Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:37, курсовая работа
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.Культурология призвана сыграть важную роль в гуманитарной подготовке студентов, целью которой является – готовить не просто специалистов в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам (Радугин А.А. «Культурология»).
Введение
Тема 1. Предмет культурологии. Понятие и сущность культуры……………1
Тема 2. Духовная культура. Функции культуры, ее социальные формы……2
Тема 3. Культура как предмет историко-философского анализа…………….9
Тема 4. Культурологические теории XIX – XX вв……………………………23
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России в мировой культуре...……………………………………………………………36
Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, люди встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходили античная мысль и античное чувство. Это привело к эпохе Возрождения, которая дала новое понимание культуры. Если человек средневековья считал себя обязанным Богу, то человек эпохи Возрождения свои заслуги приписывал своим талантам. Человек-творец стал на место Бога. В своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет свои интересы и нужды – он творит мир, красоту, самого себя (антропоцентризм). Культура приобретает человеческое, гуманистическое звучание.
2 Второй вопрос посвящен
Новому времени, когда впервые
началось теоретическое
В рамках Просвещения возникла «критика» культуры и цивилизации, имевшая место в трудах Ж. – Ж. Руссо. Выясните, в чем суть вопроса из рекомендованной литературы [1, с. 15-29].
Классическая модель культуры
с ее фундаментальными ориентациями
на рационализм, историзм и гуманизм
получила дополнение в философии
немецкого романтизма (Ф. Шиллер, В.
Шеллинг, А. и Ф. Шлегель). Они попытались
снять обозначенное просветителями
противоречие между «природным», «чувственным»
с одной стороны и «моральным»
- с другой. Культура, по Шиллеру, состоит
в гармонии и примирении разумной
и чувственной природы
Наибольшее влияние на дальнейшее развитие культурологии оказала немецкая классическая философия. Так, И.Г. Гердер (1744-1803) рассматривал разум не как прирожденный, а как достигаемый человеком. Культура, по Гердеру, есть результат космогенеза и биогенеза. С появлением языка культурные силы вырываются из природы и начинают действовать самостоятельно. С языком человек переходит к культуре, с ним становится возможным связь поколений, передача опыта, развитие науки, ремесел, искусства.
Культура рассматривается Гердером как развитие способностей ума, она способствует росту интеллектуального и технического могущества человека. Смысл культуры Гердер видел в гуманизации человека и общества.
И. Кант (1724-1804) рассматривал культуру как прогресс морального сознания. Кант различил два мира: мир природы и мир свободы. Только мир свободы есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. В мире природы лежит источник жестокости и зла. Но зло может быть побеждено культурой, моралью. Мораль предписывает человеку нормы поведения, требует от него выполнения нравственного долга. Кант формулирует моральный закон (категорический императив). Суть закона сводится к тому, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Человек для Канта – это высшая культурная ценность, и любые попытки принижения человека антикультурны.
Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал культуру как прогресс философского сознания. Гегель проанализировал весь путь развития духовной культуры человечества. Такого до него не делал ни один мыслитель. Духовная культура представлена Гегелем как выявление творческой силы «мирового разума», «мирового духа». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, «мировой разум» одновременно познает себя как творца. Гегель выделяет иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития «мирового духа». Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому буржуазному обществу с его правовыми и нравственными принципами. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа». Согласно схеме Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова, речи, языка и заканчивает в виде науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем.
3 Следует отметить, что классическая модель культуры в философском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием, предметные формы человеческой деятельности замещаются духовной предметностью.
В марксистской философии (К. Маркс. 1818-1883, Ф. Энгельс. 1820-1895) классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию (истолкование): культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура возникла благодаря способностям человека к труду, который превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную (работа Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Марксистская концепция основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.Этапы развития общества есть, по марксизму, смена одной общественно-экономической формации другой. Каждой формации присущ свой тип культуры.
Марксистская философия считает культуру явлением общечеловеческим и классовым. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу»: писали К. Маркс и Ф .Энгельс (Соч., Т.3, С.46).
