Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Брянская государственная
инженерно-технологическая академия»
Кафедра философии, истории
и социологии
Контрольная работа на тему
«Добро и зло как категории этики»
Выполнила: студентка ЭКОН-101
Пономарева Оксана Викторовна
Шифр:14-2.227
Проверила: Вороничева О.В.
Брянск 2015
Оглавление
Введение
Для того чтобы ответить на
вопросы касающиеся данной темы, надо
первым делом ответить, что такое добро
и зло попытаться этим понятиям дать определение.
Сейчас на пороге нового тысячелетия,
когда новые информационные технологии
внедряются во все сферы общественной
жизни, особенно остро встала проблема
места и роли нравственных ценностей в
общественной жизни, когда стало очевидно,
что самые выдающиеся достижения технического
прогресса оборачиваются катастрофическими
последствиями для человека.
Быстро изменяется облик современного
мира, характер и способ человеческого
общения, производственной деятельности.
Ход исторического процесса непредсказуем.
В наше время прогрессивные
мыслители всё более обращают своё внимание
на человека, его жизнь, благополучие,
свободу, развитие способностей, реализацию
творческих сил, освобождение от невежества
и пороков.
Совесть и доброта, честь и достоинство,
долг и ответственность – эти нравственные
понятия и ценности всегда выражали глубочайшие
устремления человечества в его духовном
развитии, открывали перспективы совершенствования
человека и придавали его жизни достоинство
и смысл.
Однако только в этике как в
философской науке мир нравственных ценностей
и целей, мораль в целом становится предметом
специального интереса.
Понятие добра и зла
Для
некоторых людей добро и польза представляют
общее понятие, по этой причине грань между
добром и злом исчезает, так как они считают,
что на пользу убить, или ограбить кого-нибудь,
чтобы получить выгоду лично для себя
и воплотить в реальность свои мечты. С
подобной целью другая категория людей
унижает и издевается над более слабыми,
ведь за счёт их унижения они удовлетворяют
своё желание к самореализации и самовозвышении
своего общественного статуса.
В
моральном сознании настоящее добро –
это то, что является добром для всех как
для общества, так и для каждого человека
в отдельности. Но это добро несколько
отвлечённое понятие в мире, где взаимодействуют
потребности, желания и мнения. Идеал добра
для всех – это идея, которая указывает
направление движения человечества. То,
что хорошо для общества может быть плохо
для отдельно взятого человека, интересы
которого часто могут отрицаться для достижения
всеобщего «большого добра». В религиозной
морали добро - это единение с Богом, спасение
души, милосердие, т.е. высшие ценности,
к достижению которых должны быть направлены
все силы человека.
Вне
религии высшими нравственными ценностями
являются человечность, искренность, любовь.
Высшая нравственная ценность – это реализация
потенциала личности, понимаемая как её
согласие с миром, творчество на благополучие
Отечества. Высшие ценности определённых
людей и определённых культур несколько
не схожи, но в высокой морали добро всегда
выражает в себе лишь те ориентиры, которые
соединяют людей друг с другом. Добро –
понятие бескорыстности. В противном случае
это не добро, потому что оно должно быть
не скупым и не требовать определённого
вознаграждения, а лишь надеяться на него,
делать настоящее добро можно лишь при
условии огромного душевного богатства.
Зло
– это то, что деструктивно действует
на нашу жизнь и благополучие человека.
Зло – это уничтожение, подавление, унижение.
Зло разрушительно, оно ведёт к развалу,
к отстранению людей друг от друга и от
живительных источников бытия к уничтожению.
Зло – это противоположность добра.
Зло
в мире рассматривают в трёх видах. Первый
вид – физическое или природное зло. Это
всё естественные стихийные силы, уничтожающие
наше благосостояние. Природное зло ни
в коей мере не зависит от человеческого
желания и сознания, биологические и геологические
процессы происходят помимо человеческой
воли и действий. Издавна имели место учения,
которые утверждали, что именно отрицательные
человеческие действия воспроизводят
особые флюиды, провоцирующие и вызывающие
природные явления.
Вторым
видом объективного зла является зло в
социальных процессах. Происходит оно
при взаимодействии с человеческим сознанием,
но во многом против его воли. Даже самый
организованный, честный, хороший человек
может оказаться в эпицентре общественного
зла.
