Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
Социально-психологическая характеристика молодёжи………………...5
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности
учреждений культуры г. Минска по организации
досуга молодёжи…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...29
Введение
XXI в. – время различных преобразований не только в сфере экономики и общественной жизни, но и в сфере культуры. Рубеж XX‒XXI в. характеризуется небывалым всплеском инициатив, новообразований, движений и творческих идей.
Исторический и современный опыт в области культурно-досуговой деятельности, которая может осуществляться как на профессиональной, так и на не профессианальной основе, несёт в себе великую ценность для общества. Это «живой» материал для подготовки специалиста в области досуга, искусства, культуры , образования и т.д.
Зная старые методы культурно-досуговой деятельности, специалист находит новые, более современные, более интересные и более подходящие для данного периода времени.
Огромному количеству менеджеров, педагогов, выступающих в качестве организаторов культурно-досуговой деятельности республиканских, городских, областных, региональных и местных мероприятий предстоит участвовать в дальнейшем сохранении, возрождении и развитии культуры и искусства страны.
В современном мире роль досуга в жизни общества играет далеко не последнюю роль. Мы понимаем, что досуг – это не только свободное время от работы или учёбы, это ещё и то, что обеспечивает всестороннее развитие личности.
Молодёжь в современном обществе находится на одной из высших ступеней. Именно молодёжь формирует нашу будущую жизнь, нашу культуру, наши привычки, наши вкусы, наши интересы. Поэтому досуг в структуре молодёжной культуры является особенно важным аспектом общественной жизни.
Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.
Объектом исследования является молодёжная культура.
В свою очередь предметом исследования – досуг молодёжи.
Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсов и не включённое наблюдение.
База исследования: учреждения культуры г. Минска, осуществляющие досуг молодёжи
Глава I
1.1 Социально-психологическая характеристика молодёжи
Молодёжь – молодое, подрастающее поколение [8].
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14‒16 до 25‒30 лет [8].
Молодёжь – социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14-30 лет [8].
Социологи не могут прийти к единому мнению относительно того, как определить понятия молодости и подросткового возраста. И это несмотря на то, что молодежь и подростки находились в центре внимания исследователей на протяжении всего ХХ в. Обычно молодежь понимают как социальную категорию для обозначения определенной возрастной группы, имеющей определенные социокультурные особенности и характеристики, отличающие эту группу от младших (имеется ввиду детей) и старших (то есть взрослых) возрастных групп.
Приведенные в данной работе определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является именно возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели»[2]. В данном учебном пособии указывается также и возрастной интервал группы, подпадающей под понятие «молодежь» – 16 – 30 лет. Такой же интервал предлагает и исследователь И. Сморгович.
Однако в действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь однозначной. На самом деле границы молодежного возраста весьма и весьма подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.
Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии так называемой ранней молодости: отрочество и юность. До начала – середины ХХ в. период отрочества определялся в границах 10–14 лет, период юности – в границах 14–18 лет. Период с 18 и примерно до 21–22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.
Синонимом понятия молодежь часто выступает подростковый период, но этот термин связан с более узкими возрастными границами, и определяется по аналогии с английским словом "тинейджер" как возраст от 13 до 19 лет.
В Европе молодостью в настоящее время считают период от 15 до 29 лет. Так называют время между окончанием обязательного обучения и устройством на работу, началом жизни в собственном (в смысле отдельном от родителей) жилище, стабилизацией личной жизни, и т.д.
Когда именно происходит переход от детства к молодости, и от молодости к взрослому состоянию. Как правило, это моменты связываются с институциональными переходами (от школы к университету, от университета к работе; от родительской семьи к собственной), с культурными и психологическими трансформациями (от беззаботного времяпровождения к обязанностям, от учебы или непостоянной работы к постоянной занятости, от зависимости и инфантильности к независимости и активности), с физиологическими изменениями (изменение телесных параметров, включая гормональный фон, влияющий на общее психоэмоциональное состояние человека, и пробуждение сексуальности, что связывается с появлением репродуктивной функции - или, наоборот, с "усмирением" сексуальности и введением ее, в "по-настоящему" взрослом возрасте, в более спокойное русло)[4].
Однако изменения, которые принес с собой ХХ в. в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи.
С одной стороны, ХХ в. стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы.
С другой стороны, существенные коррективы в определение возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14‒16 лет и до 25‒30 лет.
Кроме возрастного признака,
к основным характеристикам молодежи
как социально-демографической
Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью начала ХХ в., современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса [9].
Молодежь – ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так как по природе она противник консерватизма и застоя. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек быстро и без особого труда приобретает основные знания, умения и навыки. Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям.
Молодежь – это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, которые по природе своей требуют выхода. За счет этих сил и может быть оживлена жизнь общества. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.
Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство – зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь.
Если общество нацелено на устойчивое развитие, оно развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию.
Между тем молодежь может и должна быть социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Однако в силу маргинального положения и двойственной природы молодежи молодые люди зачастую не обладают личной самостоятельностью в принятии личностно значимых решений. Они обретают субъективность по мере самоидентификации, самосознания своих интересов, роста своей организованности [13].
1.2 Особенности молодёжной культуры
Само понятие культуры включает
в себя самые различные аспекты,
в соответствии с этим имеются
десятки определений этого
Таким образом, термин «культура» (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики[14, с.344].