Итак, в XIX веке завершается формирование классической модели культуры.
Российская философия культуры начинается в XIX веке, хотя ее предпосылки уходят далеко в глубь национальной истории. Русская философия XIXвека была поистине великим началом, ибо была связана с именами Ф. Достоевского, Л.Н. Толстого, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, Н. Ф. Федорова, П. Флоренского и др. Наша философия и литература несли миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку.
Русская философия отказалась
от академических форм теоретизирования,
от чисто рационалистического
При таком подходе русская
мысль и духовность расходились
во мнении как с европейским
Наряду с общими вопросами существования человека, вставали философские вопросы о России, о ее взаимоотношениях с Западом, о путях ее развития. При подготовке этого вопроса студенту следует обратиться к своим прежним знаниям по отечественной истории. Так, спор западников и славянофилов в 30-60-е годы XIX века стал важнейшим этапом становления российской философии культуры. Взгляды поздних славянофилов теоретически обосновал Н. Я. Данилевский.
Российские философы XIX- нач. XX вв., опираясь на достижения западной науки, выдвинули многие собственные оригинальные теории философии культуры
Тема 5. Культура и цивилизация. Запад и Восток. Место России
в мировой культуре
1 Культура и цивилизация: соотношение понятий. Понятие «цивилизация»: его формирование и основные значения.
2 Типы цивилизаций. Восточная и западная цивилизации как культурные «полюсы мира».
3 Своеобразие Российской цивилизации.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1 Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. С происхождением и трактовкой термина «культура» студенты уже познакомились в первой теме. Здесь следует уяснить понятие «цивилизация», его формирование и основные значения.
Истоки понятия «цивилизация» относят к античным временам. В Древней Греции сформировался античный полис – город-государство, самоуправляемая община свободных граждан. Город, государство, гражданское общество римляне называли civitas, а производное от него прилагательное civilis означало гражданский, государственный, политический. Понятие «цивилизация» у римлян связывалось с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства. Образцом цивилизации римляне считали Рим, с его разумными и справедливыми законами.
Само понятие «цивилизация»
появляется лишь в XVIII веке, в эпоху
Просвещения, идеалами которой были
разумность и справедливость. Философы
Просвещения выдвинули
Термин «цивилизация»
имеет, как и термин «культура» много
значений. Так, цивилизация может
выступать как синоним
Поскольку понятия «культура»
и «цивилизация» очень
2 Несмотря на наличие множества подходов к типологии цивилизаций, в современной культурологии выделяют такие культурные сообщества, как цивилизации Востока и Запада. Они сложились на основе полиэтнического синтеза культур и религий под влиянием географического фактора, их называют еще универсальными цивилизациями.
Цивилизации Востока (азиатские общества) сложились еще до VII-VI вв. до н.э., придя на смену постпервобытным общинам. К ним относят: древнегреческую, вавилонскую, индуистскую, древнекитайскую, арабо-исламскую, персидскую и др. Все они имели изначально сходные условия существования. Общества и государства складывались здесь под влиянием необходимости организации коллективного труда для освоения бассейнов великих рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхе). Для возникших на Востоке деспотических государств характерным было отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господствовала авторитарно-деспотическая административная система, господствовал принцип «власти-собственности», т.е. власть рождала собственность, перераспределение которой было прерогативой государства. Государство аппарата власти сочеталось в этих обществах с автономией общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении индивида с государством порождал рабскую зависимость и угодливость.
Общество с таким социальным
генотипом обладало прочностью, которая
проявлялась, помимо прочего, в наличии
сил для регенерации: на базе рухнувшего
государства тот час возникало
новое с теми же параметрами, даже
если это новое государство
По мере эволюции данного
типа общества появились товарные отношения,
частная собственность. Однако они
сразу же ставились под контроль
власти. Многие восточные государства
древности и средневековья
Информация о работе Дисциплина «Культурология» или теория культуры