Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 17:22, реферат
Объект нашей работы – феномен культуры, а предмет – философские подходы к культуре.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
проанализировать научную и методологическую литературу по заданной теме;
рассмотреть границы и содержание термина « культура»;
охарактеризовать основные этапы развития философских взглядов о культуре;
проанализировать наиболее популярные концепции культуры
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ 6
2.1. Основные этапы развития философских представлений
о культуре 6
2.2. Философский подход 9
2.3. Наиболее популярные концепции культуры 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ
Специальность Финансы и кредит
Курс 2
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему «Философские подходы к культуре»
ФИО |
Оценка |
Дата |
Подпись | |
Выполнила |
Ахметдинова Л.А. |
|||
Проверила |
Голованова Е.Ю. |
Уфа 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ
2.1. Основные этапы развития философских представлений
о культуре
2.2.
Философский подход
2.3. Наиболее популярные концепции культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
25
ВВЕДЕНИЕ
Специфически человеческой формой существования и самореализации человека является деятельность. Созданная человеком культура выступает способом его деятельности, это — универсальная «технология» по созданию стандартов, норм, традиций, а также образцов нового, творчески-продуктивного. В результате субъект-объектной и субъект-субъектной деятельности появляется новая реальность: материальная и духовная культура, которая служит основой человеческого существования и прогресса. Особенно важно изучение философских подходов к понятию «культуры» в диахроническом аспекте, однако современные исследователи мало обращаются к данной проблеме. В основном анализируется либо само понятие культуры с философской точки зрения [Арсланов, Мареев, Мареева 2001; Кармин 2001], либо философское изучение культуры на каком–то отдельном историческом этапе [Драч 2003; Лосев 1988; Жукоцкий 2004]. Этим и обуславливается актуальность данной работы.
Объект нашей работы – феномен культуры, а предмет – философские подходы к культуре.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
проанализировать наиболее популярные концепции культуры
Существует множество концепций культуры. Да и сам термин «культура» неоднозначен. Культура (от лат.—cultura) — возделывание, воспитание, образование. В понятии культура, пишет Т. П. Малькова и М. А. Фролова, фиксируется:
Человек, общество, культура — объекты постоянно развивающиеся, «становящиеся». Мир культуры возникает только в процессе человеческой деятельности в живом развивающемся социуме. Вопрос о том, что первично и определяет развитие другого, может быть решен следующим образом: эти объекты коэволюционно существуют, взаимно предполагают, взаимно влияют, взаимно дополняют друг друга. Деятельность — связующее звено коэволюции. Освоение различных типов деятельности формировало новый человеческий генотип, развивался и генотип моделей сугубо человеческой деятельности, преобразующий мир первичной природы и создающий мир «второй природы», мир артефактов, мир культуры.
Первыми, дошедшими до нас зримыми небиологическими материальными структурами, в которых был за креплен прошлый опыт деятельности и в которых он передавался другим поколениям, были орудия труда. Это первые объекты культуры. Они, отмечают исследователи, как и язык, становятся средствами фиксации социального опыта. Человечество начинает с деревянной и каменной техники, стандартизируя опыт, закладывая в орудия «идею». Постепенно складывается мораль, появляется искусство, религия — древнейшие формы духовной деятельности и духовной культуры.
Наши знания о прошлом культуры питаются разными источниками. По способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различить три глобальных культурных типа:
Каждый из них по-своему социализирует основной, культурный код.
Основной культурный код обладает следующими характеристиками: он универсален, а, следовательно, работает в любом культурном типе и любом историческом: времени. Он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры. Он открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами. Это предметность, знаковость, идеальность.
Рассмотрим, как же с течением веков изменялось философское представление о культуре и ее особенностях.
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ
2.1. Основные этапы развития философских представлений о культуре
Термин «культура» в его современном значении возник сравнительно недавно. Древние греки противопоставляли собственную «воспитанность» варварству. Вместе с тем они осознавали, что человек живет не просто в физической, но и в «символической вселенной», культуры. Вне культуры существование человека невозможно. Она определяет его бытие, специфику сугубо человеческой деятельности, материальный и духовный мир. Культура создает и «пересоздает» человека, обеспечивает сохранение и передачу человеческого опыта.
В средние века слово «культура» отождествлялось с городским укладом жизни, несло в себе комплекс обозначений, с которым позже стали связывать понятие цивилизации. Культура также соотносилась с возможностями индивидуального духовного развития, а в эпоху Возрождения характеризовала полноту гуманистического идеала человека. Начиная с XVII в. под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Что такое культура? Как она возникла? Каковы ее связи с историей?
Эти вопросы получили различную аранжировку в натуралистической и идеалистической трактовках культуры. Натуралисты, указывает Жукоцкий В.Д., усматривали истоки данного феномена в «естественной» природе человека1. Идеалисты видели назначение культуры в нравственном развитии человека, в достижении им морального состояния. Делая упор на понятие «культуры» как определенной множественности, французские просветители (энциклопедисты) осознали необходимость введения нового понятия, которое давало бы возможность подчеркнуть значение факторов, обеспечивающих целостность и общественную гармонию. Таким понятием стало понятие «цивилизация». Оно у энциклопедистов (Дидро, Даламбер, Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и др.) ассоциируется с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «Разума», с торжеством «универсализма».