Третий
вид зла – это по происхождению субъективное
зло, т.е. моральное зло. Нравственное или
моральное зло - зло, совершаемое при непосредственном
участии человеческого внутреннего мира,
его сознания и воли. Это такое зло, которое
происходит по желанию самой личности,
по её выбору оно делится на два понятия
– враждебность и распущенность. К враждебности
относится установка человека к разрушению,
злость, насилие, гнев, ненависть, желание
смерти, унижение других. Враждебность
очень активна и энергична, главное её
стремление – это уничтожение чужого
существования и благосостояния. Настроенный
враждебно человек осознанно желает принести
другим вред, ущерб, страдание, боль. Однако,
нередко само общество поощряет и направляет
враждебность, награждает и ставит её
в пример. Распущенность – другое понятие
нравственного зла, соединяет такие человеческие
пороки, как малодушие, трусость, лень,
неумение справиться со своими влечениями,
желаниями и страстями.
В
различных формах религиозные течения
повторяют друг друга в версии о происхождении
зла, объясняя всё это извечным противоборством
добрых и злых духов. В христианстве зло
считается вторичным, так как мир создаётся
одним единым Богом. Бог есть Благо и Жизнь,
он сотворил мир из-за любви, потому зло
не может быть присуще его творению.
- Добро и зло по-разному понимают в различных
культурах. Если считаться с условным
разделением культурных регионов на Запад
и Восток можно найти разницу в моральных
оценках одних и тех же явлений. На Западе
высоко ценится желание человека к самостоятельности,
неповторимости, и своеобразию. Быть уникальной
личностью и заявить о себе громко в обществе
– благо, это достойно почёта и подражания.
На Востоке же, напротив, не принято выделяться,
здесь важнее быть хорошо «вписанным»
в коллектив.
- Понятия о добром и злом различается
по эпохам и поколениям. В традиционном
обществе добродетелью являлось абсолютное
подчинение старшим и действие по тем
правилам, которые они предлагали. Сегодняшнее
поколение предпочитает быть свободнее
от диктата и опеки, для него настоящее
добро – индивидуальность, шанс делать
всё по своему усмотрению и собственному
желанию. В прошлые времена двойной стандарт
для оценки поведения разных полов. Женщинам
обязывалась добродетель послушания и
терпения. Им отдавались только семейные
роли и старания женщины стать самостоятельной
и активной получали в обществе категоричное
нравственное порицание. В современном
мире приветствуется женская активность, желание женщины быть личностью,
профессионалом, социальным деятелем.
- То, что является неоспоримым добром
для личности или группы может быть столь
же недвусмысленным злом для других людей
или другой группы.
- То, что является неоспоримым злом, при
определённых условиях расценивается
обществом как добро. Это, в частности,
относится к убийству. В священных книгах
разных народов существует заповедь «не
убий». И всё-таки, люди убивают и нередко
их поведение оценивают как доброе деяние.
Убивает палач, приводящий в исполнение
смертный приговор, который вынесли опасному
преступнику. Считается, что он совершает
благое дело, осуществляя справедливость.
- Одно и то же явление может в одном случае считаться
добром, а в другом – злом. С одной стороны,
наука понимается как великое благо для
человечества. Она даёт возможность создать
удобства, обогащать финансовое благополучие,
исцеляет людей от ужасных болезней, продлевает
жизнь, позволяет правильно использовать
пространство и время. С другой стороны,
наука выступает как источник зла.
С
позиции нравственности добро и зло понимаются
как особого рода ценности и определяют
намеренные действия, которые совершаются
свободно, т.е. поступки, которые осознанно
приравниваются к определённому стандарту
– в конечном счёте идеалу.
Добро
– это качество, которое приближает к
идеалу, зло же отстраняет от него. Добро
и зло, как нравственные понятия, раскрываются
личностью по мере её духовного мира. Любые
ценности могут быть как добром, так и
злом, в зависимости от того, как человек
переживает свой определённый опыт «освоения»
этих ценностей по отношению к идеалу,
к высшему благу.
По
своей внутренней сути добро и зло представляют
собой как бы две стороны одной медали.
Они равно определены и в этом сходны.
Человек познаёт зло, так как имеет некоторое
понятие о добре: он ценит добро, почувствовав
на себе, что представляет собой зло.
Наличие
зла иногда является своего рода условием
или обязательным сопутствующим обстоятельством
наличия добра. Добро и зло связаны тем,
что они взаимно отрицают друг друга. Добро
и зло существуют так же, как на Земле существуют
день и ночь, эти понятия относительны
в их соотнесённости к высшим благам, моральным
идеалам, как образцам совершенства или
Добра. Но противоположность добра и зла
абсолютна. Эта противоположность осуществляется
через человека, через его решения, действия
и оценки.
