Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 17:22, реферат
Объект нашей работы – феномен культуры, а предмет – философские подходы к культуре.
Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:
проанализировать научную и методологическую литературу по заданной теме;
рассмотреть границы и содержание термина « культура»;
охарактеризовать основные этапы развития философских взглядов о культуре;
проанализировать наиболее популярные концепции культуры
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» 4
2. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К КУЛЬТУРЕ 6
2.1. Основные этапы развития философских представлений
о культуре 6
2.2. Философский подход 9
2.3. Наиболее популярные концепции культуры 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
сущность культуры.
Как показывают отечественные
исследователи, философское изучение
культуры предполагает устремление к
фундаментальным основаниям человеческого
бытия, к глубинам самосознания народа.
В рамках философского подхода сегодня
выделяются несколько позиций, которые
выражают различные оттенки и смысловые
значения
понятия «культура».
Мы остановимся более подробно на характеристике позиций отечественных исследователей, внесших немалый вклад в развитие философии культуры.
1. Культура есть «вторая природа»,
мир искусственного, то есть созданного
человеком по своему образу и подобию
или для собственных нужд, не продиктованных
однозначно природной необходимостью
(в отличие от всего естественного) и силой
инстинкта.
В философской литературе делаются попытки
указать существенные признаки, позволяющие
зафиксировать качественное отличие культуры
от природы. Ее появлению способствовали,
по мнению П.С.Гуревича, использование
огня и орудий, возникновение речи, способы
насилия над собой (табу и другие ограничения),
образование организованных сообществ,
формирование мифов и образов.
При этом деятельность рассматривается
как своего рода посредник между природой
и культурой. Именно в деятельности и посредством
деятельности люди приспосабливают и
преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.
2. Некоторые философы
и ученые идут дальше в своем
понимании культуры, заявляя, что
последняя есть не что иное,
как способ развития и
Так, группа ученых, работавших под руководством
М.Б.Туровского, еще десять лет назад предложила
подобную версию культуры, понимание которой
основано на актуализации личностного
начала в истории. М.Б.Туровский в своей
программной статье Культура как предмет
исследования полагал, что в центр исследований
культуры необходимо поставить такой
системообразующий фактор, как субъектность
процесса культурного развития. В качестве
субъекта культурно-исторического процесса
рассматривается не среднестатистический
индивид, а личность. Культура как объект
научного изучения, — подчеркивает он
далее, — может быть определена только
параметрами личностного приобщения человека
к деятельностному освоению мира. Другими
словами, объектом научного исследования
культуры выступает, по его мнению, субъектный
(личностный) аспект истории, которая определяется
им и его последователями с точки развития
человеческой деятельности или применения
способностей человека для реализации
своего человеческого предназначения.
Приведенная выше позиция, дополненная рядом мнений (см. работы В.М.Межуева, Н.С.Злобина и др.), исходит из противопоставления культуры как личностно-творческого начала истории и социальности как надличностно-регламентирующего фактора. Для регламентации избыточности человеческого творчества социальная институциональность вырабатывает собственные правила и ограничения. Взамен внешней регламентации, ограничивающей пространство личной свободы и творчества человека, предлагается модель деятельностного общения, увеличивающего степени свободы индивида посредством утверждения внутреннего самоограничения человека. В результате происходит вытеснение внешней регламентации, которая жестко детерминирует реализацию его способностей.
Возражением против подобного
рассмотрения культуры может служить тезис о двойственной природе
культуры, его одновременной институциональности
(внешне-регламентирующая функция культуры)
и личностной детерминированности или
самодетерминированности (креативная
функция). Нельзя сводить все многообразие
проявлений культуры к одному лишь личностному
началу или аспекту истории. Тем самым
производится подмена одного понятия
(«культура») другим, не менее общим по
своему содержанию («личность»).
С нашей точки зрения, личность и культура
— не только однопорядковые, но и взаимодополняемые
понятия, выражающие разные, хотя и взаимосвязанные
стороны социальной реальности. Здесь
мы солидарны с позицией В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном,
рассматривающих историю с точки зрения
трех взаимосвязанных подходов — естественно-исторического,
деятельностного и личностного. Личностный
аспект исторического процесса имеет
вполне самостоятельное значение, его
нельзя сводить к содержанию культуры,
и, наоборот, развитие культуры не определяется
однозначно личностным существованием
человека в мире.
Мы согласны с тем, что «культура, охарактеризованная
в самом общем виде, есть, следовательно,
развитие человека как родового, то есть
сознательного, творческого, самодеятельного
существа».
Но это — лишь один из аспектов
развития культуры, не исчерпывающий собой
все ее содержание. Вряд ли имеет смысл «отрывать»
субъект от других составляющих деятельности.
Две другие интерпретации связаны с представлением
культуры как определенного состояния
или качества деятельности.
3. Культура рассматривается как специфически человеческий, надбиологически выработанный «способ деятельности», а также как технология ее осуществления, то есть то, как и каким образом человек реализует свою деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном контексте производна от деятельности. Она охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение.
В отечественной философской
литературе сформировалось два основных
направления деятельностного анализа
культуры: системно-технологическое направление
исследования культуры (М.С.Каган, Э.С.Маркарян)
и субъектно-деятельностное (В.Ж.Келле,
М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский, В.М.Межуев
и др.). Несмотря на полемику между М.С.Каганом
и Э.С.Маркаряном, их позиция совпадает
в главном: культура выражает технологическую
составляющую общественной жизни людей.
