Философские подходы к культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 17:22, реферат

Описание работы

Объект нашей работы – феномен культуры, а предмет – философские подходы к культуре.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
проанализировать научную и методологическую литературу по заданной теме;
рассмотреть границы и содержание термина « культура»;
охарактеризовать основные этапы развития философских взглядов о культуре;
проанализировать наиболее популярные концепции культуры

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ 6
2.1. Основные этапы развития философских представлений
о культуре 6
2.2. Философский подход 9
2.3. Наиболее популярные концепции культуры 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

культура гот..doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения П. Сорокина, идеи которого рассматривает Кармин А.С.,  культурно-исторический процесс представляет собой динамику трех культурных суперсистем:

1) «идеациональной»;

2) «сенситивной»;

3) «идеалистической».

Они организуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, т. е. мировоззрений. Каждая из них сориентирована на определенную систему ценностей и определенный аспект реальности4.

Первая суперсистема объявляет подлинной реальностью сверхчувственную действительность и сверхчувственные ценности (Бог, Абсолют и т. д.). Вторая исходит из подлинности чувственной реальности и чувственных ценностей (материальные блага). Третья акцентирует внимание на синтезе того, что является главным в первой и второй культурах, ее притягивает возвышенное.

Современная «сенситивная» культура, по П. Сорокину, появилась, сменив «идеациональную» культуру, в течение нескольких веков доминировала, и ее вклад в историю огромен. Но, ни одна форма культуры не может существовать вечно. Сейчас, как считает Сорокин, наблюдается процесс дезинтеграции «сенситивной» культуры (доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывают свои возможности и заменяются одним из двух других альтернативных мировоззрений). Процесс «дезинтеграции», по мнению П. Сорокина, является источником кризиса, который фиксирует переход от одной суперсистемы к другой. Культурный кризис означает дезинтеграцию определенного образа жизни и образа мышления, как отдельных индивидов, так и социальных групп. Он сопровождается хаосом и конфликтами между носителями различных культурных форм.

П. Сорокин считает, что причина кризиса — во внутренней логике развития «сенситивной» культуры. Следствием ее господства оказалось, с одной стороны, беспрецедентное развитие естественных наук и техники, а, с другой, фатальное суждение действительности до одного из ее аспектов — чувственного уровня. Остальное признавалось либо несуществующим, либо фиктивным. Это привело к измельчанию ценностей, исчезновению творческой активности индивидов. Все это требует перехода к другой динамичной фазе, что означает переоценку существующих ценностей, переориентацию образа мышления и трансформацию социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

"Философия" в переводе с  греческого означает "любомудрие", т. е. пытливое отношение к миру, стремление его познать. Философствовать  человек стал, очевидно, одновременно  с проблесками первой мысли  и не исключено, что главным предметом его размышлений стали окружающие люди и он сам в окружающем мире. Отсюда известная формула древнегреческого философа Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Характерно, что первоначально и в течение весьма длительного времени знания о природном и социальном мире не разделялись и существовали в лоне так называемой натурфилософии. 

Важно также подчеркнуть, что в философии человек исходно и довольно долго рассматривался не как творец, а как один, и притом не самый главный, элемент мира, в лучшем случае как орудие, инструмент для осуществления воли неких надчеловеческих (космических, божественных и т. п.) сил. Т.е. уже исходно культура, как материальная, так и духовная, занимала значительное место в жизни человека.

В данном исследовании мы проанализировали  научную и методологическую литературу по заданной теме; рассмотрели  границы и содержание термина «культура»; охарактеризовали основные этапы развития философских взглядов о культуре; проанализировали наиболее популярные концепции культуры. Пришли к выводу:

Философский подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.

1. Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).

2. Римский оратор и  философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал  это слово в применении к  духовности. Философию он считал  культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции ХIХ - начала ХХ в. получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.

Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.

Действуя в рамках такого подхода, философия культуры не пытается больше спасти европейскую и мировую культуру, но зато признает разные культуры и их самоценность, конституирует и направляет их изучение и исследование, способствует здоровью культуры, то есть старается действовать культуросообразно. Последнее означает, что культуролог как культурно и гуманитарно ориентированный специалист и человек проводит в своей деятельности этические идеи разума и культуры, учитывая одновременно реальные возможности и границы своих усилий, постоянно преодолевая присущие всякому мыслителю натурализм и утопизм. Не отрицает современная философия культуры и теории культуры, науки о культуре. Напротив, философия культуры осуществляет по отношению к наукам о культуре, а также к истории культуры важные методологическую и аксиологическую функции. Поэтому трудно согласиться с критикой философии культуры, высказанной Э. Орловой, но зато вполне можно принять следующий ее вывод по поводу соотношения философии культуры, истории культуры и наук о культуре: "Разумеется, любой тип исследования культуры включает в себя все три компоненты: метафизическую, упорядочивающее - описательную, объяснительную... Все они сосуществуют, выполняя свои познавательные функции в изучении культуры. И можно утверждать, что именно их совокупность и составляет в современной науке области специализированного знания о культуре".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арсланов В.Г., Мареев С.Н., Мареева  Н.В.  Философия  XX  века. – М.: Академический проект, 2001.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994.
  3. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Феникс, 2003.
  4. Жданова Г. В. Философия культуры евразийства: (методологические аспекты)// Вестн.Моск.ун-та.Сер.7,Философия. – 2004. - №5.
  5. Жукоцкий В.Д. Философия культуры - культурфилософия - культурология - история культуры// Философские науки. – 2004. - №7.
  6. Кармин А. С. Культурология. – М. : Лань, 2001.
  7. Круглова Л. К. Философия культуры, теория культуры, культурология: место и роль в системе культуроведения, соотношение с философией и специальными науками//Вопросы культурологи. – 2009. - №1
  8. Кузнецова Т.В. Философская теория культуры: этапы развития//Философские науки, 2003. - №7.
  9. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988.
  10. Малькова Т. П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  11. Побединский В. Н. Философия культуры евразийства как традиция русской консервативной мысли XIX века// Вопросы культурологии. – 2007. - №10.
  12. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 1999.
  13. Туровский М.Б. Философские основания культурологи. М., 199.
  14. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проьлемы теории исторического процесса). М., 1981.

 

1 Жукоцкий В. Д. Философия культуры - культурфилософия - культурология - история культуры// Философские науки. – 2004. - №7. – С. 35.

 

2 Малькова Т. П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 86.

 

3 Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Феникс, 2003. – С. 112.

 

4 Кармин А. С. Культурология. – М. : Лань, 2001.- с.227.

 

 


 



Информация о работе Философские подходы к культуре