Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
Социально-психологическая характеристика молодёжи………………...5
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29
Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности. Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального в систему культурно-досуговой деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий домашним досугом.
Процесс функционирования культурно-досуговой
деятельности в этом плане можно
представить как взаимодействие
двух тенденций: социализации и индивидуализации.
Если первая состоит в присвоении
индивидом своей социальной сущности,
то вторая – в выработке у него
индивидуального способа
Систему культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.
Социальные функции культурно-
Основными характеристиками
культурно-досуговой
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи
Среди учреждений культуры нашего города, благодаря которым осуществляется досуг молодёжи, необходимо остановить наше внимание на таких как:
Во дворце мы можем встретить разнообразие выбора для осуществления досуга. Здесь и художественная галерея «Палац», где постоянно проходят выставки декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, организуются и предлагаются вашему вниманию проекты культурно-образовательного цикла, персональные выставки одаренных детей, а также выставки технического творчества. В выставках принимают участие все внешкольные объединения г. Минска, мастера народного творчества, гости из разных городов Республики Беларусь.
Для фотолюбителей имеется
Для любителей художественного творчества Дворец предлагает занятия хореографией (Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль народного танца «Чаборок» , коллектив бального танца «Дуэт», коллектив эстрадно-спортивного танца «Апельсин», образцовый ансамбль эстрадно-спортивного танца «Антре»), вокалом (заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь хор «Крынiчка», хор мальчиков и юношей «Каравелла», фольклорный коллектив «Пралеска», образцовая студия эстрадного вокала «Forte», эстрадная студия «Натали»), инструментальной музыкой (духовой оркестр, образцовый молодёжный эстрадный оркестр), театром (кукольно-драматическая студия «Галактика», театральный клуб «Штучка»).
Для интеллектуального развития существуют:
Сектор развития творческого мышления (различные кружки по развитию творческого мышления).
Сектор интеллектуального досуга (в течение 5 лет работают клубы «Что? Где? Когда?», собирающие молодёжь от 12 до 30 лет и проводящие свои интеллектуальные турниры).
Сектор экологического воспитания (экспозиция животных, школа природного развития, школа экологического воспитания, кружок для подготовки к экзаменам и тестированию).
Клуб интеллектуальных исторических игр, членами которого могут стать как старшеклассники, так и молодежь до 30 лет.
Сектор туризма, путешествий и экскурсий, где предлагаются различные экскурсии по историческим местам Беларуси.
Сектор развития познавательных инициатив (предлагает молодым людям углубить свои знания и проявить способности в различных областях науки).
Существует также и
кабинет экономики, в котором
формируется новое
Среди досуговых форм работы с молодежью одной из наиболее популярных являются клубные объединения. Потребность в творчестве, общении, потребность в достойном положении в коллективе, стремление обзавестись новыми друзьями, проявить себя приводит молодежь в клубы. Во Дворце мы встретим клуб эстрадной песни «Конфетти»( от 10 до 25 лет), клуб искусства общения «Бонтон» (от 14 до 27 лет), клуб исторической реконструкции «Орден Храма» ( от 14 до 27 лет), клуб танца «Бассданс» ( от 14 до 27 лет).
Для увлекающихся спортом
и техническим творчеством
Не меньшее разнообразия для нынешней молодёжи предлагает и Дворец детей и молодёжи «Золак». В работе приведём только некоторые из них.
Для любителей декоративно-
Существует также и клуб общения, члены которого смогут больше узнать о своей личности и её возможностях, научиться находить и использовать свои таланты, попробовать себя в различных видах творчества, найти новых друзей и единомышленников, научиться эффективно организовывать свою жизнь, приобрести необходимые навыки и умения для успешного выхода из конфликтных ситуаций, получить информацию о круге профессий, наиболее соответствующим интересам и склонностям.
Целью центра является создание условий для творческого развития детей и молодежи.
Центр выявляет и развивает творческие способности детей и молодёжи в области музыкально-хореографического, фольклорного, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного творчества, интеллектуального развития. Организует и проводит массовые мероприятия: фестивали, смотры, конкурсы, праздники выставки, форумы. Координирует деятельность учреждений образования Республики Беларусь по вопросам художественного воспитания, социально-педагогической работы.
Назовём лишь некоторые кружки и объединения, предлагаемые центром: кружок «Цимбалы» (до 18 лет); кружок «Хореография»( до 14 лет); кружок «Пластика в театре» (до 25 лет), кружок «Литературное творчество» (до 25 лет), кружок эстрадного вокала «Solo» (до 14 лет), кружок спортивной и оздоровительной аэробики «Аэроданс» (до 16 лет), ансамбль эстрадного вокала «Улыбка» (до 18 лет), кружок «Фортепиано» (до 15 лет), кружок «Основы популярности» ( до 25 лет) и др.
Бывший Дом Пионеров, а ныне Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт», также предоставляет нынешнему поколению свои услуги.
В центре существует 7 отделов для досуга молодёжи:
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14‒16 до 25‒30 лет.
Молодёжная культура ‒ культура определенной возрастной группы, которая характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов.
Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации.
Досуг - часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
Мы выяснили основные принципы досуга: досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности, предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность, формирует и развивает личность, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия, стимулирует творческую инициативу, досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности, досуг способствует формированию ценностных ориентаций, формирует позитивную «Я ‒ концепцию», обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, способствует самовоспитанию личности.
Культурно-досуговая
Основными характеристиками
культурно-досуговой
В г. Минске существует множество учреждений, осуществляющих досуг молодёжи: Минский государственный Дворец детей и молодёжи; Дворец детей и молодёжи г.Минска «Золак»; Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи г.Минска; Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» г. Минска.