Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 22:05, контрольная работа
Деловая беседа — это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности и речевые характеристики друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.
2. Метод "зацепки" позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
3. Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без какого бы то ни было вступления.
После этого происходит переход
к самой беседе. Этот переход может
быть прямым и начинаться с изложения
сути дела, что присуще в основном
кратковременным рабочим
Переход может зависеть, наконец, от упомянутых во вступительной части фактов и событий.
В главной части беседы активной стороной обычно является инициатор (исключение составляет отчетная беседа с подчиненными), старающийся от начала до конца придерживаться выбранного основного направления, ведущего к намеченной цели.
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.
Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:
— бестактное обрывание на полуслове;
— неоправданное лишение
собеседника возможности
— навязывание мнения ведущего беседу;
— игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;
— грубая реакция на высказывание партнерами противоположных точек зрения;
— подтасовка фактов;
— необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;
— давление на собеседника голосом, манерами.
В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятия решения.
Заключительная часть
беседы служит своеобразной общей ее
оценкой. Успешно завершить беседу
— значит достигнуть заранее намеченных
целей. Задачами этого этапа являются:
достижение основной или запасной цели;
обеспечение благоприятной
Важно отделить завершение беседы от других ее фаз; для этого используются выражения типа «Давайте подведем итоги» или «Мы подошли к концу нашей беседы».
Таким образом, деловая беседа
может быть рассмотрена как особый
вид межличностного взаимодействия
в организационной среде. Четкое
осознание участниками беседы целей,
которые они преследуют, понимание
функциональных особенностей каждого
из ее этапов, владение психологическими
и речевыми приемами ведения деловой
беседы являются необходимыми составляющими
эффективной деловой
Третьим этапом цикла беседы является ее критический разбор на основе сделанных записей, позволяющий определить, все ли было сказано; насколько четко формулировались мысли; всегда ли удавалось получить удовлетворительные ответы и не инспирировались ли последние желанием кому-то угодить; могли ли собеседники быть более откровенными; не оказывалось ли на них психологическое давление; насколько непринужденно и комфортно они себя чувствовали; можно ли считать результаты беседы удовлетворительными; необходимо ли, а если да, то когда, продолжить обсуждение затронутых вопросов.
Правила ведения беседы, способствующие достижению цели
Чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете, необходимо, во-первых, понравиться собеседнику, Для этого Д. Карнеги сформулировал основные правила, способствующие достижению цели:
— Искренне интересуйтесь другими людьми.
— Улыбнитесь.
— Помните, что имя человека — это самый сладостный для него звук на любом языке.
— Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
— Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
— Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Во-вторых, надо уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей и при этом не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои правила:
— Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
— Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
— Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
— Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
— Давайте людям возможность спасти свой престиж.
— Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
— Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
— Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
— Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать, то, что вы предлагаете.
В-третьих, выбрав цель ваших переговоров, старайтесь склонить людей к вашей точке зрения мягко, без давления и не навязывая свою идеологию. Если человек считает вашу точку зрения — своей, он стремится к достижению вашей цели — как к своей. Для этого надо знать следующие постулаты общения:
— проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав;
— если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
— с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;
— заставьте собеседника сразу же ответить вам «да»;
— пусть большую часть
времени говорит ваш
— пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
— искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;
— относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;
— взывайте к более благородным мотивам;
— драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
2.Речевые приемы, применяемые в ходе беседы.
Начинается общение с установле
При контакте с группой также необходима пауза после приветствия. Лишь после нее надо представиться, если незнакомы. Темп должен быть не быстрым, слова четкими, интонация спокойной. Все это закладывает основы дальнейшего общения и показывает окружающим, что вы - корректный, доброжелательный и заинтересованный в общении собеседник.
Следует отметить, что установление контакта тесно связано с восприятием партнера по общению и возникновением первого впечатления о нем. Познание объекта общения начинается со знакомства со сведениями о человеке. Получение сведений от других на этапе предобщения создает у человека определенное мнение о будущем объекте общения, установку на его восприятие. Другим путем получения информации об объекте общения является непосредственное восприятие его при вхождении в прямой контакт с ним. Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: его внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, одежда, манера себя вести, говорят, опрятен ли он, каков уровень его культуры.
Установление психологического контакта переходит в следующий этап делового общения - ориентацию, которая позволяет определить стратегию и тактику разговора, в ходе которого следует обсуждение проблемы и принятие решения. На этом этапе, в процессе изучения людей, руководитель должен понять цели и мотивы их поведения, их переживания, установки, состояние, ожидание похвалы и поддержки, внимания от окружающих, имеющиеся у них сомнения и опасения.
Ведь взаимопонимание, а следовательно, и общение во многом зависят и от поведения руководителя, от того, как он управляет своими случайными эмоциями, насколько у него тесно сплетены рациональное и эмоциональное. Для этого руководителю необходимо постоянное изучение себя, своих реакций, своих установок в оценках других людей.
Не менее важным в общении руководителя является умение выйти из контакта. Для этого необходимо не только найти наиболее подходящий момент, но и знать, как это сделать.
Существуют различные типы выходов из контакта, в основу которых положены:
1) уровень общения от "примитивного" до "высшего";
2) преобладающий вид
Названные типы выхода из контакта во всем многообразии проявляются в конкретных жизненных ситуациях. Но существуют некоторые общие рекомендации и правила завершения контакта, которыми не стоит пренебрегать в деловом общении.
Прощание, как и начало беседы, должно быть приветливым. В этот момент важно видеть и чувствовать собеседника. В конце деловой беседы желательно высказать собеседнику надежды на дальнейшее сотрудничество и будущие встречи. В канун приближающихся праздников или знаменательных дат необходимо поздравить участников разговора, высказать наилучшие пожелания. При прощании соблюдаются этикетные формы внимания: встают, провожают и т. д. Все это говорит о вежливости при выходе из контакта, независимо от результатов общения.
Овладение основами общения
дает возможность руководителю, искренне
желающему иметь повседневный успех
в своей деятельности, эффективнее
решать задачи сегодняшнего дня. В современных
условиях ситуации общения руководителя
настолько многообразны, что нет
возможности предложить готовые
рецепты на все случаи жизни. Выбрать
же оптимальное решение - является задачей,
над которой руководящий
1. Вздорный человек, «нигилист»
- обсудить с ним и
обосновать спорные моменты,
- всегда оставаться
- неукоснительно следить
за тем, чтобы, по возможности,
- когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;
- привлечь его на свою
сторону, попытаться сделать
- беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
- в экстремальных случаях
настоять на том, чтобы
- за столом или в помещении поместить его в "мертвый угол".
2. Позитивный человек:
- вместе выяснить и
завершить рассмотрение
- следить за тем, чтобы
все остальные собеседники
- в трудных и спорных
вопросах и обременительных
- в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.
3. Всезнайка:
- посадить его рядом с ведущим переговоры;
- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
- попросить его, чтобы
он дал и остальным
- дать ему возможность
вывести и сформулировать
- при смелых и рискованных
утверждениях дать возможность
остальным собеседникам
- иногда задавать ему
сложные специальные вопросы,
на которые, в случае