Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 17:51, реферат
Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации ко вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация ко вкусам потребителя, но и к прогнозированию этих вкусов.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Зарождение немецкого дизайна……………………………………………4
2.Дизайнерские школы в Германии…………………………………………4
2.1.Веркбунд…………………………………………………………………..5
2.2.Школа Баухауз………………………………………………………….....9
3.Немецкий дизайн в 1920-1940 гг……………………………………….....11
4.Германский дизайн второй половины ХХ века…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………..17
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Зарождение немецкого
2.Дизайнерские школы в Германии…………………………………………4
2.1.Веркбунд………………………………………………
2.2.Школа Баухауз…………………………………
3.Немецкий дизайн в 1920-1940 гг……………………………………….....11
4.Германский дизайн второй половины ХХ века…………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..17
Введение
Рассмотрим особенности развития дизайна в Германии с момента его зарождения до наших дней.
1. Зарождение немецкого дизайна
В конце девятнадцатого века
ускорение индустриализации происходит
в молодом промышленном государстве –
в Германии, которая, стремясь выйти на
новые заморские рынки, традиционно охраняемые
старыми морскими державами, систематически
изучала продукцию своих соперников и
типологическим отбором и переработкой
постепенно создала машинную эстетику
ХХ века.
На немецкую пролетарскую культуру
большое влияние оказали идеи Готфрида
Земпера, который в своих программных
работах “Наука, промышленность и искусство”
и “Практическая эстетика” критикует
индустриальную цивилизацию: “У нас есть
художники, но фактически нет современного
искусства...”
Главный тезис Земпера о социально-политическом
влиянии на стиль был понят лишь в период
после интенсивного развития промышленности,
произошедшего в Германии в конце столетия.
На международных выставках того времени
продукция германских производителей
расценивалась намного ниже английских
или американских. Немецкие изделия были
дешевыми и плохими. “Немецкая промышленность
должна отказаться от соревнования только
“по стоимости“ и вместо этого использовать
интеллектуальную мощь и мастерство. Это
тем более может быть отнесено к произведениям
искусства...”, – писал коллега Земпера
Франц Рело.
В течение 20 лет после объединения
Германии в 1870 г. немецкая промышленность
не имела ни времени, ни нужды обращать
внимание на подобную критику. Под твердым
руководством Бисмарка она занималась
исключительно вопросами развития и расширения.
Решающим итогом этого стало основание
Эмилем Ратенау Всеобщего Электрического
Общества (АЭГ) в Берлине в 1883 г. За семь
лет эта компания превратилась в огромный
концерн. После отставки Бисмарка в 1890
г. в культурной жизни страны произошли
значительные изменения.
2. Дизайнерские школы в Германии
2.1. Веркбунд
Многочисленные критики считали,
что улучшение дизайна как в ремесле, так
и в промышленности положительно отразится
на будущем процветании страны. Германия,
не имевшая дешевых источников сырья и
не обладавшая рынками сбыта для недорогих
товаров, могла бороться за место под солнцем,
лишь поставляя продукцию исключительно
высокого качества. Эта мысль была развита
Фридрихом Науманом в его эссе “Искусство
в эпоху машин”. В противовес луддизму
Уильяма Морриса он утверждал, что подобного
качества могут добиться лишь люди, обладающие
художественным вкусом, но ориентированные
на машинное производство. Индустриализация
и германский национализм поощрили возрождение
“исконно немецкой культуры”. С этой
целью в 1896 г. Герман Мутезиус был послан
в Лондон в качестве атташе германского
посольства с поручением изучать английскую
архитектуру и дизайн. Там он проводит там семь лет. Эти
годы он посвятил изучению современного
английского дома – его архитектуры, обстановки,
образа жизни и пришел к убеждению, что
главное достоинство английского дома –
его национальный характер. Мутезиус высоко
ценил рациональный подход не только к
архитектурному решению строительства
дома, но и к выбору места его расположения,
стремлению англичан к простоте и своеобразию
во внутреннем убранстве. Свои наблюдения
Мутезиус обобщает в журналах. Его деятельность
строилась на убеждении, что “постоянное
улучшение продукции есть жизненно важный
вопрос для Германии”.
Во-первых, Мутезиус начинает
с реформы художественно-ремесленного
образования и привлекает к участию в
ней таких радикальных деятелей современной
архитектуры, как Пельциг и Беренс.
Во-вторых, он продолжает вести
исследовательскую деятельность, публикует
новые книги, в которых формулирует понятия
и ценности, определившие взаимоотношения
между строительным, прикладным и инженерным
искусством.
