Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).
Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России в мировой культуре...……………………………………………………………36
Содержание
Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация.
Запад и Восток. Место России в
мировой культуре...………………………
Введение
Дисциплина «Культурология» или теория культуры – это новая социально-гуманитарная отрасль знания, возникшая на «пересечении» ряда наук, таких как история, философия, социология, этнография, социальная психология. Предметом ее изучения служит культура как общественное явление и способ жизни человека, выражающий его родовую специфику, т.е. разумность, социальность, творческие устремления, личностность бытия. В культурологии рассматриваются вопросы, связанные с возникновением, развитием, функционированием культуры, ролью культурных установлений – институтов, ценностей, норм – в жизни и развитии общества, процессы взаимодействия культур (Соколов Э.В. «Понятие, сущность и основные функции культуры»).В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).
Тема 1. Предмет культурологии.
Понятие и сущность культуры
1. Культурология как наука: становление, цели и задачи. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных наук.
2. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление.
3. Структура культуры, ее основные компоненты. Взаимосвязь и взаимодополнение материальной и духовной культуры.
4. Основные элементы культуры как системы (обычаи, нормы, ценности, знания, значения). Ценностная природа культуры.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приступая к изучению первого вопроса, следует выяснить, что культурология – это наука, предметом изучения которой является культура, наиболее общие закономерности ее возникновения и развития, принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур.
Культурология включает в себя два больших раздела: теорию культуры (ее часто отождествляют с культурологией в целом) и историю культуры, где рассматриваются различные типы культур, которые существовали и прошли свое историческое развитие. Есть еще прикладная культурология, изучающая принципы и технологии целенаправленного управления культурными процессами (теми, которыми можно и нужно управлять).
Предметом изучения данного учебного курса является теория культуры. Сам термин «культурология» активно вошел в научный оборот в первой половине XX века. Понимание культурологии как особой науки о культуре связывается с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975). Одним из первых в работе «Наука о культуре» (1949) Л. Уайт охарактеризовал культурологию как особую область научного знания.Следует выяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой науки к проблемам культуры в XX веке (становление постиндустриальной цивилизации, поиском средств «культурной адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; появлением и распространением массовой культуры и т.д.)Можно проследить историю формирования новой науки в нашей стране с 1960-1980 годов и введения ее в начале 1990-х годов в качестве обязательного общеобразовательного курса высшего образования, выяснить цели и задачи культурологии. Выясняя сущность предмета культурологии, следует учесть, что существуют различные подходы к пониманию культурологии как науки. Это связано как с молодостью самой науки культурологии, так и с тем, что изучением культуры занимаются многие науки (история, философия, археология, этнография, социология, антропология, искусствоведение и т.д.)Отсюда выясните: какова структура культурологического знания? Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:
1 Культурология не является отдельной наукой, а представляет собой комплекс наук, изучающих культуру с разных сторон, понимаемая как система, метанаука (например, метатеория, метаязык).
2 Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры и т.д.)
3 Культурология как самостоятельная
наука.
- философия культуры;
- история культуры;
- социология культуры;
- культурная антропология;
- психология культуры;
- экология культуры;
- богословие культуры;
- история культурологии;
- культуроведение («прикладная культурология») и т.д.
Культурология (в узком смысле слова) представляет собой теорию культуры, которая рассматривает: генезис культуры (причины появления культуры, основные закономерности становления человека как творца и носителя культуры); морфологию культуры (т.е. ее структуру, формы культуры); динамику культуры (процесс становления, изменения культуры, стадии ее жизни). Выясните суть основных типов социокультурной динамики (циклично-круговой, линейный, инверсионный).
В заключение по первому
вопросу рассмотрите место
Содержание второго вопроса хорошо освещено в рекомендованной к теме литературе. Сутью предмета является культура. Нужно выяснить понятие «культура», его происхождение, наполнение новым содержанием в процессе общественного развития. Самостоятельное значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Культуру он определял как общественно-значимый результат деятельности человека и как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. Культура возможна только с человеком. Без него нет культуры. То, что не природа – культура. В связи с этим выясните такое понятие, как артефакт. В отличие от объектов природы, артефактами называются материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, т.е. искусственно созданные. Артефакты играют большую роль в становлении и развитии культуры. Человек и сам относится к классу артефактов.
Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим в процессе его материальной и духовной деятельности. След, оставляемый этим искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой».
Далее выясните полисемантический характер понятия «культура» (полисемия – многозначность слова, т.е. наличие у одного слова нескольких значений). Если исходить из наиболее употребляемого в современной науке определения культуры, то оно может звучать так: культура – это мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материальных, идеальных, социальных, технологических) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только методом заучивания или подражания (в процессах воспитания, образования и практическо - социального взаимодействия с другими людьми).
Изучая структуру культуры, следует иметь в виду, что существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Делят прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). Хотя с точки зрения культурологии подобное деление не является убедительным, ибо даже самые утилитарные предметы (стол, стул) являются в известном смысле производством духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию. Но и любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка).
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства.
Делят культуру на обыденную (т.е. это повседневная практика, привычный образ жизни и которой не нужно учиться; основные ее знания усваиваются на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов) и специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования.
Можно выделить четыре основных
блока осуществления
а) культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура);
б) культура познания и отражения мира (философская культура, научная, религиозная, художественная культура);
в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, информационно- кумулятивная культура, т.е. система музеев, библиотек, архивов и прочее, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетентности знаний);
г) культура физической и психической репродукции (воспроизводства), реабилитации и рекреации (восстановления сил) человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура питания, отдыха и т.д.)
Такова далеко не полная классификация морфологической структуры культуры. Культура имеет много форм своего проявления. Но при этом она выступает как некое целое, как система. Культура – это всеобщий (интегративный) способ человеческого существования, в ходе исторического развития которого постоянно соединяются все более дифференцируемые сферы жизнедеятельности людей на основе целостности самого человека. Какими элементами обладает культура как система? Это обычаи, нормы, ценности, знания, значения, задающие смысл.
Обычаи – это одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются обрядами, ритуалами. Это образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения.
Нормы – они выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для специализированного поведения человека (нормы экономические, политические, правовые, нравственные, технологические и т.д.).
Ценности действуют на более высоком уровне духовной культуры и выступают в качестве регулятивов. Ценности включают в себя не только нормы и обычаи, но и интерес, потребность, долг, идеал, побуждение и мотивацию. Выясните виды ценностей, суть их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности. Объективные и субъективные ценности, прогрессивные и реакционные, необходимость гармонизации ценностей. Всякая культура должна иметь иерархию ценностей, покажите историчность ценностей.
Следующий элемент культуры – это знание. Знание в культурологическом понимании – это объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий, т.е. достоверные и системно упорядоченные данные. В культуре знание обязательно тождественно достоверной информации, а сама информация является обязательно видом деятельности человека в контексте культуры. Выделяют обыденное, житейское знание, духовное, художественно-эстетическое, политическое, идеологическое и т.д. и т.п.
Знание само по себе не создает новых видов реальности, но оно открывает их, более быстро осваивает их, усиливает эффективность человека в поиске и создании новых материальных и духовных средств жизнедеятельности. Истина и заблуждение. Знание и вера.
Значения – это предметно выраженные образы или понятия, это виды реальностей, созданных в ходе духовной деятельности. Значения выступают как средство соединения людей с миром посредством знаков, они фиксируют смыслы самых разных сторон жизни, обретая статус лишь в случае соединения с нормами и ценностями.
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы
1 Основные способы духовной деятельности человека (мифология, религия, искусство, наука).
2 Функции культуры:
- гуманистическая (человекотворческая);
- инновационная;
- трансляционная;
- социолизирующая;
- регулятивная;
-
3 Социальные формы существования культуры. Понятие массовой и элитарной культуры. Современные молодежные субкультуры.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1 Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Исторически сложились различные формы и способы духовной деятельности, которые все глубже дифференцировались с развитием общества и превратились в самостоятельные образования культуры как мифология, религия, искусство, наука. Выясните сущность каждой формы культуры, какую роль она играет в современной культуре?
Информация о работе Дисциплина «Культурология» или теория культуры