Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:47, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ фламенко в контексте Российской культуры.
Выполнение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
Изучить историю появления и развития фламенко
Проанализировать стили и формы фламенко
Проследить зарождение фламенко в России, выявить, с чем связан интерес у русских людей к фламенко
Выявить влияние фламенко на Российскую культуру и особенности этого феномена.
ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………...3
ГЛАВА 1. История и особенности фламенко………..………………….………7
1.1. История появления и развития фламенко……. ……………………………7
1.2. Особенности стилей и форм фламенко…………………………..………..19
ГЛАВА 2. Фламенко в контексте Российской культуры…………………..…30
2.1. Зарождение фламенко в России……………………………………...…….30
2.2. Влияние фламенко на Российскую культуру………………………..……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………
Нaнас – это песни матери, качающей колыбель своего ребенка. По происхождению они андалузские, но их относят к фламенко, несмотря на то, что многие черты, свойственные нанас, такие как простая структура музыкальных фраз, отсутствие мелизмов и украшений, не характерны для фламенко. В нанас слышно лишь эхо фламенко, но это эхо придает им удивительный колорит и красоту.
Петенерас изобрела кантаора по имени Ла Петенера (La Petenera), чье имя оно и унаследовало. Известно, что она родилась в деревне провинции Кадис, которая называется Петенера де ла Ривера (Petenera de la Rivera). Переплетая свои собственные мелодии с популярными в Кадисе напевами, эта кантаора положила начало новому оригинальному стилю, в песнях которого воспеваются чувства, и который вскоре приобрел такую славу и стал пользоваться таким успехом, что по праву занял достойное место среди стилей «большого пения» канте хондо. В петенере есть немало общего с солеа – те же интонации, та же плавность и торжественность. Среди цыган существовало поверье, что петенера приносит несчастье, и многие из них не только отказывались ее петь, но и не желали упоминать ее в разговорах..
Поло является
легендарным и древнейшим стилем.
Первое упоминание о поло относится
к 1773 году, но считается, что этот стиль
исполнялся на цыганских праздниках
задолго до этого времени. Это
эмоциональное пение
Саэта – это разговор с божеством через песню. Поётся во время религиозных праздников. Тем не менее, не исключено, что по происхождению это пение языческое, цыганское. В напевах саэты – жалоба и тихий ропот на судьбу, обращение к богу, чтобы он выслушал то, что больше никто не хочет слушать. Современная саэта, являющаяся стилем фламенко, возникла не в один миг и не была плодом вдохновения одного кантаора, она является результатом долгой эволюции. Сегодня саэта известна почти повсеместно в Испании, насчитывает множество разновидностей и местных мотивов и бережется как драгоценный камень канте хондо, представляя собой наиболее религиозный его вариант.
Сигирийя – это пение, с одной стороны опирающееся на личную интерпретацию каждого отдельного кантаора, но в то же время всегда сохраняющее свою музыкальную форму и структуру, благодаря чему в наши дни оно остается таким же, каким было два века назад. Это музыка с очень свободной ритмической структурой и сложными и красивыми гитарными партиями. В сигирийи – тайна цыганской души. В ней нет места театру и артистизму. Это пение о горе без утешения, о потере без возврата. Именно цыганским кантаорам удается раскрыть всю полноту и глубину этого пения.
Тангос в настоящее время является одним из самых любимых и исполняемых стилей. Родина тангос – Кадис, и эти песни были созданы для аккомпанемента танцу. Веселые, оптимистичные и непринужденные, они идеально подходят для того, чтобы под них танцевать. Танец тангос экспрессивный и чувственный, его движения и эмоциональный настрой напоминают о древних ритуальных танцах. Тангос – это один из самых древних стилей фламенко. В первой четверти XIX века он уже сформировался и исполнялся во время праздников в Кадисе. Начиная с этого времени этот стиль приобретает огромную популярность, как в качестве танца, так и песни, и становится излюбленным стилем среди посетителей кафе кантанте. Тангос производит там настоящий фурор, особенно в конце XIX – начале XX века.
Тьентос – «Tiento» в дословном переводе с испанского означает «нащупывание», «пробование на ощупь»31. Так называются пробные ноты и аккорды, которые берет гитарист прежде чем начать играть, его первые прикосновения к гитаре, или же несколько нот, спетых кантаором перед песней, чтобы подготовить свой голос.
Тонa – это цыганское пение, сформировавшееся в кузнечных мастерских32. Тонa не подчиняется строгому ритму, кантаор лишь представляет атмосферу кузницы и сам создает для себя подходящий для пения ритм. Изначально это была песня для аккомпанемента байлаорам, но вскоре она оставили их и перебралась в кузницу, где искусные умельцы выковали из нее одну из самых красивых драгоценностей канте хондо. Основные темы песен тонa – любовь, религия, жизнь и смерть. Когда-то было известно более тридцати вариантов тонa, каждый из которых имел свое особое значение.