В-третьих, он неустанно занимается
пропагандой необходимости улучшения
качества промышленных изделий.
Демонстрацией новых идей стали выставки художественных ремесел. После выставки в Дармштадте в 1897 году вся художественная промышленность резко перестроилась на искусство модерна. Модерн, поднявший вопрос о едином формообразовании, пытался решить его путем объединения разнородных по своей природе форм с помощью текучего, обволакивающего орнамента, путем внешнего воздействия на техническую форму. Чувственно-романтическое отношение к вещи было потеснено началами рационализма, простоты. Удивительно единое мнение, что поворот можно совершить лишь путем сознательного тесного сотрудничества художников и промышленников, усиленный интерес к естественной красоте материала и его подчеркнуто эстетическому использованию. Новые тенденции продемонстрировала выставка 1897 года в Мюнхенском Glaspalast, руководящим принципом которой была функциональность. А уже выставка 1901 года «Немецкое искусство» в Дармштадте ознаменовала отказ от модерна и поворот к более «деловому» оформлению с некоторым оттенком «люкса», вызвавшим много споров. Принцип целесообразности, обоснованный еще в 1860-х годах Земпером и развивавшийся Виолле-ле-Дюком в его «Беседах об архитектуре», начал, наконец, многими трактоваться как эстетический. III Всеобщая выставка немецкого прикладного искусства, открывшаяся в 1906 году в Дрездене, где принципиально новым было разделение прикладного искусства и промышленного дизайна. Выставка имела большой успех, и под ее влиянием произошло объединение мастерских Дрездена и Мюнхена в единые Немецкие мастерские прикладных искусств и ремесел. Основной целью Мастерских было создание конструктивной и функциональной продукции, выразительной прежде всего своей формой. По общему мнению, именно эти два события послужили толчком для оформления новой организации, необходимость которой ощущалась уже давно, и не только художниками. Значительная часть немецких промышленных предпринимателей также начала интересоваться совершенствованием качества и формообразования (об этом свидетельствует, в частности, приглашение в октябре 1907 года во Всеобщую электрическую компанию (АЭГ) Петера Беренса в качестве консультанта по вопросам оформления всего, что строила, производила и печатала АЭГ). Очевидно, промышленность и независимые художники начали понимать друг друга. Итак, 7 октября 1907 года в Мюнхене состоялось заседание, объявившее об образовании Немецкого Веркбунда. Объединение было создано Инициативным комитетом из двенадцати художников (архитекторов и «прикладников») и двенадцати фирм, выпускавших в основном художественную продукцию. Позиции художников в вопросах искусства были совершенно различны. Так, Теодор Фишер считался мастером традиционной немецкой архитектуры, а Петер Беренс начал свою деятельность как новатор формообразования, индустриальный архитектор; Иозеф Хофман был руководителем Венских мастерских, выпускавших изысканную продукцию класса «люкс», а Вильгельм Крайс был известен своими крепкими «бисмарковскими» башнями. Собственные взгляды на художественные проблемы имелись и у руководства фирм, вошедших в состав союза. Их объединяла задача повышения художественно-эстетического качества продукции промышленного производства, мечта о единой архитектонической культуре, свободно использующей возможности массового машинного производства. Проект программы объединения гласил: — способствовать плодотворному сотрудничеству искусства, ремесла и промышленности и повышению качества изделий; — сплотиться во всех вопросах, волнующих художников и ремесленников; — обязать самих членов союза к достижению высоких результатов в работе; — проводить мероприятия по подъему представлений о хорошем качестве продукции; — влиять на воспитание молодежи, прежде всего — ремесленных сил; — влиять на торговлю, систему финансирования и ведение дел. До 1918 года Немецким Веркбундом практически руководили три его создателя: Герман Мутезиус, Карл Шмидт и Фридрих Науман, и их ближайшие друзья — Рихард Римершмид и Фриц Шумахер. Мутезиус высказывался за первенство функции и конструкции при формообразовании, за признание красоты функциональной промышленной продукции. Карл Шмидт, создавший из столярной мастерской в Дрездене Немецкие мастерские прикладного искусства, был сторонником простых, ремесленно добротных форм, натурального материала и органичной конструкции. В то же время как Мутезиус прокладывал путь соответствующему времени оформлению жизненной среды, а Шмидт связывал вопросы отношения к форме и материалу с моралью и индивидуальной этической позицией, Фридрих Науман, влиятельный либеральный политик, сумел объединить все движение сильными национальными связями и придать ему в глазах современников всеобъемлющую идею. Мечтая о покоряющем мир, развивающемся из национальных традиций «немецком стиле», он требовал увеличения масштабов массового производства. Характерными для