Без
готовности сопротивления злу недостаточно
понимания зла и противоборству злу. Как
таковое это не ведёт к добру. В ситуациях
разногласия человек видит свою задачу
в том, чтобы сделать правильный и достойный
выбор. Нравственный выбор заключается
в выборе между добром и злом. Человеку
нередко случается выбирать между положительными
ценностями, в частности, между образами
жизни, в которых утверждаются эти положительные
ценности. При этом человек часто оказывается
в ситуациях, когда приходится принимать
решения, не лежащие в рамках однозначного
противостояния добра и зла. Это решение
в условиях выбора между большим и меньшим
добром и большим и меньшим злом.
Осмысление добра и зла в истории этической
мысли
В истории этической мысли большой
интерес представляет осмысление возможностей
компромисса добра и зла.
- Этический ригоризм не допускает
использования зла (насилия, обмана) ни
при каких обстоятельствах, поскольку
нравственный порядок является неизменным
и непротиворечивым.
- Этический историзм (Гегель,
Маркс) опирается на идею позитивной роли
зла в истории. Гегель, например, отмечал,
что жизнь на грани тления может быть преобразована
лишь насилием, а дикость грубой чувственностью
– дисциплиной террора. Алчность и властолюбие
бывают мотивами благих деяний : объединения
государства, экономических и технологических
инновации и т.п.
Действительно, позитивная
роль зла ограничена тем, что оно уничтожает
другое зло, еще большее. Но это разрушение
сопровождается гибелью многих истинных
ценностей, и плата за достигнутое оказывается
чрезмерной.
Абсолютизация предметных результатов
по принципу «цель оправдывает средства»
граничит с прямой апологией морального
зла. В «Генеалогии морали» Ф.Ницше образом
будущего совершенства становится «роскошная,
похотливо блуждающая в поисках добычи
и победы белокурая бестия».
- Умеренный этический пробабилизм
исповедует принцип «меньшего зла» (утилитаризм,
теория «сопротивления злу силой» И.А.Ильина
и т.п.). Реализация этого принципа сопряжена
с проблемой количественных характеристик
зла. Рациональный критерий зла является
комплексным и включает:
- Место нарушенной нормы в моральной
иерархии, ее «удельный вес» (насилие
– большее зло, чем обман).
- Величину негативных последствий
поступка (лишение жизни – большее зло,
чем лишение собственности).
- Число лиц, ущемленных данным
поступком (убийство многих хуже, чем убийство
одного).
- Степень виновности лица, ставшего
объектом поступка (обман невинного хуже
обмана злоумышленника).
- Степень свободы и активности
действующего лица (причинение ущерба
хуже неоказания помощи).
В силу разноплановости факторов
осуществления зла невозможны универсальные
оценки, а поэтому важно аппелировать
к собственной моральной интуиции, которая
также различна у разных людей.
Одной из самых очевидных форм
морального зла выступает сознательное
унижение человека (умаление его ценности),
противоречащее принятому в данной культуре
нравственному порядку.
Основными поведенческими проявлениями
морального зла являются насилие и обман.
Если обман дезориентирует человека в
мире ценностей, то насилие низводит его
на уровень бездуховной природы, вещи.
Следует отметить, что будучи
«сбалансированными» на уровне понятий,
добро и зло представляют неравные основания
для оценки соответствующих действий.
Одно дело – вершить добро или зло, но
совсем другое – позволять ему твориться
(другими людьми, стечением обстоятельств
и т.д.).
Вред зла всегда больше, чем
благо добра. Недопущение несправедливости,
с моральной точки зрения, существеннее,
чем творение милосердия. Для общества
зло несправедливости более разрушительно,
чем добро милосердия созидательно.
Итогом развития этики является
убеждение, что главное средство борьбы
со злом – нравственное совершенствование.
В конфликтных ситуациях перед
человеком часто встает проблема морального
выбора, который выступает как выбор между
добром и злом. Но где четкая грань между
добром и злом? То, что для одного человека
– добро, для других может выступать как
зло. При этом правильный и достойный выбор
далеко не всегда состоит в выборе морального
образа мыслей и действий и в отказе от
пути приспособленчества, карьеризма,
корыстолюбия и похоти. Альтернативой
добродетельности не обязательно может
быть приспособленчество, но и здравый
смысл, альтернативой карьеризму – служебный
и профессиональный успех, альтернативой
корыстолюбию – польза, похоти – личное
счастье. Другими словами, часто человек
оказывается перед проблемой выбора между
позитивными ценностями, а так же между
большим и меньшим добром и большим и меньшим
злом.