В контексте философского изучения культуры XVJII— XIX вв. возникают новые вопросы: Каковы закономерности развития культуры? Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? Отчего угасают и возрождаются отдельные духовные компоненты, сущностные характеристики культуры? Европейская общественная мысль обнаружила широкий спектр подходов к историко-культурной динамике. Но преимущественное внимание она уделяла идее продленности, континуальности процесса культурно-исторического развития. Так, в философии истории И.Г. Гердера (1744-1803) развитие культуры мыслилось как монументальное развертывание общей системы, в которой не исчезают никакие духовные накопления. Данный подход отразился в гердеровском принципе «органически-циклического» развития, в идее плавной эволюции культурного процесса. Другим примером такой установки может служить кан-товско-фихтевский принцип бесконечного поступательного движения, где сущность новой культуры постигается как идеал, как завершение предшествующих духовных приобретений.
Рубеж XIX—XX вв. и в целом XX век внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее распространенными в этот период становятся мотивы «кризиса культуры». Особый интерес представляют два основных подхода к данной концепции («кризиса культуры»): концепции О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского, с одной стороны, И П. Сорокина, с другой.
XX век усиливает ощущение неустойчивости, тупика, безвыходности общественно-исторического процесса, поступательного развития цивилизации. Еще вчера могло показаться, что цивилизация находится под контролем разума и имеет благую цель. Но XX век демонстрирует, что существующая культура Запада не содержит никаких гарантий разумности, а понятия «прогресса», «цивилизации», «культуры» слабо взаимодействуют с реалиями мировых войн XX века. Если в XIX веке казалось, что западная цивилизация может служить эталоном развития, то XX век поставил под сомнение данный тезис. События, происходящие на Востоке, стали привлекать к себе пристальное внимание западного общества, усилился интерес к России.
В 70—80-е гг. эмпирически констатируемый плюрализм культур становится предметом теоретического анализа, который, в свою очередь, предполагает осмысление вопроса о единстве, универсальности различных, культур.
2.2. Философский подход
Философский подход обладает наиболее широкой
панорамой видения культуры. Как известно,
философ рассматривает любое явление
с точки зрения целостности и сущего, всеобщего
и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного).
Философский анализ в отличие от научного
познания включает в себя мыслительные
процедуры, позволяющие выразить изучаемый
предмет в предельно широких категориях,
а также сквозь призму дихотомий — «идеальное-реальное»,«
Философы и мыслители всех
времен пытались определить смысл или
основное предназначение культуры и только
немногие из них приблизились, по нашему
мнению, к ее истинному пониманию. Для
одних культура — это известное в мире
неизвестного, «луч света в темном царстве».
Для других ее смысл заключается в бесконечном
самосовершенствовании человеческой
природы, непрерывном оснащении людей
материальными, интеллектуальными и духовными
средствами.
В истории мировой
философии нового времени наиболее полно
концепции культуры представлены в философии
И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля, философии
жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей,
Г.Зиммель и др.), философии истории (О.Шпенглер,
А.Тойнби, Н.Я.Данилевский и др.), неокантианской
традиции (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, Э.Кассирер
и др.), феноменологической философии (Э.Гуссерль
и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг и др.).
Эти и другие концепции подробно описаны
в ряде учебников по философии культуры
и культурологии и поэтому нет необходимости
в их детальном рассмотрении.
В современной западной
философии исследования культуры продолжают
М.Хайдеггер, представители структурализма
и постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан,
Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт и др.).
Приведем лишь
некоторые из наиболее известных определений
культуры, встречающиеся в современной
философской литературе: общий и принятый
всеми способ мышления (К.Юнг); процесс
прогрессирующего самоосвобождения человека
(Э.Кассирер); то, что отличает человека
от животных (В.Ф.Оствальд); совокупность
факторов и измененных условий жизни,
взятых вместе с необходимыми для этого
средствами (А.Гелен); сотворенная человеком
часть окружающей среды (М.Херскович);
система знаков (Ч.Моррис, Ю.М.Лотман); специфический
способ мышления, чувствования и поведения
(Т.Эллиот); совокупность материальных
и духовных ценностей (Г.Францев); «единый
срез, проходящий через все сферы человеческой
деятельности» (М.Мамардашвили); способ
и технология человеческой деятельности
(Э.С.Маркарян); все то, что человек творит,
осваивая мир объектов — природу, общество
и пр. (М.С.Каган); социально значимая творческая
деятельность человека, взятая в диалектической
взаимосвязи с ее результатами (Н.С.Злобин);
производство самого человека во всем
богатстве его связей с обществом (В.М.Межуев);
сфера реализации идеально-ценностных
целей, осуществление идеала (Н.З.Чавчавадзе);
духовное бытие общества (Л.Кертман); система
духовного производства (Б.С.Ерасов) и
др.
Попытки отдельных
философов свести культуру к «внешним»
благам и состояниям людей ничего не дали.
Она «возделывает» не только физическую
природу, но и человека изнутри, хотя и
при помощи материальных или символических
посредников. В этом смысле культура есть
самопроявление и самораскрытие человеческой
природы в предметах материального и духовного
мира. Без этого трудно понять