первых лет деятельности Веркбунда были конструктивная мебель Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов, разработанных членами организации на основе традиционных, в частности готического. Очень интересной была графика объединения; плакаты выставок Веркбунда стали олицетворением его новаторства и энергии. Мастерскими выполнялись архитектурные работы, проектировались интерьеры государственных и муниципальных зданий, строились банки, отели и особняки, железнодорожные вагоны. Веркбундом выпускались специальные издания, рассчитанные не столько на потребителя продукции, сколько на ее производителя, фабриканта и художника. Организация Веркбундом совместно с Союзом торгового образования специальных курсов, предназначенных для повышения уровня образования торговых предпринимателей, организовывались циклы лекций. В Европе началось так называемое Веркбунд-движение. Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании НВБ в 1914 году. Анри ван де Вельде, возмущенный мыслью о возможности канона, дисциплины, «стерилизации» искусства, возглавил оппозицию Мутезиусу. В своих «Антитезисах» он проповедовал творческую свободу художника, архитектурные комплексы. Впоследствии многим из этих сооружений — как, например, Стеклянному дому Бруно Таута — были посвящены специальные исследования. Эта выставка стала последним крупным мероприятием НВБ перед первой мировой войной. Сразу после окончания второй мировой войны началось возрождение Немецкого Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. В 1950 году по его инициативе был основан Дом промышленной вещи в Эссене для организации постоянно действующих выставок лучших промышленных изделий западногерманского производства. До 1960-х годов развитие дизайна в ФРГ продолжало идти под влиянием НВБ, в соответствии с теорией Веркбунда и в предложенных им формах объединения дизайнеров (так называемые «центры формы»). Постепенно лозунг объединения искусства и промышленности, под которым произошло основание НВБ, отступил в деятельности союза на второй план. Члены НВБ занимаются (объединение официально существует и сейчас) собиранием коллекций, интересных с точки зрения истории дизайна изделий национального производства, территориальным развитием, городским строительством и сохранением ландшафта, вообще охраной окружающей среды, а также концентрируют внимание общества на воспитании молодежи (и уже не только художественном).
2.2.Школа Баухауз
В 1919 году в небольшом германском городе
Веймаре Вальтером Гропиусом был создан
«Баухауз» (буквально «Строительный дом»),
первое учебное заведение, призванное
готовить художников для работы в промышленности.
В короткое время «Баухауз» стал подлинным
методическим центром в области дизайна.
В числе его профессоров были крупнейшие
деятели культуры начала XX столетия: архитекторы
Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, Марсель
Брейер, художники Василий Кандинский,
Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан.
Начало деятельности «Баухауза» проходило
под влиянием утопических идей о возможности
переустройства общества путем создания
гармонической предметной среды. Архитектура
рассматривалась как «прообраз социальной
согласованности», признавалась началом,
объединяющим искусство, ремесло и технику.
Изготовляя образец (или эталон), студент
мог ощутить предмет как некоторую целостность.
Студент «Баухауза» работал не над единичным
предметом, а над эталоном для промышленного
производства. Образцы, выполненные в стенах
школы, отличает энергичный ритм линий
и пятен, чистый геометризм предметов из дерева
и металла. Чайники, например, могли быть
скомпонованы из тира, усеченного конуса,
полукружия, а в другом варианте — из полукружия,
полусферы и цилиндров. Текучесть силуэта
можно проследить в изделиях из керамики,
но это выражение свойств материала — обожженной
глины. «Баухауз» искал конструктивность
вещи, подчеркивал ее, выявлял. Подлинная
революция (деревянные кресла Ритфельда,
сиденья на металлической основе Марселя
Брейера и многое другое), изучению материалов
придавалось исключительно большое значение,
так как правдивость использования того
или другого материала была одной из основ
эстетической программы «Баухауза». Новаторским
был и сам принцип художественной подготовки.
Кроме обычных натурных зарисовок, технического
рисования, на всех курсах шло беспрерывное
экспериментирование, в процессе которого
студенты изучали закономерности ритма,
гармонии, пропорции. Вместо резной мебели
из стен «Баухауза» стали выходить модели
для массового изготовления, в частности
образцы сидений М. Брейера. Важной вехой
в истории «Баухауза» был переезд училища
из тихого патриархального Веймара в промышленный
город Дессау. Здесь по проекту самого
Гропиуса было построено замечательное,
вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры
специальное учебное здание. Это здание
было во всех отношениях манифестом новой
архитектуры — разумной и функциональной.
