёт себе вопрос и сам на него даёт ответ);

в) риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнёров по общению);

г) эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность  общения);

д) инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии                    с социально- психологическими условиями общения.

Интонация и тональность  воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную  окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. быстрый темп затрудняет возможность  сосредоточить внимание на логике и  содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант  темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т.е. ясное, чёткое произношение звуков, облегчает процесс  проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические  действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

 

    1. БАРЬЕР ОБЩЕНИЯ

 

       Преодоление барьеров в деловом общении имеет первостепенное значение для бесперебойного функционирования вашего бизнеса. Если между сотрудниками компании, словно черная кошка пробежала, то им принять правильные решения в пользу компании будет очень сложно. Знать возможные барьеры в деловом общении важно, чтобы не впустить эту черную кошку в ваш бизнес. Эффективное деловое общение, как и общение на рабочем месте, является необходимостью в конкурентном мире. Хорошо налаженный диалог между сотрудниками позволит ускорить процессы обучения и развития. Приведем пару примеров нездорового делового общения.

Различный образ  мышления

 

Процесс общения  это не только говорить и понимать, что говорят вам. Любой процесс  делового общения не может завершиться, пока все стороны не уяснят точное значение всех терминов и высказываний, которые были использованы. Ведь иногда образ мышления двух людей очень разнится, даже у коллег, работающих за соседними столами. Эта разница в восприятии может привести к проблемам в деловом общении. Будьте готовы истолковать свою точку зрения иными словами, и дайте возможность объясниться вашему собеседнику.

Отсутствие интереса

 

Отсутствие интереса со стороны слушателя может стать  одним из барьеров    в деловом общении. Процесс делового взаимодействия будет завершенным, лишь если слушатель и говорящий одинаково заинтересованы в разговоре. Отсутствие заинтересованности ведет к непониманию основной идеи, а это вызывает дополнительные проблемы в работе. Каким бы хорошим не был оратор, он не сможет ничего донести слушателям, если последние                  не заинтересованы. Поэтому в случае образования такого барьера, на любых деловых переговорах подготовьте хотя бы один вопрос, который будет злободневным для вашего собеседника. Этим вы привлечете внимание            и сбалансируете атмосферу беседы.

Неверная манера говорить

 

Одним из барьеров в деловом общении может быть неправильная манера говорящего объясняться. Некоторые ораторы слишком многие вещи воспринимают как само собой разумеющееся и опускают такие факты             в своем сообщении. Однако в таких случаях слушатель далеко не всегда будет осведомлен, а это вызовет недопонимание и, возможно, конфликтную ситуацию. Так же собеседник может быть нетерпеливым и неспособным понять, что различным людям необходимо разное время, чтобы понять какие-либо вещи. Стоит проявлять максимум терпеливости во время делового общения.

Языковой барьер 

 

Недостаточное знание языка тоже не редко становится проблемой делового общения. Отсутствие знаний того или иного языка будет  сдерживающим фактором деловых переговоров  не только в мультинациональных компаниях. Поэтому имейте в виду, если вам предстоит деловая встреча, где вам необходимо будет использовать иностранный язык, подготовьтесь. Вы как никто другой знаете, что именно вам стоит «подтянуть».

Для упрощения  процесса взаимодействия, все сотрудники должны понимать важность делового общения. Все проблемы в вашей компании могут быть решены путем эффективного и планомерного общения. Всегда легче предотвратить, чем исправить. Постарайтесь не впустить черную кошку         в процесс своего делового диалога.

 

Информация о работе Деловое общение