Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
Социально-психологическая характеристика молодёжи………………...5
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[7, с.204].
Если мы говорим о молодёжной
культуре, то молодежную культуру как
культуру определенной возрастной группы
характеризует эмоционально-
Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации.
В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.
Здесь ей труднее всего находить
взаимопонимание и взаимное доверие.
Поэтому нередко наилучшей
В них молодежь в наибольшей степени
чувствует себя как дома. Здесь
ей легче всего найти
В узком смысле молодежная культура – это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти ‒ высокой.
Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики, а также непосредственно досуга и развлечений[3].
Глава II
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности
По словам профессора А. Соколова, время человека, занятого работой или учебой, можно четко разделить на рабочее, время обязательных занятий и внерабочее. Внерабочее, в свою очередь, подразделяется на четыре части.
1. Вспомогательное рабочее
время, диктуемое
2. Бытовое время – домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей: покупки в магазинах, приготовление пищи, уборка помещений, уход за детьми.
3. Физиологическое время,
требующееся на естественно-
4. Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры [12, с.103].
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV в. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [6, с. 112].
В русском языке в толковом словаре С. Ожегова понятие досуг означает просто свободное время [8].
В «Советском энциклопедическом словаре» даётся такое определение досуга: досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей[8].
Автор Г. Аванесова определяет досуг как время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений[1, с.7].
Исследователь А. Жарков пишет, что досуг – это часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых[5, с.70].
В свою очередь, А. Соколов под понятием досуг понимает часть свободного времени, используемое для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности[12, с.100].
Мы остановимся на точке зрения Соколова, которую посчитали наиболее подходящей.
Основные принципы досуга: досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности, предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность, формирует и развивает личность, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия, стимулирует творческую инициативу, досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности, досуг способствует формированию ценностных ориентаций, формирует позитивную «Я - концепцию», обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, способствует самовоспитанию личности[6, с.96].
Досуг связывается со свободным временем. Можно сказать, что досуг – это самодеятельная активность в свободное время. Именно активность, а не безделье. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», то есть достигнуть чего-то, на что требуются усилия. Досуг –всегда свободное время, но свободное время не всегда есть досуг. Свободное время может быть потрачено на сверхурочную работу, дополнительные обязанности и другое. Поэтому очень важно чтобы досуг удовлетворял духовные потребности человека. Философ А. Шопенгауэр сказал: «Досуг без духовных занятий – гибель для человека».
Проблема досуга была актуальна далеко не всегда, это является приобретением культуры Нового времени. Существовало чередование работы и отдыха. В хорошую, тёплую погоду работали от зари до зари, отдых сокращался до минимума. Зимой много времени отводилось отдыху, досугу, проводившемуся в соответствии с обычаями. Чаще всего это были какие-либо утилитарные занятия. Здесь будет уместна поговорка «Не учи безделью, а учи рукоделью».
Итак, проблема досуга не существовала для крестьян, для ремесленников-горожан, не волновала она и аристократов. Поэтому о ценности досуга не задумывался никто. Исключением были философы Древней Греции, которые рассматривали досуг как жизненный идеал, как высшее удовольствие . Одним из них был Аристотель .
В современное время ритуалы
и обычаи утратили свое регламентирующее
значение, хотя современный празднично-
Согласно мнению А. Соколов, досуговое поведение включает в себя в основном следующие два вида занятий:
1. Пассивный отдых, не
связанный с достижением каких-
2. Пассивные развлечения,
свойственные людям «массовой
культуры», образующим
Культурно-досуговая
Исследователь И. Сморгович определяет культурно-досуговую деятельность как деятельность по удовлетворению социокультурных потребностей человека в сфере свободного времени [11].
Автор Г. Аванесова характеризует культурно-досуговую деятельность «как специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития» [1, с.55].
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.
Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров.
Культурно-досуговая деятельность каждой малой группы или общности в лице любительского объединения, мини кружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует созданию условий, в которых личность может проявить свободу выбора и волю в утверждении своей системы ценностей. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения. Наряду с возрождением народного художественного творчества новые импульсы получают общественное движение и различные виды социально-политической деятельности.
Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.
Предметом культурно-досуговой
Изменения в теоретическом осмыслении
культурно-досуговой
Только с учетом психологии личности
и психологии групп, коллективов
и массы людей можно говорить
о содержательности культурно-досуговой
деятельности, аргументированном
Ставя цель развитие личности, учитывая
добровольность и личную инициативу
в культурно-досуговой
Поскольку у каждой личности свои
мотивы приобщения к культурно-досуговой
деятельности, возникает необходимость
изучения общих принципов этого
процесса. Но в условиях свободного
выбора форм проведения досуга, добровольности
нельзя не учитывать общих