Внутреннее оборудование квартиры самого
Гропиуса, спроектированное им самим совместно
с Брейером, по своей демократической основе
было моделью прогрессивного жилища будущего.
Оно отличалось удивительной скромностью,
удобствами и во многом предвосхитило основные
тенденции построения бытового пространства
с его простором, обилием воздуха, отсутствием
корпусной мебели. Примечательно не только
общее решение, но и отдельные детали интерьера —
светильники, блоки кухонной мебели и многое
другие. Созданные в институте образцы
обоев и обивочных тканей служили основой
для фабричного производства массовой
продукции. В последние годы существования
«Баухауза», когда во главе его стал Ганнес
Майер, особенно повысилась теоретическая
подготовка студентов, изучалась социология
и экономика. Чтобы понять процесс производства,
студенты должны были пройти непосредственно
все его этапы. Такой метод изучения позволял
им всесторонне освоить воздействие внешней
формы предмета, особенности восприятия
формы, фактуры, цвета, познакомиться с оптикой,
цветоведением. Прогрессивность «Баухауза»,
передовые взгляды его профессуры вызывали
недовольство местных властей. В 1930 году
Майер отстраняется от руководства институтом.
Во главе «Баухауза» становится замечательный
архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать
«Баухаузу» остается недолго. Сразу после
прихода нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется.
Большинство руководителей «Баухауза»,
в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи
Надь, навсегда уезжают из страны. Значение
«Баухауза» трудно переоценить. Он не только
был примером организации обучения дизайнеров,
но и подлинной научной лабораторией архитектуры
и художественного конструирования.
3.Немецкий дизайн в 1920-1940 гг.
В период между двумя мировыми войнами Германия занимала ведущее положение в области промышленного дизайна. Грете Шютте-Лихоцки - австрийский архитектор создала «франкфуртскую кухню». Она считала, что традиционные кухни занимают много пространства. В таких кухнях невозможно внедрять новые технологии. Современная кухня должна быть экономной с точки зрения пространства и стоимости и обеспечивать рациональную организацию всех рабочих процессов - «нужно просчитать каждый взмах руки». Результат: удобное и практичное рабочее пространство на минимальной площади 1,87х3,44м., мойка - рядом со шкафом для посуды, полочка для специй - над плитой. Лампа перемещалась по потолку. 18 практичных шюттенков (выдвижные шкафчики). Принципу функциональности подчинялось и цветное решение кухни. Бежевые цвета кафельной плитки столешниц сочетались с глубоким синим цветом поверхности гарнитура. Эти цвета отпугивают мух. Кухня-первый прототип современной кухни. Её кухня стала доступна самым бедным.
В 1929г. в Берлине проходит выставка «Дешевая и красивая квартира». Одним из проектов был поселок Вайсенхофф под руководством Людвига Мисс ван дер Роэ. Авторы: архитекторы Март Штам, Джозеф Якоб Иоган, Питер Оуд и Ле Корбюзье. Поселок состоял из 21 жилого дома на одну семью. Его задачей было создать высотное жилое здание с многофункциональными общественными пространствами (кафе-бар, зоны ванной и гимнастики, настольные игры и др.).
Третьим рейхом создавалась новая "народная культура", в центре которой была арийская семья. В рамках этой культуры появился "народный автомобиль" (фольксваген), "народный радиоприемник", идеалом стал маленький домик с двухскатной крышей на одну семью. При этом нацистами были выпущены специальные законы для выдворения неарийских художников из государственных предприятий. В понимании нацистов существовала не форма предметов, а их политическая функция, которая и превращала архитектуру и индустриальные изделия в нацистский стиль. Многие идеи функционализма, - простота и ясность форм, пафос полезности, требования массового производства, - были близки идеологии нацистской "народной культуры" и были переняты Гитлером. Поэтому еще до 1933 года многие члены Германского Веркбунда были перевербованы в нацистский "союз борьбы за германскую культуру". Целью нацистов было повышение производства во всех областях хозяйства. "Фольксваген" - немецкий народный автомобиль. Идея "народного автомобиля" не была изобретением нацистов. Фердинанд Порше еще с 1920 года работал над идеей дешевого автомобиля для широких слоев населения, используя для своих экспериментов модель «Т» Генри Форда. Обтекаемая форма машины, называемая нацистами «биоформой», должна была символизировать расовое и техническое превосходство Германии. Было объявлено, что каждый немец может получить автомобиль, если будет делать еженедельный взнос по 5 марок. Примерно 320000 таких вкладчиков так и не стали владельцами автомобиля, поскольку деньги шли на производство военных легких вездеходов.