Корни фламенко уходят глубоко в историю и до сих пор нет единого мнения относительно его происхождения. Искусство фламенко берет свое начало в народных песнях и танцах цивилизаций, рас и культур, существовавших на территории Андалусии с древнейших времен и оно впитало в себя черты, мудрость и знания этих народов. Вот почему современный фламенко представляет собой смесь практически всех существующих танцевальных направлений: игривых Индийских, чувственных арабских, веселых латиноамериканских, страстных цыганских, четких в движениях испанских. Поэтому фламенко представляет собой множество стилей, которые различаются ритмическим рисунком. Стили фламенко разнообразны, как и люди с их разнообразием характеров, населяющие многочисленные провинции Испании.
ГЛАВА 2. ФЛАМЕНКО В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Зарождение фламенко в России
Фламенко, танец испанских цыган, стремительно превращается в форму российской массовой культуры. Люди берут уроки в здешних танцевальных студиях, ездят в Испанию ему учиться.
Что же такое случилось, отчего вдруг жители и жительницы русских городов – да не какие-нибудь неустроенные, а напротив, прекрасно адаптированные, с надежным социальным статусом и неплохим доходом – увлекаются танцем испанских маргиналов, бродяг, отверженных и гонимых?
2011 год стал для России годом Испании33. Сразу же приходит на ум коррида, кармен и жгучий испанский танец фламенко. Поскольку корриду в России увидеть проблематично, на первый план в популяризации испанской культуры у нас выходит именно этот зажигательный танец. Стоит сказать, что искусство фламенко развивалось в России и раньше, на протяжении нескольких десятков лет.
В Москве первая школа танца фламенко была создана в 1989 году в Российской академии театрального искусства Валентиной Пахомовой, одной из учениц великолепного танцора современности Марио Майи34. Доцент кафедры хореографии ГИТИСа Валентина Пахомова вспоминает своё первое знакомство с ритмами фламенко в Испании: «Это было одно из средних заурядных представлений для туристов, где артисты работали на публику. Тем не менее, это меня так потрясло, особенно эти ритмы, некоторые я сначала никак не могла уловить, несмотря на то, что я музыкант по профессии».35 После этого, проучившись в лучших школах фламенко, где преподавали настоящие звёзды фламенко – Марио Майя, Антонио Каналес и Бланка Дель Рей, она возвращается в Москву с редкостными для России навыками и знаниями.
По поводу того, что может найти русская душа в ритмах фламенко, она говорит следующее: « К каждой душе есть ключик. Чья-то душа откликается на джаз, чья-то на рок или на классическую музыку. Ключом к моей душе оказалось искусство фламенко».36 Как прекрасный хореограф и наставник танца она добивается очень зрелищного фламенко.
Современные любители фламенко объясняют свое пристрастие к этому танцу очень просто. Он дает им такие возможности самовыражения, которых не способна дать ни одна из других доступных им форм нынешней культуры. Банковские служащие и работники юридических фирм, бизнесмены и сотрудники правоохранительных органов, закованные в повседневной жизни в множество дисциплинирующих правил, наконец-то получают возможность высвободить, выговорить в движении свой внутренний избыток – беспокойство, тревогу, тоску, страсть.
Современный человек, по меньшей мере со времен Фрейда, освоился с мыслью, что распирают его разрушительные силы, неуместные в нашей культуре и цивилизации. Он с младенчества научен их подавлять, укрощать. Правда, время от времени они вырываются наружу (война, семейные скандалы и ссоры, нервные срывы и психические заболевания и т.д.) Значит, каждой культуре приходится все время заново создавать и большими усилиями поддерживать разные техники защиты человека от самого себя. В одних культурах это религия. В нашей культуре разговоры на кухне с друзьями, дневники и стихи, написанные «в стол». Из несловесного – ну разве что спорт, алкоголь с табаком, хождение пешком по улицам и т.д.
Танец же – средство куда более сильное. Хотя бы потому, что ритмичен. От выматывания неустроенной души блужданием по улицам он отличается, как стихи от прозы. В нем душа завораживается ритмами собственного тела. Недаром фламенко сравнивают с шаманством, с мистикой.
В танце тело и душа, природа и культура забывают, что различны: сливаются друг с другом, выговариваются друг в друге. Кроме танца, такое возможно разве что в любви.
Но фламенко в своей сути и истоках – танец страшный, «глубокий». На грани жизни и смерти. Говорят, что и танцевать-то его по-настоящему могут те, кто пережил беду, потерю, крушение. Беда обнажает нервы жизни. Фламенко - танец обнаженных нервов. И сопровождает его в испанской традиции канте хондо – «глубокое пение». Выкрикивание корней души. Как бы и не вполне музыка.
При этом фламенко – танец детальнейше регламентированный, строгий, полный условностей, даже церемонный.
Фламенко – танец одиноких. Пожалуй, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, эта импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, точнейшей дисциплины. Некоторые даже считают, что фламенко вовсе не эротичен. Это танец – диалог, танец – спор, танец – соперничество между двумя началами жизни – мужским и женским.
