Досуг в структуре молодёжной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
Социально-психологическая характеристика молодёжи………………...5
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Досуг в структуре молодёжной культур1.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом.

Процесс функционирования культурно-досуговой  деятельности в этом плане можно  представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая – в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность  развиваться согласно собственным  природным задаткам и потребностям.

Систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры – это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии[9].

Основными характеристиками культурно-досуговой деятельности являются:

  • процессуальные, предполагающие наличие субъекта и объекта деятельности, её целей, задач, функций, прогнозируемых результатов;
  • пространственные, достаточно чётко фиксирующие её границы в рамках общего бюджета свободного времени;
  • содержательные, основывающие на духовно-эстетических потребностях ,интересов, мотивов, психологических установках личности и социума [5, с.71].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи

Среди учреждений культуры нашего города, благодаря которым осуществляется досуг молодёжи, необходимо остановить наше внимание на таких как:

  1. Минский государственный Дворец детей и молодёжи

Во дворце мы можем встретить  разнообразие выбора для осуществления  досуга. Здесь и художественная галерея  «Палац», где постоянно проходят выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, организуются и предлагаются вашему вниманию проекты культурно-образовательного цикла, персональные выставки одаренных детей, а также выставки технического творчества. В выставках принимают участие все внешкольные объединения г. Минска, мастера народного творчества, гости из разных городов Республики Беларусь.

Для фотолюбителей имеется молодёжная фотостудия «Краявiд», воспитанники которой изучают черно-белую фотографию. В процесс обучения входит: история фотографии, техника и технология обработки материалов, композиция, дизайн в фотографии , преподаются основы фотохимии и дополнительные способы обработки фотоотпечатков , а также осуществляется знакомство с фототворчеством отечественных и  зарубежных фотомастеров.

Для любителей художественного  творчества Дворец предлагает занятия  хореографией (Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль народного танца «Чаборок» , коллектив бального танца «Дуэт», коллектив эстрадно-спортивного танца «Апельсин», образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Антре»), вокалом (заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь хор «Крынiчка», хор мальчиков и юношей «Каравелла», фольклорный коллектив «Пралеска», образцовая студия эстрадного вокала «Forte», эстрадная студия «Натали»), инструментальной музыкой (духовой оркестр, образцовый молодёжный эстрадный оркестр), театром (кукольно-драматическая студия «Галактика», театральный клуб «Штучка»).

Для интеллектуального развития существуют:

Сектор развития творческого  мышления (различные кружки по развитию творческого мышления).

Сектор интеллектуального  досуга (в течение 5 лет работают клубы «Что? Где? Когда?», собирающие молодёжь от 12 до 30 лет и проводящие свои интеллектуальные турниры).

Сектор экологического воспитания (экспозиция животных, школа природного развития, школа экологического воспитания, кружок для подготовки к экзаменам и тестированию).

Клуб интеллектуальных исторических игр, членами которого могут стать как старшеклассники, так и молодежь до 30 лет.

Сектор туризма, путешествий  и экскурсий, где предлагаются различные  экскурсии по историческим местам Беларуси.

Сектор развития познавательных инициатив (предлагает молодым людям углубить свои знания и проявить способности в различных областях науки).

Существует также и  кабинет экономики, в котором  формируется новое экономическое  мышление.

Среди досуговых форм работы с молодежью одной  из наиболее популярных являются клубные объединения. Потребность в творчестве, общении, потребность в достойном положении в коллективе, стремление обзавестись новыми друзьями, проявить себя приводит молодежь в клубы. Во Дворце мы встретим клуб эстрадной песни «Конфетти»( от 10 до 25 лет), клуб искусства общения «Бонтон» (от 14 до 27 лет), клуб исторической реконструкции «Орден Храма» ( от 14 до 27 лет), клуб танца «Бассданс» ( от 14 до 27 лет).

Для увлекающихся спортом  и техническим творчеством предлагаются занятия шахматами, бильярдом, судо- и авиамоделированием и др.

  1. Дворец детей и молодёжи г. Минска «Золак»

Не меньшее разнообразия для нынешней молодёжи предлагает и  Дворец детей и молодёжи «Золак». В работе приведём только некоторые  из них.

