Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).
Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России в мировой культуре...……………………………………………………………36
Рубеж VII-VI вв. до н.э. – время зарождения европейской цивилизации. В результате реформ Солона и связанных с ними процессов в Древней Греции появился феномен античности как генотип европейской цивилизации. Основу ее составляли гражданское общество и правовое государство, наличие специально выработанных юридических норм, правил, привилегий и гарантий для защиты интересов граждан и собственников.
Основные элементы античной
структуры способствовали формированию
в эпоху средневековья
Несмотря на альтернативность социального генотипа античности по сравнению с эволюционным типом развития на Востоке, примерно до XIV – XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения. Более того, Восток в мусульманскую эпоху продолжил культурную работу, прерванную в греко-римском мире и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении большое место. Европа приобщалась к античной цивилизации (будучи ее наследницей) через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского.
Однако между Востоком и Западом были и существенные различия, прежде всего в плане духовного освоения культурных достижений. В Европе книгопечатание на местных языках открыло доступ к высокому знанию простых людей, чего не было на Востоке. Научная мысль Запада всегда была обращена вперед, это проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям, а это требовало высокого уровня теоретического мышления. На Востоке наука была не столько теоретической, сколько практической, не отделимой от интуитивных решений, эмоций и переживаний ученого.
С XVII века началась общечеловеческая интеграция и появляется всемирная история на путях модернизации и глобализации, продолжающейся вXVII-XIX веках. При непосредственном столкновении двух типов цивилизаций в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации.
3 Российская цивилизация с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов. Одним из факторов становления российской цивилизации было православие с его нормативно-ценностным основанием. Однако гораздо более весомым основанием социальной интеграции стала государственность. Уже в XV веке происходит превращение российского государства в универсальное, стремящееся поглотить всю породившую его цивилизацию. Здесь студентам следует вспомнить материал из отечественной истории: своеобразие сложившегося в эпоху Московского царства «вотчинного государства». Российское государство присвоило себе неограниченные права по отношению к обществу. Это в значительной степени предопределило выбор пути социального развития страны. Более того, государство в России постоянно стремилось к трансформации национально-исторического сознания в представления о государстве, постоянно оказывающем покровительство своим поданным. Государство рассматривалось как необходимое условие сохранения политического единства, социального порядка. Именно «этатистско - патерналистский» (от лат. pater – отец; от фр. etat - государство) порядок был реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур.
Когда в XIV-XVII вв. наметился перелом в альтернативном развитии цивилизаций Запада и Востока, с проблемой самоидентификации в западно-восточном ареале столкнулась и Россия. Своей теорией «Москва - Третий Рим» она заявила о своей православно-культурной и мессианской исключительностьи.
Вопрос об отношении России
к цивилизациям Запада и Востока
стал предметом теоретических
Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России, представители которой, отрицая как восточный, так и западный характер российской культуры, специфику России видели во взаимном влиянии на нее западных и восточных элементов, полагая, что в России сошлись Запад и Восток (Н. Трубецкой, Г. Вернадский, Л. Карсавин и др.) Своеобразие культурного мира России они видели в громадных пространствах России, а также в особом влиянии на него тюркского фактора.
В настоящее время также существуют различные цивилизационные типологизации исторического процесса. По одной цивилизационной трактовке Россия выглядит обществом восточного типа, по другой – обществом западного типа. По третьей версии Россия занимает промежуточное положение между двумя цивилизациями, что позволяет говорить о существовании особой промежуточной цивилизации.
Суммируя, большинство культурологов вслед за В. Ключевским,
Н. Бердяевым, Г. Федотовым
считают, что в российском обществе
неизбежно сказывается как
Список литература
Основная
1 Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Е. Попова – М.: Владос, 1996. - С.3-6, 75-79.
2 Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2001. - С. 24-29, 31-45, 150-159.
3 Культурология: Курс лекций / Под. ред. А. А. Радугина – М.: Центр, 1997. - С.12-21, 50-65.
4 Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - С.6-16, 63-94, 95-106,111-131.
5 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г. В. Драча– М.: Гардарики, 2002. - С.5-10, 61-75, 91-96.
6 Левяш И. Я. Культурология. - Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - Минск: Тетра Системс, 2001. - С.9-12, 24-33, 38-52.
7 Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и испр. – М., 1998. - С.9-33.
8 Полищук В. И. Культурология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. - С.7-85.
9 Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. - С.8-36.
Дополнительная
1 Кравченко А. И. Культурология:
2 Культурология XX век. Словарь. – СПб., 1997.
3 Культурология XX век. Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.
4 Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. – М.: ЧеРо, 1996. - С.6-25.
5 Рузнев В. П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1999.
Информация о работе Дисциплина «Культурология» или теория культуры