Фламенко преображает, превращает в искусство именно то, что в нашей культуре-цивилизации задано как жесткие, беспощадные правила жизни.
Фламенко – древнее искусство сжигания темного.
В Москве стало модно танцевать фламенко. Не на публике, не в театре, не на вечеринках. В студиях и мастерских – для себя. Туда идут вместо аэробик и шейпингов, впрочем, за чем-то большим, чем движение.
Чередование хлопков в ладоши и звук кастаньет напоминает стук разбитых девичьих сердец.
Около пяти лет назад в Москве стали появляться школы, мастерские и студии фламенко37. За определенную плату этот танец стал доступен многим.
Кто же танцует фламенко в Москве? Почему они выбирают испанские страсти, а не русские народные, например? Что дает им фламенко?
Танец фламенко – это некое действо. Это больше, чем упражнения для мышц38. Здесь можно выплеснуть все свои эмоции, которые обычно подавляешь на работе или где-то еще. Здесь нет городской напряженности и суеты. Здесь есть гармония, отдохновение души.
У этого танца есть широта импровизации. Не обязательно делать так-то и так, можно импровизировать под свой характер. Для многих людей в России этот танец стал смыслом жизни. Фламенко это истинное искусство. И если человек причастен к этому и может себя проявить, – это вообще счастье и радость. Фламенко – это чувство, это огромная глубина. Это намного глубже, чем другие танцевальные направления. Это искусство для всех. Чтобы танцевать фламенко, необязательно нужно иметь какие-то определенные данные. Это не профессиональный классический балет, где детей с детства надо приучать, как, например, ножки правильно ставить и обязательно под медицинским присмотром. Здесь нет никаких ограничений ни в росте, ни в весе. Только, по мнению многих хореографов до 18 – 20 лет не стоит заниматься фламенко. Можно заниматься общей хореографической подготовкой, танцевать народные и современные молодежные танцы, джаз, модерн, которые развивают пластику. А фламенко – это уже чувственные танцы, внутренняя драматургия. Люди, которые приходят танцевать фламенко, должны пережить что-то: неудачную любовь, разлуку, потерю близкого человека. Это состояние детям, как правило, незнакомо. Конечно, дети могут танцевать фламенко. Цыгане все танцуют. И в Испании дети танцуют с родителями. Но это будет сухо.
Фламенко как правило танцуют состоявшиеся в жизни люди. Люди приходят уже в зрелом возрасте и как бы возвращаются в юность.
Заниматься начинают люди всех возрастов, даже занимаются люди 50 лет, есть и старше. Вообще нужно отметить настоящая испанка – не танцовщица фламенко. Это цыганский танец. Это боль цыган, их страдания, метания по всем странам. Это собранный их душой и сердцем материал, который они выдают и этим зарабатывают на хлеб. Но каждый должен увидеть себя в танце, как в зеркале. И не надо чувствовать себя испанкой или цыганкой. Надо почувствовать как бы внутренних самих себя.
Чтобы научиться танцевать фламенко каждому человеку нужно времени по-разному. Ведь можно выучить один танец и получать от него удовольствие. А можно всю жизнь учиться. Люди не останавливаются. Вслед за одним хочется танцевать другой вид, подвид фламенко: сигирию, фарукку, фанданго, булериас, аллегриас, тонадилью и т.д.
Люди выбирают именно фламенко, а не русские народные танцы, так как русский танец перешел какую-то грань, оторвался от земли, стал каким-то профессионально несовершенным: отталкивает людей39. Его не хотят учить. И это странно, ведь в народе всегда танцуют «цыганочку», «яблочко», «барыню». Но нет хореографов, которые смогли бы по- настоящему поднять русский народный танец, вызвать к нему интерес у людей. Но это относится не только к русскому народному танцу.
Фламенко не оторвался от земли. Он не стал таким профессиональным, его не надо учить 50 лет, чтобы станцевать. Освоил 2-3 движения, почувствовал музыку.
Хореография – это высшая форма физического развития человека40. Тем более фламенко. Развиваются и мышцы разные, и музыкальная культура.
Фламенко – это музыка, пение, танец и стиль жизни. Нельзя сказать, что это что-то отдельное. Взять, допустим, сигирию – песню-плач. Это основа фламенко, его музыкальный размер, метроритмический рисунок, внутренняя боль, страдания. Стиль канте хондо – вокал, глубинное пение. Но не обязательно только петь голосом. Душа поет и в танце, и в гитаре. Сначала начинает гитарист, играет, играет, входит в состояние как бы транса. Затем певец начинает входить в то же самое состояние. А танцор слушает их, «заводится» от них и только тогда, когда уже может выразить то, что чувствует, он встает и начинает танцевать. Поэтому фламенко – это и музыка, и пение, и танец, и стиль жизни.
С одной стороны,
к увлечению танцами в
Информация о работе Фламенко в контексте Российской культуры