Для любителей декоративно-прикладного  искусства предлагаются занятия  бисероплетением, вышивкой, плетением  из соломы, изготовлением мягких игрушек, вязанием, шитьём. Изобразительного – живописью, графикой, дизайном. Для желающих научиться танцевальному искусству предлагаются занятия хореографией, бальным и эстрадным танцем. Проводится обучения игры на гитаре, фортепиано, скрипке, баяне, ударных и духовых народных  инструментах. Также существуют различные кружки для занятия вокалом( кружок «Эстрадный вокал», образцовый вокальный ансамбль «Песенка», вокальный коллектив «Коктейль», кружок «Эстрадная песня», кружок «Фольклорный» и др). Обучают во Дворце и театральному искусству: кружок «Театрально-игровой», кружок «Художественное слово», кружок «Жонглирование». И это далеко не весь перечень. Кружки «Юный эколог», «Зелёный мир», «Шашки», «Шахматы», «ОФП волейбол», «ОФП стритбол», «Атлетическая гимнастика», «Оздоровительная гимнастика», «Восточные единоборства», «Культура питания. Повар. Официант», «Парикмахерское искусство», «Мастерская журналистики».

Существует также и  клуб общения, члены которого смогут больше узнать о своей личности и  её возможностях, научиться находить и использовать свои таланты, попробовать  себя в различных видах творчества, найти новых друзей и единомышленников, научиться эффективно организовывать свою жизнь, приобрести необходимые навыки и умения для успешного выхода из конфликтных ситуаций, получить информацию о круге профессий, наиболее соответствующим интересам и склонностям.

  1. Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи г. Минска

Целью центра является создание условий для творческого развития детей и молодежи.  

Центр выявляет и развивает  творческие способности детей и  молодёжи в области музыкально-хореографического, фольклорного, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного творчества, интеллектуального развития. Организует и проводит массовые мероприятия: фестивали, смотры, конкурсы, праздники выставки, форумы. Координирует деятельность учреждений образования Республики Беларусь по вопросам художественного воспитания, социально-педагогической работы.

Назовём лишь некоторые кружки  и объединения, предлагаемые центром: кружок «Цимбалы»  (до 18 лет); кружок «Хореография»( до 14 лет); кружок «Пластика в театре» (до 25 лет), кружок «Литературное творчество» (до 25 лет), кружок эстрадного вокала «Solo» (до 14 лет), кружок спортивной и оздоровительной аэробики «Аэроданс» (до 16 лет), ансамбль эстрадного вокала «Улыбка» (до 18 лет), кружок «Фортепиано» (до 15 лет), кружок «Основы популярности» ( до 25 лет) и др.

  1. Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» г. Минска

Бывший Дом Пионеров, а  ныне Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт», также предоставляет нынешнему поколению свои услуги.

В центре существует 7 отделов  для досуга молодёжи:

  1. Отдел декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства (формирует и развивает эстетическое восприятие окружающей действительности, эстетического вкуса и интереса, как основных компонентов эстетического сознания, развивает креативные способности, умение решать нестандартные задачи и приращивать новые знания к уже имеющимся).
  2. Отдел художественного творчества (помогает развивать художественный вкус молодёжи).
  3. Отдел интеллектуально-технического  творчества (поддерживает и развивает детское интеллектуальное творчество, организует свободное время молодёжи, укрепляет и совершенствует систему идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, координирует воспитание с общественными объединениями и организациями, помогает подросткам и молодёжи взаимодействовать и сотрудничать с собственной семьёй.)
  4. Центр детско-юношеского спорта и туризма (организует спортивные мероприятия, а также туристические поездки и экскурсии для детей и молодёжи)
  5. Информационно-методический отдел (повышает качество образовательного процесса, совершенствует формы обучения и воспитания путём пропаганды инноваций в области педагогических знаний и умений.)
  6. Организационно-творческий отдел (организует различные мероприятия, концерты, вечера, социальные программы. Также организует досуг молодёжи через разнообразные формы внеурочной деятельности, конкурсы и др.)
  7. Социально-педагогическая и психологическая служба( поддержка молодых людей в тяжёлые периоды их жизни, консультация молодёжи в различных вопросах).

 

Заключение

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим  выводам:

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14‒16 до 25‒30 лет.

Молодёжная культура ‒ культура определенной возрастной группы, которая характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации.

Досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского  общения, потребления ценностей  духовной культуры, прогулок, развлечений  и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых  и дальнейшее развитие личности.

Мы выяснили основные принципы досуга: досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности, предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность, формирует и развивает личность, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия, стимулирует творческую инициативу, досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности, досуг способствует формированию ценностных ориентаций, формирует позитивную «Я ‒ концепцию», обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, способствует самовоспитанию личности.

Культурно-досуговая деятельность ‒ деятельность по удовлетворению социокультурных потребностей человека в сфере свободного времени

Основными характеристиками культурно-досуговой деятельности являются процессуальные, пространственные и содержательные.

В г. Минске существует множество учреждений, осуществляющих досуг молодёжи: Минский государственный Дворец детей и молодёжи; Дворец детей и молодёжи г.Минска «Золак»; Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи г.Минска; Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» г. Минска.

Информация о работе Досуг в структуре молодёжной культуры