Другая группа ученых связывает понимание
культуры с принципом деятельности. Именно
деятельность рассматривается В.Ж.Келле
и М.Я.Ковальзон как объяснительный принцип
культуры. Эта позиция подтверждается
ими в разные периоды творчества: культура
есть не что иное, «как специфически общественный
способ жизнедеятельности и саморазвития
человека», а ее исследование «связывается
с исследованием деятельности людей…
и с развитием самого человека»;
«мы принимаем ту точку зрения, что деятельность
есть последнее основание культуры; культура
созидается, существует и воспроизводится
в деятельности».
4. Культура есть особая
разновидность человеческой
Попытки связать понятие
культуры с деятельностью, в том числе
с ее результатами, безусловно, заслуживают
внимания. Однако рассматривать культуру
как разновидность человеческой деятельности, — значит, идти по пути сужения
ее предметного содержания. Культура —
это не только и не столько деятельность,
сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности
превращает людей и их объединения в субъекты
культуры, но средствами или результатами
деятельности опять же, не исчерпывается
все богатство и содержание культуры.
Таким образом, суть философского понимания
культуры заключается в разнообразных
попытках раскрыть целостным образом
ее сущность с точки зрения всеобщих связей
и закономерностей.
2.3. Наиболее популярные концепции культуры
Остановимся на наиболее популярных концепциях культуры. Книга немецкого мыслителя О. Шпенглера «Закат Европы» явилась значительным событием в культурной жизни Европы. В «Закате Европы», характеризует статью Т. П. Малькова, развивается идея культурно-исторического цикла в сочетании с принципом дискретности локальных культур2. Мысли, эти восходят к «циклу вечных превращений» Гераклита, космологии Чжоу Яня, переносящего природный циклизм в историю. В числе непосредственных предшественников по данным проблемам следует особо отметить Д. Вико, И. Г. Гердера, Г. Гете, Н. А. Бердяева (им была изложена за несколько лет до Шпенглера в культурологической традиции идея заката Европы в его сочинении «Конец Европы»).
Особое
место в данном ряду, как нам
представляется, занимает Н. Я. Данилевский,
русский публицист и социолог,
который еще в 60-е гг. XIX в. во
многом предвосхитил книгу
Данилевский
выделяет следующие культурно-исторические
типы, проявившие себя в истории: египетский,
китайский, ассирийско-вавилонско-
а) деятельность религиозная;
б) деятельность культурная;
в) деятельность политическая;
г) деятельность общественно-экономическая.
В основе выделения определенного культурно-исторического типа лежат следующие законы:
1) всякое племя или семейство народов, характеризуемое единым языком или группою языков, близких между собой, составляют самобытный культурно-исторический тип;
2) дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, она должна отличаться тем, что народы, к ней принадлежащие, могли пользоваться политическою независимостью;
3) начала
цивилизации одного культурно-
4) цивилизация
только тогда достигает
5) ход
развития культурно-
По Данилевскому, влияние одной цивилизации на другую может осуществляться тремя способами: 1. Колонизация. 2. Прививка. 3. Влияние почвы на растительный организм, или улучшенного питания. При этом «организм» сохраняет свою образовательную деятельность, он только питается результатами чужой деятельности и перерабатывает их по-своему. Именно третий способ Данилевский считал оптимальным.
По степени реализации и результативности осуществления культурно-исторических типов, Данилевский выделял следующие цивилизации:
а) первичные или аутохтонные (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская);
б) вторичные или одноосновные (еврейская, греческая, римская),
в) двуосновные (европейская, в основе которой лежит германо-романский культурно-исторический тип);
г) особая славянская цивилизация (преимущественно Россия), которая будет первым полным четырех основным культурно-историческим типом, преодолевшим ограниченность Европейской культуры и создавшим новую, единую культуру.
Немецкий философ и историк О. Шпенглер, в своем двухтомном произведении «Закат Европы» обосновывает неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. Шпенглер в своих рассуждениях исходит из понятия жизни. Жизнь — это бесконечный процесс самозарождения и столь же естественного умирания культур. Культура, по Шпенглеру, это организм, обладающий жесткой сквозной структурой, абсолютно замкнутый, как монада Лейбница, и совершенно уникальный. Она выступает, во-первых, как расколотая на восемь основных культур, из которых семь умерло, а одна — фаустовская (западноевропейская) — существует ныне. Кроме того, он видел нарождающуюся русскую культуру. Каждая из этих культур вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» — способа «переживания жизни». Во-вторых, культуры, по Шпенглеру, подчинены жесткому биологическому ритму. Постепенно любая культура приходит к стадии упадка, перерождается в цивилизацию. Цивилизация, по Шпенглеру, — это обездушивание жизни, интеллектуализация ее, переход от творчества к спорту, От литературы к варьете, от героев к инженерам.
Эпоха «закостеневания» творческих начал культуры в механически-безжизненных формах «цивилизации» сопровождается, по Шпенглеру, процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни. Символами этого «омассовления» являются огромные города, приходящие на смену разбросанных по земле (и живущих в неразрывном единстве с нею) деревень и небольших городов. Этот процесс является отражением количественного принципа развития «цивилизации», заменившего качественный принцип «культуры». «Глобализация» форм и способов человеческого существования — хозяйства, политики, техники, науки и т. д. свидетельствует о господстве в жизни человека «Цивилизации», принципа пространства над принципом времени. Это находит концентрированное выражение в мировых войнах, цель которых — глобальное господство над миром' государства-победителя, что является высшим, смыслом существования «цивилизации». Бесконечная череда войн, ведущихся за мировое господство, и есть, по Шпенглеру, форма самоотрицания и гибели культуры.